Конспект обсуждаемых вопросов

Студенты должны знать о том, что связь обучения и развития ребенка является основной проблемой педагогической психологии. Обучение является не только условием, но основой, средством психологического и, в целом, личностного развития. Это двухсторонний процесс, планомерный и целенаправленный.

Существуют различные точки зрения по поводу того, как соотносятся между собой обучение и развитие (Дж. Уотсон, Эд. Торндайк, В. Штерн, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.). Л.С. Выготский сформулировал важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития: это уровень актуального развития и уровень, определяющий «зону ближайшего развития». Им же сформулирован один из концептуальных принципов современного обучения: «обучение не плетётся в хвосте развития, а ведет его за собой».

«Уровень актуального развития» характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить самостоятельно. «Зона ближайшего развития» обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с помощью взрослого.

Студентам предстоит, используя литературные источники, проанализировать, в чем заключается сущность «уровня актуального развития» и «зоны ближайшего развития».

Значимой характеристикой успешности и легкости усвоения учебного материала во время обучения является обучаемость. Факторами обучаемости являются: умственное развитие, личностная саморегуляция и общая умственная работоспособность.

Умственное развитие – это динамический процесс количественного и качественного совершенствования фонда знаний и всей мыслительной деятельности в целом. В умственном развитии проявляются 3 уровня: высокий, средний, низкий. Их описание представлено в лекциях.

Личностная саморегуляция – это социальная позиция обучающегося, его отношения к учению, мотивация учения, умение управлять своими произвольными процессами. Выделяют: высокий, недостаточный, низкий - незрелый уровни саморегуляции.

Общая умственная работоспособность - это результат функционирования анатомо-физиологических структур. Выделяют 3 уровня работоспособности: высокий, средний, низкий.

Студентам представится возможность проанализировать самостоятельно материал по обучаемости и принять активное участие в его обсуждении.

Известно, что важными теориями обучения являются:

1. Теория программированного обучения, у истоков создания которой стояли А.М. Матюшкин, Б.Ф. Скиннер, Н.А. Краудер, Л.Н. Ланда.

Эта теория представляет собой синтез научных разработок, направленных на управление познавательной деятельностью учащихся, на повышение эффективности преподавания, благодаря управлению учебной деятельностью, выступающему системообразующим фактором. В системе программирования имеет место моделирование, конструирование учебных программ, учебных пособий, эвристическое программирование. Так считает В.Г. Казанская.

2. Теория проблемного обучения, у истоков которой стояли М. Вертгеймер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, В.А. Крутетский.

Суть проблемного обучения, по мнению В.Г. Казанской, заключается в развитии творческих способностей учащихся средствами проблемных знаний. Творческое мышление приводит к новому уровню обобщения, открывая тем самым колоссальные потенциальные возможности для умственного развития. 

Студентам предстоит при подготовке к семинару ответить на следующие вопросы и выполнить ряд заданий.

Вопросы и задания

1. Известно положение Л.С. Выготского о том, что обучение - всеобщий и  необходимый момент развития. П.Я. Гальперин и Д.Б. Эльконин указывали также на то, что ребенок развивается лишь в той мере, в какой он учится, а это значит, что учение (а, следовательно, и обучение) - форма развития. Согласны ли вы с этим выводом?

2. Укажите условия, при которых обучение не ведет за собой развитие.

3. Поиск условий обучения, обеспечивающих наибольший развивающий эффект, является одной из центральных задач педагогической психологии. Почему?

4. Дайте определение понятию «актуальный уровень развития» (по Л.С. Выготскому).

5. Что означает «зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому?

6. Охарактеризуйте факторы обучаемости: умственное развитие, личностная саморегуляция, общая умственная работоспособность.

7. Раскройте сущность программированного обучения, его достоинства и недостатки.

Тема «Обсуждение ведущих научных направлений «развивающего обучения»; формирование знаний, умений, навыков»

Цель занятия - раскрыть содержание проблем «развивающего обучения» в рамках научных направлений В.В. Давыдова и Л.В. Занкова; проанализировать содержание понятий «знания», «умения», «навыки».

Вопросы для обсуждения

1. Основные положения научного направления «развивающего обучения» В.В. Давыдова.

2. Основные положения научного направления «развивающего обучения» Л.В. Занкова.

3. Дифференциация понятий: эмпирическое и теоретическое мышление в концепции В.В. Давыдова.

4. Традиционное обучение как альтернатива «развивающему».

5. Формирование знаний, умений и навыков у обучающихся.

Основные понятия – «развивающее обучение», эмпирическое и теоретическое мышление, знания, умения, навыки.

Форма проведения занятия – семинар с элементами эвристической беседы, проведение дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: