1. Подготовка. На этом этапе необходимо выбрать помещение, подготовить необходимые материалы, провести координатору (специалист, отвечающий за работу с ВИЧ - положительными и их близкими) совместно с фасилитатором индивидуальные встречи с потенциальными участниками.
2. Становление. На этом этапе члены группы должны лучше узнать друг друга, начать обсуждать, чего они хотят достичь и каким образом это можно сделать. На этом этапе можно использовать различные приемы для знакомства: упражнения «Интервью», «Снежный ком», «Приветствие без слов», «На льдине» и др. Начинать этот этап необходимо с представления себя, затем знакомятся участники, желательно вначале работать в парах (это поможет снять робость и дискомфорт у участников). Необходимо поощрять все попытки участников открыто рассказывать о себе и делиться своими чувствами. Главное на этом этапе - деликатность и неторопливость.
3. Смятение. Этот этап является переходным. Необходимо принимать участников группы таковыми, какие они есть.
|
|
Лучше узнав друг друга, многие участники группы начинают чувствовать себя уверенно, уже не бояться высказывать свое мнение, начинают возражать и спорить. Эти факты говорят о том, что группа движется к своей цели – помочь каждому самоутвердиться. Однако необходимо обратить внимание, чтобы не возникло соперничество за положение и авторитет в группе. На этом этапе ярко выражена заинтересованность позицией ведущего, его умением работать с группой, его умение поддерживать и оказывать помощь. В этот период важно не оставлять без внимания (негативные и позитивные) чувства, которые выражают участники группы. На этом этапе необходимо выяснить еще раз ожидания участников от групповой работы и акцентировать внимание на те моменты, когда группа чувствует себя единым организмом. Можно предложить как дискуссии, так и ролевые игры, направленные на формирование умений поведения и общения.
4. Работа. Группа работает в оптимальном режиме. Все стремятся быть активными. Умеют не только участвовать в дискуссии, но и приходить к общему решению. Важно поощрять попытки участников быть активнее, смелее отрабатывать полученные навыки. Нельзя оставлять без внимания все, происходящее в группе. Полезно проводить оценку работы в группе, постоянно проводить рефлексию (обратную связь). Необходимо создавать традиции группы, проводить праздники, дни рождения, обсуждение фильмов и книг, что поддерживает энтузиазм участников и дает хорошую возможность оценить и поблагодарить участников индивидуально за работу в группе. В процессе всей работы ведущий должен способствовать развитию доверительных отношений в группе и не оставлять без внимания все, происходящее в группе.
|
|
5. Завершение. На этом этапе необходимо провести анализ работы в группе и оценить ее эффективность. Провести устный или лучше письменный опрос о пожеланиях участников на будущую работу в группе. Продумать и сделать интересной процедуру закрытия. При этом важно, чтобы не только ведущий поблагодарил группу за работу, но и все участники поблагодарили друг друга. Обеспечить всех участников информацией о системе поддержки их в период, когда группа не работает.
Эта же группа может работать после некоторого периода перерыва. Группа возобновляет свою работу или в прежнем составе или же кто-то уходит.
На завершении работы группы участники должны уходить с твердой уверенностью в том, что в данном учреждении им всегда рады помочь.
II.ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ
ВЗАИМОПОМОЩИ
Цели и задачи групп взаимопомощи
Цели
· Оказание всесторонней помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации путем обмена личными переживаниями и трансляцией участниками успешного опыта в преодолении кризиса.
· Создание безопасного эмоционального пространства для личностного восстановления человека с тяжелыми негативными переживаниями.
· Гармонизация психоэмоционального состояния.
· Адаптация к ситуации и успешная социализация.
Задачи
· Сплочение группы. Создание доверительной атмосферы.
· Закрепление веры в достижение личного и семейного благополучия, подтвержденной живыми примерами в виде успешных членов группы.
· Устранение ощущения уникальности и безвыходности ситуации.
· Поддержание ощущения взаимной отдачи – как опытных участников группы, так и новичков.
· Предоставление информации, как возможности и необходимости обмена социальным опытом между участниками группы относительно способов преодоления тех или иных проблем, существующих в их жизни, так как трудности большинства имеют сходство.
· Формирование адекватных эмоциональных реакций в отношении себя и своих возможностей. Понимание собственных внутренних процессов, как разрушительного, так и созидательного порядка.
· Актуализация и мобилизация собственных психологических ресурсов участников.
· Межличностное обучение конструктивному взаимодействию для установления полноценных социальных связей с окружающим миром.
· Формирование и развитие микросоциальных взаимоотношений. Проработка форм адекватного поведения в повседневной жизни.
· Обеспечение «обратной связи» в процессе общения в группе, совершенствование умения общаться, выражать свои мысли.
· Обучение участников. По инициативе членов группы в качестве консультантов могут приглашаться специалисты различных профилей.
· Пропаганда здорового образа жизни, гуманного отношения и уважения к правам ВИЧ – положительных.
· Организация проведения совместного досуга (экскурсий, посещение театров, концертов, празднование дней рождений и т.д.).
Способы привлечения потенциальных участников
Групп взаимопомощи
Одной из важнейших задач для любой государственной или общественной организации является поиск и привлечение клиентов. Подход, при котором учреждение или организация, оказывающая поддержку людям, живущим с ВИЧ, занимает пассивную позицию и лишь ждет обращений со стороны потенциальных клиентов, не может считаться адекватным. Необходима разработка и реализация действенной стратегии привлечения клиентов. Для этого может быть поставлена задача привлечения в качестве клиентов ВИЧ – положительных женщин и их партнеров, родственников, друзей для создания групп взаимопомощи. В связи с этим будет целесообразно построение сети партнерских организаций для установления контакта с потенциальными клиентами (межведомственное взаимодействие), и распространение информации о доступной помощи с целью привлечения потенциальных клиентов.
|
|
Многие из ВИЧ–положительных относятся к социально уязвимым группам. Как правило, эта категория в той или иной степени дезадаптирована и испытывает значительные сложности в поиске и правильном использовании источников помощи. Однако в настоящее время среди ЛЖВ все больше встречается вполне материально обеспеченные люди и вполне социально адаптированные. И те,и другие могут стать потенциальными участниками групп взаимопомощи. Следовательно, необходимо предоставить как можно более полную информацию о возможности посещения групп взаимопомощи, заинтересовать этим потенциальных клиентов, убедить, что участие в группе поможет в преодолении кризисных ситуаций. Это можно сделать несколькими способами:
· В непосредственном контакте с ВИЧ–положительными и их родственниками. Этот способ является одним из эффективных, так как осуществляется личный контакт между специалистом и потенциальным клиентом. Зачастую психолог или специалист по социальной работе становится первым человеком, который оказывает помощь и поддержку людям, затронутым проблемой ВИЧ. Какое- то время должна осуществляется индивидуальная работа с клиентом, а затем специалист рассказывает о работе групп взаимопомощи, может предложить участие в «пробном» занятии группы.
· Аутрич (от англ. оutreach – «протягивание», «достижение вовне»). Аутрич – это метод социальной работы, направленный на установление контакта, распространение информации, а также консультирование представителей труднодоступных социальных групп в местах их привычной жизнедеятельности. Аутрич – работа чаще применима для ЛЖВ из групп риска – наркопотребителей, женщин секс - бизнеса и др. И тогда один из представителей целевой группы (активист) может проводить с ними информативные беседы по привлечению данных ЛЖВ в группу взаимопомощи.
|
|
· Специалист по социальной работе или психолог берут на себя инициативу в поиске и установлении контакта с ВИЧ–положительными, например, проводят совместно с врачами собеседование в медицинских учреждениях, привлекая пациентов - ЛЖВ в группы взаимопомощи. При использовании данного способа удается сравнительно быстро установить прямое взаимодействие специалистов с потенциальными клиентами, и это взаимодействие легче поддерживать в будущем.
· Через работающих с ВИЧ–положительными представителей лечебно-профилактических организаций или других специалистов неправительственных организаций. Партнерскими организациями могут быть:
· Родильные дома
· Городская инфекционная больница
· Отделы профилактики ВИЧ\СПИД республиканского и областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья
· Детская инфекционная больница
· Женские консультации
· Детские поликлиники
· Районные инфекционные кабинеты
· Социальная сеть
Сотрудники партнерских организаций могут передавать контактную информацию специалистов служб помощи семьям, затронутым проблемой ВИЧ, обязательно объясняя, какой характер помощи ЛЖВ могут получить в данных службах. Однако условие добровольности участия полностью сохраняется. И врачи, и специалисты, работающие с ВИЧ – положительными и их семьями, должны ограничиваться ненавязчивым информированием, не переходя к настоятельным рекомендациям. Понятно, что для этого психологу или специалисту, который непосредственно занимается организацией групп взаимопомощи, необходимо провести предварительную работу с врачами или другими специалистами, через которых будет осуществляться доступ к потенциальным клиентам.
· Через печатные информационные материалы (объявления о доступной помощи, короткие информационные буклеты, брошюры и т.п.). Такой способ является важным механизмом установления контакта с потенциальными клиентами. Информационные материалы необходимо подготовить и предоставить всем организациям, которые осуществляют работу с ВИЧ–положительными и их семьями. Однако, информирование клиентов, не предполагая личного контакта, не очень эффективно и используется лишь в качестве вспомогательного способа.
· Важный способ привлечения потенциальных клиентов – это распространение информации через ВИЧ–положительных, которые уже являются клиентами социальных служб. Эти люди рассказывают о доступной помощи своим близким, подругам, знакомым, соседкам по больничной палате и т.п. При этом, потенциальные клиенты получают информацию от человека, который уже является получателем услуг (например, участник групп взаимопомощи) и может поделиться своим опытом взаимодействия с социальной службой и рассказать о предоставленной ему или его близким помощи. Единственное ограничение этого канала установления контакта с клиентами состоит в том, что он начинает функционировать лишь через некоторый период успешной работы социальной службы.
Этапы работы по созданию группы взаимопомощи таковы:
· Идентификация потенциальных партнерских учреждений и организаций, на базе которых можно вступать в контакт с потенциальными клиентками и/или распространять информационные материалы о реализуемой проектом программе помощи.
· Установление партнерских отношений с идентифицированными государственными учреждениями и общественными объединениями.
· Определение наилучших методов привлечения потенциальных клиентов в программу.
· Установление контакта и построение рабочих отношений с потенциальными клиентками.
Эффективность социальных служб во многом зависит от их способности вовлекать в сферу своей деятельности представителей наиболее «труднодоступных» групп местного сообщества. Основные потребности людей, живущих с ВИЧ в такой кризисный момент – это объективная информация и чувство защищенности.