· Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами: «кормление птенцов» [а] «бублик» [о], «хоботок» [у],«улыбка» [и].
· Сопоставление более широко открытого рта при произнесении [а] с буквой «а», состоящей из двух элементов и, следовательно, более широкой, с меньшим раскрытием рта при произнесении звука [о] с буквой «о», состоящей из одного элемента.
· Угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции.
· Выкладывание букв из элементов: о, /
· Трансформация букв в соответствии с услышанным словом:
мох, мать, ночь, лось, март, трон, сад, кров, рот, хвост, гром,
кран, врач, трон,звон.
· Отработка соединений букв «о» и «а» с другими буквами: ол,
ос, ал, ас,… Научить детей начинать прописывать буквы «а-
и «о» в разных местах овала:
Тренировка в написании по строчке с проговариванием.
· Сопоставление слов-паронимов по смыслу и звучанию, запись слов в два столбика, придумывание коротких предложений с каждым словом для уточнения словаря.
Сом — сам, дом — дам, мой — май, вор — вар, бок — бак, мох — мах, мок — мак, стол — стал, вол — вал, Соня — Саня, зол — зал, ночка — пачка, рок—рак, точка — тачка, том — там, полка — палка, мол — мал, может — мажет, кок — как, кротко — кратко, мот — мат, кочка — качка, род — рад, ток — так, полки — палки.
|
|
Запись букв «а» и «о» из продиктованных слов: слон, волк,
флаг, кот, парк, шарф, крот, кол.
Подбор картинок к схемам: о, а о, о а, о о, а а, о о о, а а а,
о а а, о о а (работа у доски).
Картинки: мак, дом, сапог, сова, моток, майка, молоко, сарафан, собака, корова.
· Аналогичная работа проводится в тетрадях. Зарисовываются схемы и записываются слова под диктовку: год, два, мороз, карта, золото, палата, масло, оса, голова, паровоз…
· Составление слов из «рассыпушек»:
о,м,с о,м,д о.н,к,и щ.р,о,б
о,л,в а,к,р, о,с,т,л ж,р.о.м
о,т,б к,а.б н,о,к.о м.р,о.к
к,о,б р,а,п р,т,т,о н,у,а,р
· Отгадывание загадок, запись отгадок со звуками [а] и [о].
· Списать, вставляя пропущенные буквы «а» и «о»:
р_к, с_к, л_к, г_л, р_т, с_д, ш_г, к_м, р_г, к_м.
К _тик и к _ злик.
Т _м к _тик ус _тый по с _ дику бр _ дит.
А к _ злик р _ г _ тый за к _ тик _м х _ дит.
И л_п_чк_й к _тик м _ет св _й р _тик.
А к_злик сед _ ю трясет б _ р _ д _ ю.
(Если не проводить работу по правописанию безударных гласных, то дети должны вставлять только ударные гласные).
3. Подведение итогов занятия.
Повторить, чем отличаются буквы «а» от «о».
Содержание IV этапа (коррекционно-воспитательной работы)
(3-7 недели)
1. Наблюдение за младшими школьниками во время логопедических занятий.
2. Наблюдение за фронтальными (подгрупповыми) занятиями логопеда и их подробный анализ; фиксирование своих наблюдений в дневнике практики.
|
|
3. Разработка и самостоятельное проведение студентами фрагментов занятий и пробных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий (с конца 3-й и всю 4-ю неделю).
4. Проведение студентами зачетных фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий.
5. Проведение студентами зачетных индивидуальных логопедических занятий с прикрепленными к ним детьми (приложение 9).
6. Все студенты наблюдают и принимают участие в анализе зачетных занятий. Результаты наблюдений и анализа занятий заносятся ими в дневник практики. Анализ проведенных занятий осуществляется под руководством методиста кафедры и учителя-логопеда по примерной схеме (приложение 10).
7. Составление психолого-педагогической характеристики на младшего школьника (приложение 11).
8. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
9. Участие (по возможности) в работе методического объединения учителей начальных классов, осуществление взаимодействия с родителями.
10. В конце практики и в течение одной недели после ее окончания предоставление студентами методисту необходимой отчетной документации (приложение 12).
11. Проверка отчетной документации (в течение 2-х недель после окончания практики) факультетским руководителем и методистами кафедры.
Приложение 9
Оформление конспекта занятия (примерный образец)
Титульный лист
Смоленский государственный педагогический университет
Факультет начального и специального образования
Кафедра специальной педагогики
КОНСПЕКТ
фронтального (индивидуального) логопедического занятия, проведенного студенткой_________________________на логопункте СШ № _________
г. ___________________
1. Дата проведения.
2. Тема и цель занятия.
3. Основные задачи занятия.
4. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)
5. Речевой материал.
6. План занятия.
7. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов на каждом этапе занятия).
Приложение 10