Модуль 2. Основные направления в арт- терапии: теория и практика

ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ

«АРТ - ТЕРАПИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИМ ГЕШТАЛЬТ МЕТОДА И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА»

Программа повышения квалификации для психологов, врачей, социальных работников, коучей, тренеров и др., организованная Институтом системных технологий и консультирования совместно с Международным университетом психологии и управления (Санкт-Петербург).

 

 

Творчество и терапия частично совпадают:

 то, что является творчеством, 

зачастую оказывается терапевтическим,

то, что терапевтично,

 часто представляет творческий процесс.

Карл Роджерс

Арт-терапия – метод психотерапии, возникший в контексте психоаналитических идей Фрейда и Юнга и использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапия – это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.

Данная программа включает распространенные методы: гештальт метод и системный подход, арт-терапию.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арт терапии (арт психология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Гештальт метод, в свою очередь - искусство в не меньшей мере, чем наука, и каждый может практиковать его в своем собственном стиле, в котором выражаются его личность, опыт и жизненная философия. Еще это действенный способ психологической помощи.

Цель программы -   овладение теоретическими и методическими основами и навыками работы с техниками арт - терапии и терапии искусством, применяемыми с детьми, подростками и взрослыми через гештальт - метод и системный подход.

Программа включает в себя три модуля:

- Введение. Арт –терапия: понятие и сущность.

- Основные направления в арт-терапии: теория и практика.

- Применение арт – терапевтических методов при индивидуальном консультировании и ведении групп.

Задачи программы:

1. Представить широкий спектр направлений в арт-терапии через гештальт метод и системный подход в современном мире психологии.

2. Сформировать первичные навыки в практике применения арт-технологий.

3. Рассмотреть особенности применения арт-терапевтических методов при индивидуальном консультировании и ведении групп.

4. Ознакомить слушателей с основными направлениями современной арт-терапии;

5. Дать представление о различных техниках индивидуальной и групповой работы в арт-терапии;

6. Показать возможности применения арт-терапевтических методик в работе с различными категориями клиентов;

7. Синтезировать теоретические представления и практические навыки по использованию техник арт-терапии;

8. Использовать упражнения и приемы системной арт-терапии для творческого самовыражения и личностного роста студентов;

9. Способствовать формированию навыков психолого-консультативной деятельности: выявление проблемы клиента, осуществление контроля за ходом психокоррекционной работы, проведение самоанализа.

 

В результате освоения программы слушатели:

будут знать

· виды современных арт-  технологий;

· особенности и характеристики современных арт-приемов;

· условия реализации арт- технологий через гештальт метод и системный подход;

будут уметь

· применять арт-технологии через гештальт - метод и системный подход индивидуальном консультировании и ведении групп;

будут владеть

· приемами арт- технологий;

· умениями и навыками консультирования с применением гештальт –метода и системного подхода.

 


Основное содержание программы:

 


Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ. АРТ –ТЕРАПИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.

 

Тема  1.1. Понятие и исторические аспекты развития арт – терапии.

 

Понятие психотерапии. Характеристика основных психотерапевтических подходов: психодинамического, поведенческого, феноменологического. Соотношение понятий: «психотерапевтическое направление», «метод психотерапии», «психотерапевтическая техника».

Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции. Её место в системе психотерапевтических методов. Широкий и узкий смысл понятия «арт-терапия». Общий обзор современной арт-терапии: функции и области применения, показания и ограничения.

Становление арт-терапии как самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Предшественники арт-терапии. Создание первых профессиональных объединений арт-терапевтов. Формирование различных арт-терапевтических напрвлений (М. Наумбург, Э. Крамер, А. Хилл). Вклад в развитие арт-терапии психодинамического направления, гуманистического и трансперсонального подходов.

Арт-терапевтическое образование. Зарубежная и российская арт-терапия: современное состояние и перспективы развития. Концепция системной арт-терапии.

Тема 1.2. Гештальт и системный подход.

 

Основы Гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни гештальт-терапии, основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм/среда, феноменологический подход, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта по Гудмену, цикл опыта, творческое приспособление).

 

Тема 1.3. Теория и функции self в гештальт методе.

Динамика self. Процесс-анализ терапевтической сессии.

 

Тема 1.4. Невротические механизмы. Сопротивление, как прерывание контакта.

Сопротивления. Утрата ego-функции и основные типы прерывания контакта. Возможные арт - методы в работе с сопротивлениями.

 

Тема 1.5. Символ, образ и метафора в арт-терапии.

 

Тема 1.6. Базовые техники арт-терапии

Модуль 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В  АРТ- ТЕРАПИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

 

Тема 2.1. Направления практической арт-терапевтической работы

 

Возможности применения арт-терапевтических методик в работе с различными категориями клиентов. Использование арт-терапии в психологии, педагогике, медицине, бизнесе, социальной работе. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, взрослыми, пожилыми людьми, семьями.

Специфика работы с психиатрическими пациентами. Арт-терапия в работе с жертвами сексуального и организованного насилия (беженцы, заложники). Использование арт-терапии в работе с бездомными, осужденными. Арт-терапия в работе с кризисными состояниями, горем.

Формы и методы работы. Основные техники и подходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: