производственные запасы - различные вещественные элементы производства (материальные ценности), используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. По функциональной роли и назначению в процессе производства производственные запасы подразделяются на следующие группы: сырье и основные материалы; вспомогательные материалы; покупные изделия и полуфабрикаты; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; строительные материалы; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). По принадлежности производственные запасы группируются: на принадлежащие и не принадлежащие данной организации (учитываются на забалансовых счетах 002 и 003). По техническим признакам и свойствам материальные ценности подразделяются по группам, видам, сортам, маркам и типоразмерам. Планом счетов предусмотрены счета для учета производственных запасов: 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Поступление материалов: с расч. счёта перечислено поставщику за материалы на всю сумму НДС Д-60/1 К-51; списываются командировочные расходы агенты снабжения Д-15 К-71; предъявлен счёт транспортной организации за перевозку без НДС Д-15 К-60; НДС к уплате Д-18/31 К-60 и т.
37. Документальное оформление поступления производственных запасов. Способы оценки производственных запасов. Под производственными запасами понимают различные вещественные элементы производства (материальные ценности), используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Методы оценки: по учетным ценам с выделением транспортно-заготовительных расходов; по плановой себестоимости с учетом отклонений от их фактической себестоимости; по фактической себестоимости. При отпуске материалов в производство используют следующие методы оценки: по средневзвешенным ценам; по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости; по ценам последнего приобретения. Методика оценки оговаривается в учетной политике организации и оформляется приказом по организации. В балансе и других формах отчетности материальные ценности отражаются по фактической себестоимости. Материалы на складах принимают материально-ответственные лица. Оприходование материалов производят, как правило, оформлением приходного ордера, в котором фиксируют фактическое количество и качество материалов. Приходные ордера составляют и при оприходовании отходов от ликвидации основных средств, МБП. Если при приеме будет обнаружено несоответствие количества или качества принимаемого груза, оформляют специальный акт (ф. № М-7), в котором указывают размеры недостачи или порчи материалов. В составлении акта должен принимать участие представитель поставщика или независимой организации. При получении материалов от поставщиков составляется бухгалтерская запись – Д-т 10, 12, 16, 18/1 и К-т 60. Перечисление платежей поставщикам – Д-т 60 и К-т 51, 52. Поступление материалов от ликвидации основных средств и МБП отражается записью – Д-т 10, 12 и К-т 47. Материалы, поступающие от подотчетных лиц, оформляются товарным счетом или справкой-актом (составленными подотчетными лицами), в которых отражаются: дата и место покупки; наименование, количество и цена материалов. К акту прилагаются товарные чеки. Поступление материалов и МБП от подотчетного лица отражается записью – Д-т 10, 12 и К-т 71. Если из цеха на склад возвращаются неизрасходованные материалы или отходы производства, которые можно использовать или реализовать на сторону, то выписывается накладная на внутреннее перемещение материалов. На поступление материалов, полуфабрикатов и МБП из производства составляется запись – Д-т 10, 12 и К-т 20, 23. Безвозмездное получение материалов и МБП по оценочной стоимости – Д-т 10, 12 и К-т 80. Оприходование материалов и МБП в качестве вклада в уставный фонд (от учредителей — по договорной стоимости) – Д-т 10, 12, 75 и К-т 75, 85. Оприходование излишков материалов и МБП, выявленных при инвентаризации – Д-т 10, 12 и К-т 80. Учет поступающих материалов ведут чаще всего по фактической себестоимости, куда входит покупная стоимость, сумма транспортно-заготовительных расходов, комиссионные расходы, потери в пределах норм естественной убыли, таможенные расходы, страхование в пути, брокерские услуги, НДС при ввозе и др.
38. Документальное оформление расхода производственных запасов. Синтетический учёт расхода произ-х запасов. Отпуск материалов со склада оформляется следующими документами: 1) Лимитно-заборными картами - это накопительные документы, которыми оформляют расход материалов, систематически отпускаемых на цели производства. Карты заполняются в 2-х экземплярах, офор-ся при отпуске материалов многократно в течение месяца (например, ежедневно). 2) Требование - это разовые документы для оформления однократного, редко повторяющегося, отпуска какого-либо материала. Оформ-ся требование для отпуска материалов со склада на внутрихозяйственные нужды, в производство; запол-ся в 2-х экземплярах. 3) Накладная на отпус материалов на сторону, либо товарно-транспортная накладная. Оформ-ся приреализации материалов на сторону; заполн-ся в 2-х экземплярах — один кладовщику, второй покупателю. На всех расходных документах обязательно должна быть подпись руководителя организации или его заместителя. Расход материалов составляется следующими записями: Материалы, израсходованы по учётной стоимости: 1) д-20 К-10 на производство продукции; 2) Д-23 К10 на нужды вспомогательного производства. Списываются отклонения по израсходованным материалам: 1)Д-20 К-16 на производство продукции; 2)Д-23 К-16 на нужды вспомогательного производства. Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».
39. Инвентаризация производственных запасов. сохранность и правильное оформление операций по движению производственных запасов и готовой продукции должны подтверждаться результатами, проводимыми инвентаризацией.
Инвентаризация проводится по местам хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, и по материально ответственным лицам. В процессе ее проведения изучается и анализируется состояние складского хозяйства. Проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей проводится при обязательном наличии материально ответственного лица. Инвентаризационная опись заполняется членами комиссии.Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах: один передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, другой остается у материально ответственного лица.
Выявленные в процессе инвентаризации расхождения товарно-материальных ценностей с данными БУ регулируются в следующем порядке: 1. стоимость выявленных излишков товарно-материальных ценностей приходуют по соответствующим первичным документам, а их стоимость – по действующим ценам относительно на увеличение финансовых результатов организации в составе внереализованных доходов; 2. недостачи, хищения товарно-материальных ценностей относят в 94.
После принятия решения руководителем организации, недостачи, хищения, потери товарно-материальных ценностей списывают с счета 94.
40. Учет труда и заработной платы. Формы, системы и виды оплаты труда. Заработная плата – совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса РБ). З/пл подразделяется на два вида: основную и дополнительную.В основную заработную плату входят: выплаты за отработанное время и выработанную продукцию по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам; премии (кроме единовременных); доплаты за работу в ночную смену, в праздничные и выходные дни и др. Дополнительная заработная плата - это оплата за нерабочее время в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (ТК РБ): оплата отпусков; выходного пособия; оплата за дни выполнения государственных и общественных обязанностей; за время военных сборов и др.В организациях применяются две основные формы оплаты труда – сдельная и повременная. Оплата за качество и количество выработанной продукции по установленным расценкам называется сдельной. Оплата за количество проработанного времени с учетом квалификации работника независимо от выработки именуется повременной. Сдельная форма оплаты труда имеет свои системы: прямую, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную(когда выполнение заданий сверх норм оплачивается по повышенным расценкам). косвенную (з/пл плата раб-х вспомогательных производств зависит от оплаты труда рабочих основного производства). аккордную (за выполненный объём работ). Повременная форма оплаты труда бывает:простая. повременно-премиальная.
41. Учет рабочего времени и выполненной работы. Методика расчета заработной платы. При сдельной оплате труда заработная плата определяется путем умножения сдельных расценок за единицу доброкачественной продукции и на количество выпущенной продукции.При повременной оплате труда заработная плата начисляется на основании табеля, в котором отражается количество фактически отработанного времени. При этой форме оплаты труда заработная плата определяется путем умножения тарифной ставки работника соответствующего разряда на число отработанных (оплачиваемых) часов.
Заработная плата руководителям, специалистам и другим работникам, которым устанавливаются должностные оклады, определяется путем деления установленного месячного оклада и умножения полученной суммы на количество фактически отработанного времени.
42 Бухгалтерский учёт расчётов по оплате труда: Для синтетического учета расчетов используется пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счёта 70 отражают начисление з/пл и др. выплат работникам, а по дебету – удержания из з/пл, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы з/пл и др доходов. Так как зарплата начисляется различным категориям работающих, то она фиксируется на различных счетах бухгалтерского учета. Например, заработная плата, начисленная рабочим занятым в основном производстве, относится в Д-т 20 К-70; рабочим вспомогательных производств – Д-т 23 К-70; рабочим цехового персонала – Д-25К-70; работникам заводоуправления – Д-26 К-70. Независимо от применяемой формы бух учёта аналитический учёт по сч. 70 должен обеспечивать учёт расчётов по оплате труда с каждым работником с последующей группировкой и обобщением данных о начисленной з/пл по видам выплат и об удержаниях из з/пл по их видам. Аналитический учёт ведётся с помощью лицевых счетов. На каждого работника заводится свой лицевой счёт.
43 Затраты на производство продукции и их классификация. Затраты – стоимостная оценка ресурсов, потреблённых организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Классификация: По характеру: 1)на расходы по видам деятельности (расходы, включ-е в себестоимость товаров, р., услуг; расходы на управление, обслуживание и организацию производства; расходы на реализ-ю товаров…,услуг) Себестоимость – это совокупность вложенных организа-цией ресурсов в различные объекты бухгалтерского учета в процессах их приобретения, заготовления, производства и реализации. 2) операционные расходы; 3) внереализационные расходы. В зависимости к объекту производства: 1) переменные (изменяющиеся в зависимости от объёма производства); 2) условно-постоянные (прямо не зависящие от объёма производства, но с течением времени изменяющиеся). По экономическим элементам: 1) материальные затраты (сырьё, материалы и др.); 2) расходы на оплату труда (выплаты з/пл и др.); 3) отчисления на социальные нужды (в фонд занятости...); прочие затраты. По статьям калькуляции: материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергия, отчисления на социальные нужды и др.
44 Калькулирование себестоимости продукции: Калькуляцией себестоимости называется способ определения себестоимости одной единицы продукции (работ, услуг). Существуют такие методы калькулирования, как простой, попередельный, позаказный, нормативный. Сущность простого метода состоит в том, что общую сумму затрат делят на количество произведенной продукции. Попередельный метод: учет затрат ведется по переделам (подготовительный, прядильный идр.) а внутри них — по агрегатам (цехам, прокатным станам, химическим установкам), статьям калькуляции и видам продукции. При показанном методе общая сумма затрат делится на количество изделий в данном заказе и получают фактическую себестоимость одного изделия. Нормативный метод - выявляются отклонения от действующих норм расходов и с учетом этих отклонений от норм и изменения норм составляется калькуляция фактической себестоимости.В малых организациях применяется упрощенный метод определения себестоимости. Оприходование готовой продукции по фактической себестоимости отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону на счете 43 «Готовая продукция» не отражаются, а фактические затраты по ним списываются – Д-т 46 и К-т 20.
45 Бухгалтерский учёт затрат на производство продукции: Планом счетов для бух. Учёта производственных затрат предусмотрены следующие счета: 20, 21, 23, 25, 26, 28, 96, 97. Все счета затрат активные, кроме сч. 96. Суммы произв-х затрат отражаются по дебету указанных счетов. Для учета всех затрат по производству продукции (работ, услуг) предназначен активный калькуляционный счет 20 «Основное производство». По дебету этого счета собираются затраты средств, а по кредиту они списываются как фактическая себестоимость готовой продукции (работ, услуг). Сальдо – остатки незавершённого производства соответственно на начало и конец отчётного периода. Прямые затраты относимые на себестоимость конкретного изделия на основании первичных документов. К ним относятся: материалы, экологический налог за добычу природных ресурсов и выбросы; топливо и энергия на технол-е цели: 1)Д-20 К-10 отпущены и израсходованы материалы в основном производстве 2) Д-20 К 68 начислен экологический налог за добычу природных ресурсов и выбросы 3) Д-20 К-10/3 отпущено топливо со склада и т.п Вспомогательное производство – пр-во, признанное обслуживать основное производство, обеспечивающее его энергией, инструментами, транспортом, ремонтными услугами: 1)Д-т 23 К-70, 69, 68; 2)Д-23 К-10 израсходованы материалы 3) Д-т 23 К-60 счёт за отопление, освещение без НДС.
46 Оценка и учёт выпуска готовой продукции. Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утверждённым техническим условиям, принятые га склад или заказчиком и снабжённые сертификатом или др. документом, удостоверяющим их качество. Качество проверяет отдел технического контроля. Фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании отчетного периода. В текущем учете оценка готовой продукции может производиться по плановойсебестоимости, или свободным отпускным ценам, или фактической себестоимости, или свободным розничным ценам. Готовая продукция, как правило, учитывается на активном счете 43 "Готовая продукция" по фактической производственной себестоимости. По дебету счетов 43 отражается поступление продукции (изделий) на склад, а по кредиту — их выбытие. Сальдо свидетельствует о наличии на складе остатков готовой продукции по фактической себестоимости. Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону на счете 43 не отражается, а фактические затраты по ним списываются со счетов учета затрат на производство (20, 23, 29 и др.) непосредственно на счет 90 "Реализация продукции (работ, услуг)" (Д-т 90 и К-т 20, 23). Поступление готовой продукции производства на склад отражается следующей записью: на фактическую себестоимость - Д-т 43 и К-т 20.
47 Учёт отгрузки и реализации готовой продукции: Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию (работы, услуги), оформленную соответствующими документами по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, а также передаче продукции для реализации на комиссионных и иных подобных началах.
Наличие и движение отгруженной продукции (товаров) учитываются на синтетическом активном счете 45 "Товары отгруженные". Счёт активный. По дебету этого счёта отражается фактическая себестоимость отгруженной покупателю продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также суммы, возмещаемые покупателем. По кредиту отражается списание фактической себестоимости реализованной продукции, а также суммы возмещения, получ. от покупателя. Бух-е записи: 1) Д-45 К-43 отгружена готовая продукция покупателю по учётной стоимости. 2)Д-45 К-20 списываются выполненные работы и оказанные услуги по учётной стоимости 3) Д-45 К-60 транспортные расходы 4) Д-45 К10 спис-ся стоимость материалов на упаковку гот. Пр. 5) Д-51 К-90 получена выручка от реализации продукции. Реализация – завершающая стадия кругооборота средств организации, в результате чего готовые изделия превращаются в ден-е ср-ва. Применяется сч. 90 «Реализация». По кредиту отражается выручка от реализации продукции, по дебету затраты, налоги и сборы, взимаемые с выручки. Бух. Записи: 1)Д-90 К-43, 45, 20, 40 – списывается фактическая себестоимость реал-й пр-и 2)Д-90 К-44/1 спис. коммерческие расходы, относящиеся к реализ-й продукции 3) Д-90 К-68 начислены налоги и сборы от выручки и т.д
48. Учет денежных средств и расчетных операций. Бухгалтерский учет наличных денег ведется на активном счете 50 «Касса». Поступление денег в кассу записывается по дебету, а выданные деньги — по кредиту счета. Сальдо может быть только дебетовое или равное нулю, если в кассе совсем не осталось денег. При поступлении денег в кассу производятся следующие записи по счетам: поступление выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг отражаются записями Д-т 50 и К-т 46; поступление денег в кассу, полученных с расчетного счета, валютного счета - Д-т 50 и К-т 51, 52; возврат подотчетными лицами неиспользованных сумм или перерасхода средств по командировкам – Д-т 50 и К-т 71; получение авансов под поставки продукции, товаров, материалов, услуг - Д-т 50 и К-т 64; поступление штрафов и других внереализационных доходов - Д-т 50 и К-т 80; выявление излишка денег при инвентаризации - Д-т 50 и К-т 80. На выдачу наличных денег из кассы предприятия записи по счетам следующие: сдача денег на расчетный счет, валютный счет - Д-т 51, 52 и К-т 50; выдача заработной платы, премий, пособий - Д-т 70 и К-т 50; выдача материальной помощи за счет фонда потребления - Д-т 88 и К-т 50; недостача денег в кассе, выявленная при инвентаризации - Д-т 84 и К-т 50; оплата за аренду основных средств - Д-т 76 и К-т 50.
Счет 51 «Расчетный счет» - активный. По дебету счета отражается наличие и поступление денежных средств, а по кредиту – их выбытие. Иностранная валюта учитывается на счете 52 «Валютный счет» в банке. Порядок совершения операций по счету 52 «Валютный счет» регулируется Национальным банком РБ. По дебету счета 52 отражается поступление средств, а по кредиту — списание. Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Сальдо по счетам 51 и 52 может быть только дебетовое. Списание денежных средств с расчетного счета отражается следующим образом: поступление наличных денег в кассу предприятия - Д-т 50 и К-т 51, 52; погашение кредитов банка - Д-т 90, 92, 93 и К-т 51; перечисление платежей в бюджет - Д-т 68 и К-т 51; использование прибыли в течение года на различные цели (согласно Уставу предприятия и законодательству) - Д-т 81, 88 и К-т 51; перечисление поставщикам за товары, материалы и др. - Д-т 60 и К-т 51; перечисление штрафов, пени, неустоек, судебных издержек и других внереализационных расходов по хоздоговорам - Д-т 80 и К-т 51.
49. Формирование и учет фондов и резервов. Имущество или активный капитал Вашего предприятия (основные средства, нематериальные активы, сырье и материалы, финансовые вложения, денежные средства и т.д.) может иметь различные источники формирования или пассивный капитал, то есть те первоначальные средства, за счет которых приобреталось имущество. В составе пассивного капитала выделяют собственный и заемный капитал. Заемный капитал состоит из краткосрочных и долгосрочных займов, кредитов банков, а также авансов покупателей и текущей кредиторской задолженности (отсрочек платежа, предоставленных поставщиками и подрядчиками). Учет заемного капитала был рассмотрен в брошюрах: «Учет кредитов и займов» и «Учет расчетов с юридическими и физическими лицами». Собственный капитал состоит из: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, целевых резервных фондов. Учет нераспределенной прибыли был рассмотрен в предыдущей брошюре «Учет финансовых результатов». Учет уставного капитала дает возможность определять сумму обязательств предприятия перед его участниками (акционерами). Кроме того, гражданское законодательство связывает с размером уставного капитала вопросы принудительной ликвидации предприятия, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью, а также акционерного общества.
50. Понятие, состав, порядок формирования финансового результата и его отражение в учете. Фин.результат - прибыль или убыток за отчетный период, т.е. разница между доходами и расходами. Доходы - выручка от реализации готовой продукции, покупных товаров, вып.работ и услуг, + прочие: поступления от продажи осн.средств, немат. активов, излишка материалов, штрафы, пени и неустойки и др. Расходы - затраты на производство продукции, работ, услуг, убытки от реализации и списания осн. средств, материалов и прочих активов и др. Доходы и расходы организации в зав-сти от их х-ра: 1. Доходы и расходы от обычных видов деятельности. 2. Операционные доходы и расходы. 3. Внереализационные доходы и расходы.Фин.рез-т хоз.деят-ти опред-ся показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календ.года. Формирование итогов фин.рез-та за отчетный год осущ-ся накопительным путем в теч.отчетного года на сч.99 в виде остатка, отражающего прибыль (по кредиту) либо убыток (по дебету). По окончании отчетного года сч.99 закрывается. Сумму чистой прибыли списывают с дебета сч.99 в кредит сч.84. Сумма убытка списывается с кредита сч.99 в дебет сч.84.
Конечный фин.рез-т (чистая прибыль\убыток) - фин. рез-т от обычных видов деят-ти, и прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. При этом чистая прибыль - сумма прибыли текущего отчетного периода за минусом налога на прибыль, причитающегося уплате в бюджет. По дебету сч.99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) орг-ции. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
51. Учет прибылей и убытков по основным видам деятельности организации. Конечный фин.результат учитывается на активно-пассивном сч.99 «Прибыли и убытки». По дебету отражаются потери, расходы (убытки), а по кредиту - прибыль (доходы) организации. Ежемесячно на сч.99 «Прибыли и убытки» поступает прибыль или убыток от основных видов деят-ти, кот. формируется на акт-пасс сч.90 «Реализация», на нём сопоставляются доходы от реализации (выручка) по кредиту счета с расходами (себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг, налоги по дебету счета). Если доходы будут больше суммы расходов на сч.90, то делается запись: деб.90 «Реализация», кр.99 «Прибыли и убытки». Если на сч.90 дебетовый оборот превысил кредитовый, то на сумму убытка сч.90 закрывается ежемесячно: дебет 99 «Прибыли и убытки», кредит 90 «Реализация». На сч.99 «Прибыли и убытки» переносится сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц со сч.91 «Операционные доходы и расходы», а также сальдо внереализ-х доходов и расходов за отчетный месяц со сч.92 «Внереализац-е доходы и расходы». По дебету сч.99 «Прибыли и убытки» отражаются также начисленные налоги и сборы из прибыли: на недвижимость; на прибыль и доходы; штрафы, пени за нарушение налогового зак-ва. По оконч. отчетного года при составлении годовой бух.отчетности сч.99 закрывается заключительной записью декабря и сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года отражается по дебету (кредиту) сч.99 и кредиту (дебету) акт-пасс сч.84. Построение аналитического учета по сч.99 должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибыпях и убытках.
52. Состав операционных доходов и расходов и их учет. Операционные доходы и расходы связаны с использованием активов орг-ции, они учитываются на активно-пасс сч.91 «Операционные доходы и расходы» (по кредиту - доходы, по дебету - расходы).
Аналитический учет по сч.91 ведется по каждому виду доходов и расходов. К счету 91 «Операционные доходы и расходы» могут быть открыты субсчета: 91-1 «Операционные доходы»; 91-2 «Операц. расходы»; 91-3 «НДС»; 91-4 «Прочие налоги и сборы из операц. доходов»; Субсчет 91-9 служит для выявления сальдо операционных доходов и расходов за месяц. Записи по первым 4м субсчетам производятся накопительно в теч. отчетного года в развернутом виде, т.е. отдельно каждый вид доходов и расходов. Ежемесячно сопоставлением дебетного оборота по субсчетам 91-2, 91-3, 91-4 (расходы) и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц и это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со сч.91-9 на сч.99–Прибыли и убытки». Т.е. синтетический сч.91 -Операционные доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года субсчета 91-1, 91-2, 91-3, 91-4 закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 -Сальдо операц. доходов и расходов-. Аналитический учет по сч.91 ведется по каждому виду доходов и расходов. Построение аналитического учета, относящегося к одной и той же финансовой, хоз.операции, должно обеспечивать возможность выявления фин.рез-тов по каждой операции (напр, по списанию осн. средств и пр.активов; по арендной плате и т.д.).
53. Состав внереализационных доходов и расходов и их учет. Внереализационные доходы и расходы непосредственно не связаны с производственной деятельностью организации. Они учитываются на активно-пассивном сч.92 «Внереализационные доходы и расходы». К счету 92 могут быть открыты субсчета: 92-1 «Внереализационные доходы»; 92-2 «Внереализационные расходы»; 92-3 «Налог на добавленную стоимость»; 92-4 «Прочие налоги и сборы из внереализационных доходов» 92-9 «Сальдо внереализац. доходов и расходов» и др. Записи по субсчетам 92-1, 92-2, 92-3, 92-4 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебитового оборота по субсчетам 92-2, 92-3, 92-4 и кредитового оборота по субсчету 92-2 «Внереализационные доходы»- определяют сальдо внереализационных доходов и расходов за отчетный месяц, которое ежемесячно заключительными оборотами списывается с субсчета 92-9 «Сальдо внереализационных доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Синтетический счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все 4 субсчета по счету 92 закрываются внутренними записями на субсчет 92-9 «Сальдо внереализационных доходов и расходов». Аналитический учет по счету 92 ведется по каждому виду доходов и расходов.
54. Понятие и значение отчетности пред-ия. Класс-ия отчет-ти Отчетность-докум-ция по установ-ой форме содер-ая отчет(инфор-ю) о работе пред-тия. Орган-я должна сост-ть бух. Отчет-ть за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не устан-но зак-ом РБ. - месячная и квартальная бух. отчетность явл-ся промежуточными. Значение: 1. для осуществления управления, 2. для осущ-ния контроля 3. для оценки результатов Информация должна быть: 1. своевременной 2. достовеоной, точной, объективной 3. доступной, ясной 4. Сопоставимой Виды: 1. бухгалтерская 2. статистическая 3. налоговая 4. оперативная - Оперативная – предназнач-ая для текущ. Контроля и управления внутри суб-та хоз-ния в момент совершения хоз. операций или сразу после ее завершения.- статистическая – представл. Собой предназнач. Для статистич-го изучения хоз-ные реальности, систему, колич-х и качест-х показаний измерения и обобщения которых нехар-но для бух. Учета; служит для отражения отдельных сторон деят-ти суб-та хоз-ния.- бух. Отчетность – отражает показатели производст-но хоз-ой деят-ти суб-та хоз-ния она состав-ся на основании данных синтетического и аналитического учета потвержд. Первичными докум-ми и использ. Данные оперативной и статистической отчетности- налоговая – содержит показатели организации по начислению налогов сборов и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды + задолжности по ним - по периодичности: 1. годовая 2. внутригодовая 6 – квартальная – недельная- по значению: 1. общегосударственная 2. внутригосударственная - по объему сведений 1. индивидуальная 2. сводная – по производст. Пр-ку 3. консолидированная – отчетность которая содержит др. отчетности - по назначению 1. внутренняя 2. внешняя - по срокам хранения 1. постоянная 2. временная.
55. Нормативно-правовое и методологическое руководство финансовой отчетности. (Государственная регламентация отчетности). Гос-е регулирование бух-го учета и отчетности осущест-ся в целях достижения единообразия ведения учета и составления бух-кой отчетности, повышения достове1рности и своевременности учетной и отчетной информации.
Уровни регулирования: 1. законодательный: представлен Конституцией, Президентом и его указами Закон «О бух учете и отчетности». 2. нормативный: представлен опр. документами во исполнение основного закона – министерства и ведомства + различные указы о стандартизации, постановления Совмина “ О гос программе перехода на международные стандарты бух. Учета в рБ» от 04.05.98 № 694 утв. Гос. прог-ма «О переходе на междунар. Стандарты бух. Отчетности». Утвер-ся типовые планы счетов бух-го учета и инструкции по их применению положения по бух-му учету и отчетности; иные НПА по вопросам бух-го учета и отчетности. 3. Местный уровень: представлен организационными нормативными документами. Гл.бух обеспечивает уровень организации.
56. Бухгалтерская отчетность и прочие виды отчетности. Бух.отчетность организаций состоит из:
бух. баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложений, предусмотренных НПА по бух. учету и отчетности; пояснительной записки. Состав бух. отчетности организаций, финанс-х из бюджета, опр. Мин. Фин. РБ. Некоммерческие организации, не осущ-щие предпри-кую деят-сть и не имеющие, за иск. выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, представляют бух.отчетность по итогам отчетного года в упрощенном составе: бух. баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств.
Бух. отчетность подписывается руковод. и гл. бух-м организации если иное не предусм. закон-ом.. Консалидированный отчет вкл: консолид. Бух. Баланс, консолидир. отчет о прибылях и убытках + пояснит записку. Налоговая – ст. 62НК признается осущ. Плательщиками иными обязан. Лицами учета объекта налогобл. И опр. налог. Базы по налогам, сборам путем расчета корректировок к данным бух. Учета если иное не установлено. Ведется В целях налого-ния и осущ. Налог. Контроля. основ. на данных бух. Учета и на иных документально потвержд. данных об объектах подлеж-х налогообл. или связанных с ним Статистический – формы разработ-ся и утверж-ся мин. Статистики и анализа РБ. Инфор-ия о таких формах содер-ся в альбоме форм гос-ой статисч. Отчет-и на соотв. Год, сбор и оброботка данных по которым централиз-ая по направлениям: - статистика промыш-ти – труда – с/х – образования – культуры – лесного хоз-ва – цен – финансов и др.
57. Организация бух. Учета на предприятии. Руководитель организации обязан организовать бух. учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель вправе в зависимости от объема учетной работы: создать бух. службу как структурное подразделение,возглавляемое гл. бух.; ввести в штат должность бух-ра; передать на договорных началах ведение бух-го учета организации, оказывающей услуги по ведению бух-го учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся ИП.
Ведение бух-го учета в организации осущ-ся согласно учетной политике организации. Она включает в себя:описание принятых методов и способов ведения бух-гоучета; план счетов бухгалтерского учета;применяемые организацией самостоятельно разработанные утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных; применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бух-го учета. При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юр. и физ. лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности.Учет-я политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.58. Сущность, значение и цели аудита Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бух (фин) отчетности, платежно – расчетной документации, налог деклараций и других фин обязательств и требований экон субъектов, а также оказанию иных аудит услуг. Основная цель аудита – подтверждение достоверности бух (фин) отчетности экон субъектов и соответствия совершенных ими фин и хоз операций нормативным актам, действующим в РБ. Аудиторская проверка: внутренняя/внешняя; по назначению: обязательная/инициативная; по объектам аудита: общий аудит/страховой/ банковский; по организационному признаку: первоначальный/согласованный; по направлению проверки: аудит фин отчетности/ спец аудит/ аудит на соответствие требованиям.
59. Виды аудита. Приемы (процедуры) аудита. Приемами считаются следующие виды проверок: формальная – проверка соблюдения установленных форм документов, а также полноты и правильности заполнения их реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей. Арифметическая – проверка правильности расчета цен, наценок, скидок, подсчетов итогов и др арифм действий, выполняемых при формировании док-тов. Экспертная – выявление подделок в док-тах. Логическая – осущ-ся сопоставлением хоз операции, отраженной в док-те с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями. Это позволяет установить, была ли объективная возможность ее возникновения и выявить сокрытие хищения, приписки и др. Нормативно – правовая – позволяет установить соотв-е совершенной операции действующим правилам, требованиям устава и т.д. Экономическая проверка выявляет целесообразность совершенной операции, обоснованность использования источников финансирования по операциям. Встречаня – изучение достоверности операций путем сопоставления док-тов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же взаимосвяз операциям. Используется также контрольное сличение, обратная калькуляция, оценка документов по данным корресп счетов, оценка.
60.Аудит.заключение(АЗ) — офиц. док-т, предназначенный для пользователей бух. (финанс.) отчетности, составл-й по рез-там аудита и содержащий выраженное в устан-й форме мнение аудит. орг-ции или аудитора — ИП о достоверности бух. (финан.) отчетности аудируемого лица и соотв-и совершенных им финанс. (хоз.) операций зак-тву. По рез-там проведенного аудита бух. (финанс.отчетности организации аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме: безусловно положительного, условно положит-го или отриц-го АЗ, либо отказаться в АЗ от выражения своего мнения. В безусловно положит-м АЗ мнение аудитора о достоверности бухг. (финн.) отчетности орг-ции означает, что отчетность обеспечивает во всех существенных отн-ях достоверное отражение активов и пассивов орг-ции на отчетную дату и финн. рез-тов ее деят-сти за отчетный период в соотв. с НПА, а также соблюдение зак-ва РБ при совершении хоз. операций. В условно полож-ом АЗ мнение аудитора о достоверности бух. (фин.) отчетности орг-ции означает, что, за исключением указанных в АЗ обст-тв, бух. (фин.) отчетность обеспечивает во всех существенных отн-х достоверное отражение активов и пассивов орг-ции на отчетную дату и фин-х рез-тов ее деят-сти за отчетный период исходя из НПА, а также соблюдение зак-ва РБ при совершении хоз.операций. В отриц-ном АЗ мнение аудитора о достоверности бух. (фин.) отчетности орг-ции означает, что в связи с указанными в АЗ обст-вами отчетность не обеспечивает во всех существенных отн-ях достоверное отражение активов и пассивов орг-ции на отчетную дату и фин. рез-тов ее деят-сти за отчетный период. Отказ аудитора от выражения своего мнения.