Этапы групповой динамики

1. Подготовка. На этом этапе необходимо выбрать помещение, подготовить необходимые материалы, провести координатору (специалист, отвечающий за работу с ВИЧ - положительными и их близкими) совместно с фасилитатором индивидуальные встречи с потенциальными участниками.

2. Становление. На этом этапе члены группы должны лучше узнать друг друга, начать обсуждать, чего они хотят достичь и каким образом это можно сделать. На этом этапе можно использовать различные приемы для знакомства: упражнения «Интервью», «Снежный ком», «Приветствие без слов», «На льдине» и др. Начинать этот этап необходимо с представления себя, затем знакомятся участники, желательно вначале работать в парах (это поможет снять робость и дискомфорт у участников).  Необходимо поощрять все попытки участников открыто рассказывать о себе и делиться своими чувствами. Главное на этом этапе - деликатность и неторопливость.

3. Смятение. Этот этап является переходным. Необходимо принимать участников группы таковыми, какие они есть.

Лучше узнав друг друга, многие участники группы начинают чувствовать себя уверенно, уже не бояться высказывать свое мнение, начинают возражать и спорить. Эти факты говорят о том, что группа движется к своей цели – помочь каждому самоутвердиться. Однако необходимо обратить внимание, чтобы не возникло соперничество за положение и авторитет в группе. На этом этапе ярко выражена заинтересованность позицией ведущего, его умением работать с группой, его умение поддерживать и оказывать помощь. В этот период важно не оставлять без внимания (негативные и позитивные) чувства, которые выражают участники группы. На этом этапе необходимо выяснить еще раз ожидания участников от групповой работы и акцентировать внимание на те моменты, когда группа чувствует себя единым организмом. Можно предложить как дискуссии, так и ролевые игры, направленные на формирование умений поведения и общения.

4. Работа. Группа работает в оптимальном режиме. Все стремятся быть активными. Умеют не только участвовать в дискуссии, но и приходить к общему решению. Важно поощрять попытки участников быть активнее, смелее отрабатывать полученные навыки. Нельзя оставлять без внимания все, происходящее в группе. Полезно проводить оценку работы в группе, постоянно проводить рефлексию (обратную связь). Необходимо создавать традиции группы, проводить праздники, дни рождения, обсуждение фильмов и книг, что поддерживает энтузиазм участников и дает хорошую возможность оценить и поблагодарить участников индивидуально за работу в группе. В процессе всей работы ведущий должен способствовать развитию доверительных отношений в группе и не оставлять без внимания все, происходящее в группе.

5. Завершение. На этом этапе необходимо провести анализ работы в группе и оценить ее эффективность. Провести устный или лучше письменный опрос о пожеланиях участников на будущую работу в группе. Продумать и сделать интересной процедуру закрытия. При этом важно, чтобы не только ведущий поблагодарил группу за работу, но и все участники поблагодарили друг друга. Обеспечить всех участников информацией о системе поддержки их в период, когда группа не работает.

Эта же группа может работать после некоторого периода перерыва. Группа возобновляет свою работу или в прежнем составе или же кто-то уходит.

На завершении работы группы участники должны уходить с твердой уверенностью в том, что в данном учреждении им всегда рады помочь.

II.ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ

ВЗАИМОПОМОЩИ

Цели и задачи групп взаимопомощи

Цели

· Оказание всесторонней помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации путем обмена личными переживаниями и трансляцией участниками успешного опыта в преодолении кризиса.

· Создание безопасного эмоционального пространства для личностного восстановления человека с тяжелыми негативными переживаниями.

· Гармонизация психоэмоционального состояния.

· Адаптация к ситуации и успешная социализация.

Задачи

· Сплочение группы. Создание доверительной атмосферы.

· Закрепление веры в достижение личного и семейного благополучия, подтвержденной живыми примерами в виде успешных членов группы.

· Устранение ощущения уникальности и безвыходности ситуации.

· Поддержание ощущения взаимной отдачи – как опытных участников группы, так и новичков.

· Предоставление информации, как возможности и необходимости обмена социальным опытом между участниками группы относительно способов преодоления тех или иных проблем, существующих в их жизни, так как трудности большинства имеют сходство.

· Формирование адекватных эмоциональных реакций в отношении себя и своих возможностей. Понимание собственных внутренних процессов, как разрушительного, так и созидательного порядка.

· Актуализация и мобилизация собственных психологических ресурсов участников.

·  Межличностное обучение конструктивному взаимодействию для установления полноценных социальных связей с окружающим миром.

· Формирование и развитие микросоциальных взаимоотношений. Проработка форм адекватного поведения в повседневной жизни.

· Обеспечение «обратной связи» в процессе общения в группе, совершенствование умения общаться, выражать свои мысли.

· Обучение участников. По инициативе членов группы в качестве консультантов могут приглашаться специалисты различных профилей.

· Пропаганда здорового образа жизни, гуманного отношения и уважения к правам ВИЧ – положительных.

· Организация проведения совместного досуга (экскурсий, посещение театров, концертов, празднование дней рождений и т.д.).

 

Способы привлечения потенциальных участников

Групп взаимопомощи

Одной из важнейших задач для любой государственной или общественной организации является поиск и привлечение клиентов. Подход, при котором учреждение или организация, оказывающая поддержку людям, живущим с ВИЧ, занимает пассивную позицию и лишь ждет обращений со стороны потенциальных клиентов, не может считаться адекватным. Необходима разработка и реализация действенной стратегии привлечения клиентов. Для этого может быть поставлена задача привлечения в качестве клиентов ВИЧ – положительных женщин и их партнеров, родственников, друзей для создания групп взаимопомощи. В связи с этим будет целесообразно построение сети партнерских организаций для установления контакта с потенциальными клиентами (межведомственное взаимодействие), и распространение информации о доступной помощи с целью привлечения потенциальных клиентов.

Многие из ВИЧ–положительных относятся к социально уязвимым группам. Как правило, эта категория в той или иной степени дезадаптирована и испытывает значительные сложности в поиске и правильном использовании источников помощи. Однако в настоящее время среди ЛЖВ все больше встречается вполне материально обеспеченные люди и вполне социально адаптированные. И те,и другие могут стать потенциальными участниками групп взаимопомощи. Следовательно, необходимо предоставить как можно более полную информацию о возможности посещения групп взаимопомощи, заинтересовать этим потенциальных клиентов, убедить, что участие в группе поможет в преодолении кризисных ситуаций. Это можно сделать несколькими способами:

· В непосредственном контакте с ВИЧ–положительными и их родственниками. Этот способ является одним из эффективных, так как осуществляется личный контакт между специалистом и потенциальным клиентом. Зачастую психолог или специалист по социальной работе становится первым человеком, который оказывает помощь и поддержку людям, затронутым проблемой ВИЧ. Какое- то время должна осуществляется индивидуальная работа с клиентом, а затем специалист рассказывает о работе групп взаимопомощи, может предложить участие в «пробном» занятии группы.

· Аутрич (от англ. оutreach – «протягивание», «достижение вовне»). Аутрич – это метод социальной работы, направленный на установление контакта, распространение информации, а также консультирование представителей труднодоступных социальных групп в местах их привычной жизнедеятельности. Аутрич – работа чаще применима для ЛЖВ из групп риска – наркопотребителей, женщин секс - бизнеса и др. И тогда один из представителей целевой группы (активист) может проводить с ними  информативные беседы по привлечению данных ЛЖВ в группу взаимопомощи.

·  Специалист по социальной работе или психолог берут на себя инициативу в поиске и установлении контакта с ВИЧ–положительными, например, проводят совместно с врачами собеседование в медицинских учреждениях, привлекая пациентов - ЛЖВ в группы взаимопомощи. При использовании данного способа удается сравнительно быстро установить прямое взаимодействие специалистов с потенциальными клиентами, и это взаимодействие легче поддерживать в будущем.

· Через работающих с ВИЧ–положительными представителей лечебно-профилактических организаций или других специалистов неправительственных организаций. Партнерскими организациями могут быть:

· Родильные дома

· Городская инфекционная больница

· Отделы профилактики ВИЧ\СПИД республиканского и областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья

· Детская инфекционная больница

· Женские консультации

· Детские поликлиники

· Районные инфекционные кабинеты

· Социальная сеть

Сотрудники партнерских организаций могут передавать контактную информацию специалистов служб помощи семьям, затронутым проблемой ВИЧ, обязательно объясняя, какой характер помощи ЛЖВ могут получить в данных службах. Однако условие добровольности участия полностью сохраняется. И врачи, и специалисты, работающие с ВИЧ – положительными и их семьями,  должны ограничиваться ненавязчивым информированием, не переходя к настоятельным рекомендациям. Понятно, что для этого психологу или специалисту, который непосредственно занимается организацией групп взаимопомощи, необходимо провести предварительную работу с врачами или другими специалистами, через которых будет осуществляться доступ к потенциальным клиентам.

· Через печатные информационные материалы (объявления о доступной помощи, короткие информационные буклеты, брошюры и т.п.). Такой способ является важным механизмом установления контакта с потенциальными клиентами. Информационные материалы необходимо подготовить и предоставить всем организациям, которые осуществляют работу с ВИЧ–положительными и их семьями. Однако, информирование клиентов, не предполагая личного контакта, не очень эффективно и используется лишь в качестве вспомогательного способа.

· Важный способ привлечения потенциальных клиентов – это распространение информации через ВИЧ–положительных, которые уже являются клиентами социальных служб. Эти люди рассказывают о доступной помощи своим близким, подругам, знакомым, соседкам по больничной палате и т.п. При этом, потенциальные клиенты получают информацию от человека, который уже является получателем услуг (например, участник групп взаимопомощи) и может поделиться своим опытом взаимодействия с социальной службой и рассказать о предоставленной ему или его близким помощи. Единственное ограничение этого канала установления контакта с клиентами состоит в том, что он начинает функционировать лишь через некоторый период успешной работы социальной службы.

Этапы работы по созданию группы взаимопомощи таковы:

· Идентификация потенциальных партнерских учреждений и организаций, на базе которых можно вступать в контакт с потенциальными клиентками и/или распространять информационные материалы о реализуемой проектом программе помощи.

· Установление партнерских отношений с идентифицированными государственными учреждениями и общественными объединениями.

· Определение наилучших методов привлечения потенциальных клиентов в программу.

· Установление контакта и построение рабочих отношений с потенциальными клиентками.

Эффективность социальных служб во многом зависит от их способности вовлекать в сферу своей деятельности представителей наиболее «труднодоступных» групп местного сообщества. Основные потребности людей, живущих с ВИЧ в такой кризисный момент – это объективная информация и чувство защищенности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: