Предмет и объекты БУ

БУ, его отличительные черты, цели и задачи.

БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, формирующуюся путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех фактов хозяйственной деятельности. Цель бухгалтерского учёта в отношении внешних пользователей состоит в формировании данных, полезных руководству организации для принятия управленческих решений. Речь идет о сведениях, представляемых внешним пользователям и дополнительных, необходимых для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Основными задачами БУ являются: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении и составление БО, необходимой внутренним пользователям – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям – инвесторам, кредиторам; - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям БО для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

Пользователи информации БУ.

Все участники рыночной экономики являются пользователями бухгалтерской информации. В зависимости от основных интересов и целей это могут быть государственные органы и общественные организации, юридические лица, имеющие отношения к данной компании, физические лица (акционеры), зарубежные партнеры и инвесторы. Всех пользователей бухгалтерской информации разделяют на внутренних и внешних. К внутренним пользователей относятся: владельцы предприятий, управленческий персонал, рабочие и служащие. Внутренние пользователи удовлетворяют свои информационные потребности относительно эффективности работы аппарата управления, прибыльности организаций, принятие управленческих и плановых решений, стабильности и прибыльности предприятия, сохранение рабочих мест, оплаты труда и пенсионного обеспечения и т.д. К внешним пользователям относятся те, которые имеют прямой финансовый интерес, не имеют прямого финансового интереса и без финансового интереса. К тем, которые имеют прямой финансовый интерес, относятся деловые партнеры предприятия на рынке (действительные и потенциальные) инвесторы, поставщики, заказчики, покупатели, клиенты, банковские и небанковские кредитные учреждения, будущие акционеры. К тем, которые не имеют прямого финансового интереса, относятся органы государственного и международного регулирования и контроля (органы налоговой службы, органы государственной статистики, органы государственных и международных целевых фондов, органы государственных и международных комиссий и комитетов), участники фондового и товарных рынков (брокеры, дилеры, депозитарии, клиринги). К пользователям без финансового интереса относятся аудиторские фирмы, финансовые аналитики и советники, судебные и арбитражные органы, общественные организации, профсоюзы.

 

Предмет и объекты БУ.

Предметом БУ является хозяйственная деятельность организации. Объектами БУ выступают активы, капитал, обязательства, доходы, расходы и хозяйственные операции. Активы – это ресурсы организации, находящиеся в её собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. По характеру использования и составу активы подразделяются на внеоборотные и оборотные. К внеоборотным относят нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения. НМА включают объекты, не имеющие вещественной структуры, осуществляющие самостоятельные функции в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, либо предназначенные для управленческих нужд организации в течение длительного времени, то есть срока полезного использования свыше 12 месяцев. Такие активы преобразуются или создаются организацией не для продажи, а с целью получения экономической выгоды. К НМА относят объекты интеллектуальной собственности: исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, исключительное право патентообладателя на изобретение, пробный образец, полезную модель, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных, имущественное право автора, исключительное право владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров, репутация организации. ОС составляют активы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он способен приносить организации экономические выгоды в будущем. Одним из условий включения активов в ОС является их приобретение не для продажи. К ОС относят: здания и сооружения, рабочие, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения на арендованные объекты ОС, находящиеся в собственности организации земельные участки и объекты природопользования. Долгосрочные финансовые вложения включают инвестиции, ценные бумаги организации, уставный капитал других организаций, а также предоставленные другими организациями займы сроком обращения свыше 12 месяцев. Оборотные активы включают материально-производственные запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов. МПЗ – это активы, используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции (работ, услуг) и предназначенные для продажи, а также используемые для управленческих нужд организации. МПЗ по назначению и способу использования подразделяются на сырьё; продукты с/х и добывающей промышленности; основные материалы; вспомогательные материалы; отдельно выделяется топливо; все виды упаковок, используемые для хранения и перевозки продукции; запасные части; МПЗ, предназначенные для продажи; МПЗ, приобретённые или полученные от других физических и юридических лиц и предназначенные для продажи. К ДЗ относятся долги покупателей, заказчиков за реализованную продукцию, работы, услуги, задолженность учредителей по вкладам в уставной капитал, задолженность прочих дебиторов (переплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды). В состав денежных средств входят наличные деньги в кассе, свободные денежные средства на расчётном, валютном, специальных счетах в банках. Краткосрочные финансовые вложения включают инвестиции организации в ценные бумаги организации, в уставной капитал других организаций, а также предоставленные другим организациям займы сроком обращения до 12 месяцев.

Расходы будущих периодов составляют расходы организации в отчётном периоде, подлежащие отнесению к расходам будущих периодов. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за всё время деятельности организации. В составе капитала организации учитывается уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределённая прибыль и средства целевого финансирования. УК представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в активы организации при её создании для обеспечения деятельности этой организации в размерах, ограниченных учредительными документами. ДК формируется в процессе деятельности организации и включает прирост стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки. РК формируется из нераспределённой прибыли и предназначен для покрытия убытков организации, выпуска собственных акций и другого. Образование РК может быть обязательным и добровольным. В обязательном порядке – только в акционерных обществах и организациях с участием иностранного капитала. Нераспределённая прибыль представляет собой чистую прибыль, которая может использоваться для выплаты дивидендов, формирования резервного капитала и других целей. Средства целевого финансирования могут поступать из бюджета в виде государственной помощи, от других организаций и лиц и предназначаться для проведения конкретных мероприятий. Обязательством признаётся задолженность организации (должник) как результат определённых действий или бездействий по отношению к другому лицу (кредитор), в связи с чем возникает требование передать активы, выполнить работу, уплатить деньги, совершить иные действия в пользу этого лица по договору или в силу действия иной правовой нормы, а также обычаев делового оборота. В состав обязательств включаются кредиты банков, займы, полученные от других организаций и кредиторская задолженность. В зависимости от сроков предоставления различают краткосрочные и долгосрочные кредиты. Порядок и условия кредитования предусматриваются в кредитном договоре или договоре займа, который заключается между заемщиком и заимодавцем. КЗ включает долги поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда, дивидендов, процентов по облигациям, задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, перед бюджетом по налогам, сборам и другие долги. Доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходами организации признаётся уменьшение активов в результате убытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. К расходам относятся: затраты на производства продукции (работ, услуг), амортизационные отчисления, убытки от стихийных бедствий и прочее.

 

Метод БУ.

Метод БУ - совокупность приёмов и способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности с целью использования информации бухгалтерского учёта для обеспечения информационных потребностей заинтересованных пользователей. Основными элементами метода БУ являются: - документирование и инвентаризация как способы первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями; - оценка и калькулирование как способы стоимостного измерения учитываемых объектов и явлений; - счета и двойная запись как способы текущей регистрации и группировки объектов учёта в процессе осуществления хозяйственной деятельности; - бухгалтерский баланс и отчётность как способы заключительного обобщения текущих записей. Документирование – способ первичного контроля и наблюдения за хозяйственными операциями. Ни одна запись в БУ не может быть сделана без соответствующего её оформления документом. Документирование обеспечивает достоверность и точность сведений БУ. Однако на практике несмотря на документальное обоснование записей всех операций возникают расхождения между учётными сведениями и фактическим наличием активов и обязательств. Это связано с ошибками в учётных записях, неточностями при приёме и отпуске материальных ценностей, естественной убылью и хищениями. Для выявления таких расхождений и установления реальности учётных показателей периодически проводится инвентаризация, то есть сверка фактического наличия с учётными данными. Оценка – способ денежного выражения объектов БУ на основе натуральных и трудовых измерителей. Для обеспечения единства оценки объектов БУ в нормативных документах представлены основные её принципы, которые являются обязательствами для всех организаций. Калькулирование – расчёт себестоимости изготовляемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также приобретаемых предметов труда. Калькуляция, позволяющая определить фактическую себестоимость объектов, является основой их денежной оценки. Себестоимость продукции, работ, услуг определяется на основе законодательных и нормативных актов, регламентирующих БУ и устанавливающих состав затрат на производство и продажу продукции (на выполнение работ, оказание услуг), включаемых в себестоимость и прямо влияющих на финансовые результаты организации. Счета используются для получения итоговых данных о движении активов, обязательств и хозяйственных операций. Для отражения изменений в активах и обязательствах учёт использует систему счетов, и поэтому каждая хозяйственная операция записывается на двух счетах в одинаковых суммах способом двойной записи, который представляет собой основной метод БУ – метод двойного отражения хозяйственных операций. ББ рассматривается как способ обобщения и группировки обязательств организации на определённую дату и используется для контроля за наличием и структурой активов и обязательств организации, анализа финансового состояния и платёжеспособности организации. БО как элемент метода БУ является завершающим этапом учётного процесса. В отчётности детально в специальных формах рассматриваются различные аспекты хозяйственной деятельности организаций путём отражения состояния и движения всех видов активов, капитала и обязательств.

 

Основные функции БУ.

Бухгалтерский учёт выполняет ряд функций, основными из которых являются: 1. Контрольная. Осуществляется на всех этапах проведения хозяйственных операций и заключается: - в предварительном установлении стандартов деятельности с целью планирования её результатов (предварительный контроль, который проводится до начала хозяйственной операции); - в измерении фактически достигнутых показателей (текущий контроль, осуществляется во время совершения хозяйственной операции); - в сравнении фактически достигнутых показателей со стандартами и в случае выявления существенных отклонений в проведении на этой основе корректировок полученных результатов (последующий контроль, проводимый после завершения хозяйственной операции). 2. Функция обеспечения сохранности ценностей, предполагает проведение инвентаризации, позволяющей определить изменения, произошедшие в составе объектов учёта, а также подтвердить правильность отражения хозяйственной операции. 3. Информационная, предусматривающая формирование бухгалтерской информации, используемой в планировании, прогнозировании, контроле, анализе и принятии решений. Достигается сплошным, непрерывным и взаимосвязанным отражением в первичных документах всех фактов хозяйственной деятельности в различных измерителях, что необходимо для получения полной картины о состоянии дел на предприятии. 4. Функция обратной связи, заключается в следующем: используя обратную связь, с помощью бухгалтерского учёта контролирует выполнение смет, норм, нормативов, устраняет недостатки, выявленные дефекты производства. 5. Аналитическая, позволяет оценить рациональность использования всех ресурсов и обеспечить принятие обоснованных управленческих решений при формировании экономической политики предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: