Тема занятия: Организация эффективного педагогического общения в образовательном процессе.
Цель занятия: - формирование умений организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- формирование готовности применять в практической педагогической деятельности виды и стратегии общения.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Нравственно-психологические принципы реализации общения педагога и воспитанника.
2. Основные характеристики личностной стороны педагогического взаимодействия.
3. Личностные качества педагога необходимые для эффективного педагогического общения.
Основные понятия: виды деятельности, педагогическая деятельность, специфика педагогической деятельности, функции деятельности, особенности педагогического общения.
Проверочные задания
1. Терминологический диктант.
2. Письменный опрос (по вариантам).
1. Нравственно-психологические принципы реализации общения педагога и воспитанника.
2. Основные характеристики личностной стороны педагогического взаимодействия.
3. Личностные качества педагога необходимые для эффективного педагогического общения.
3. Тест (2 варианта – 20 вопросов из 60).
4. Работа в группах
1) Упражнение «Нелепая просьба».
2) Саморефлексия по вопросам занятия.
5. Защита отчетов по проведенному исследованию по диагностике эффективности педагогического общения в образовательном процессе.
Домашнее задание
для всех:
Тема занятия: Технология субъект-субъектного взаимодействия.
Основные вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Особенности реализации процесса образования при субъект-субъектном взаимодействии.
2. Принципы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
3. Основные характеристики и особенности реализации технологии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе.
4. Деятельность педагога в технологии субъект-субъектного взаимодействия.
2. Разработать концепцию программы формирования гуманистических отношений в системе ученик-ученик в образовательной среде школы.
Индивидуальные задания для самостоятельной работы
1. Написать иерархию педагогических ценностей, которыми должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности.
2. Раскрыть основные характеристики ценностно-смыслового самоопределения.
3. Подготовить сообщение «Психологическое содержание личностного самоопределения» по книге М. Г. Гинзбурга [3].
Задание по выбору студентов:
Работа со справочными изданиями: словарями, энциклопедиями, справочными изданиями
Задание 1. Составление библиографического справочника (5-10 персоналий).
Задание 2. Подбор информации для создания в портфолио раздела «Основные характеристики и особенности реализации технологии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе».
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.
2. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология; 031300 (050711) - Социальная педагогика; 033400 (050701) - Педагогика; ОПД.Ф.2 - Педагогика / И. А. Колесникова, Сластёнин В.А., ред. - М.: Академия, 2007. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 978-5-7695-2988-7: 288-53.
Дополнительная литература:
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
2. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1989.
3. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, № 2. 1988. С.19 - 27
Практическое занятие №5 2 часа
Тема занятия: Технология субъект-субъектного взаимодействия
Цель занятия: -формирование умений организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основные вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Особенности реализации процесса образования при субъект-субъектном взаимодействии.
2. Принципы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
3. Основные характеристики и ообенности реализации технологии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе.
4. Деятельность педагога в технологии субъект-субъектного взаимодействия.
Проверочные задания
1. Терминологический диктант.
2. Письменный опрос.
1. Отличия моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса.
2. Характеристика сотрудничества как совместная деятельности и как организационной системы активности взаимодействующих субъектов.
3. Тест (2 варианта – 30 вопросов).
4. Работа в группах.
· Мозговой штурм – решение педагогических ситуаций.
· Работа с пословицами.
Раскройте педагогический смысл следующих народных пословиц:
Умел дитя родить, умей и научить.
Родительское слово на ветер не молвится,
Рыба портится без соли, ребенок - без присмотра.
Что у родителей слетает с языка, то у ребенка скачет на язык.
На что и клад, коли в семье лад.
5. Педагогические игры.