Понятие и классификация производственных запасов. Оценка производственных запасов при их поступлении

производственные запасы - различные вещественные элементы производства (материальные ценности), используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. По функциональной роли и назначению в процессе производства производственные запасы подразделяются на следующие группы: сырье и основные материалы; вспомогательные материалы; покупные изделия и полуфабрикаты; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; строительные материалы; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП).   По принадлежности производственные запасы группируются: на принадлежащие и не принадлежащие данной организации (учитываются на забалансовых счетах 002 и 003). По техническим признакам и свойствам материальные ценности подразделяются по группам, видам, сортам, маркам и типоразмерам.  Планом счетов предусмотрены счета для учета производственных запасов: 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Поступление материалов: с расч. счёта перечислено поставщику за материалы на всю сумму НДС Д-60/1 К-51; списываются командировочные расходы агенты снабжения Д-15 К-71; предъявлен счёт транспортной организации за перевозку без НДС Д-15 К-60; НДС к уплате Д-18/31 К-60 и т.

37. Документальное оформление поступления производственных запасов. Способы оценки производственных запасов. Под производственными запасами понимают различные вещественные элементы производства (материальные ценности), используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Методы оценки: по учетным ценам с выделением транспортно-заготовительных расходов; по плановой себестоимости с учетом отклонений от их фактической себестоимости; по фактической себестоимости. При отпуске материалов в производство используют следующие методы оценки: по средневзвешенным ценам; по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости; по ценам последнего приобретения. Методика оценки оговаривается в учетной политике организации и оформляется приказом по организации. В балансе и других формах отчетности материальные ценности отражаются по фактической себестоимости. Материалы на складах принимают материально-ответственные лица. Оприходование материалов производят, как правило, оформлением приходного ордера, в котором фиксируют фактическое количество и качество материалов. Приходные ордера составляют и при оприходовании отходов от ликвидации основных средств, МБП. Если при приеме будет обнаружено несоответствие количества или качества принимаемого груза, оформляют специальный акт (ф. № М-7), в котором указывают размеры недостачи или порчи материалов. В составлении акта должен принимать участие представитель поставщика или независимой организации. При получении материалов от поставщиков составляется бухгалтерская запись – Д-т 10, 12, 16, 18/1 и К-т 60. Перечисление платежей поставщикам – Д-т 60 и К-т 51, 52. Поступление материалов от ликвидации основных средств и МБП отражается записью – Д-т 10, 12 и К-т 47. Материалы, поступающие от подотчетных лиц, оформляются товарным счетом или справкой-актом (составленными подотчетными лицами), в которых отражаются: дата и место покупки; наименование, количество и цена материалов. К акту прилагаются товарные чеки. Поступление материалов и МБП от подотчетного лица отражается записью – Д-т 10, 12 и К-т 71. Если из цеха на склад возвращаются неизрасходованные материалы или отходы производства, которые можно использовать или реализовать на сторону, то выписывается накладная на внутреннее перемещение материалов. На поступление материалов, полуфабрикатов и МБП из производства составляется запись – Д-т  10, 12 и К-т 20, 23. Безвозмездное получение материалов и МБП по оценочной стоимости – Д-т 10, 12 и К-т 80. Оприходование материалов и МБП в качестве вклада в уставный фонд (от учредителей — по договорной стоимости) – Д-т 10, 12, 75 и К-т 75, 85. Оприходование излишков материалов и МБП, выявленных при инвентаризации – Д-т 10, 12 и К-т 80. Учет поступающих материалов ведут чаще всего по фактической себестоимости, куда входит покупная стоимость, сумма транспортно-заготовительных расходов, комиссионные расходы, потери в пределах норм естественной убыли, таможенные расходы, страхование в пути, брокерские услуги, НДС при ввозе и др.

38. Документальное оформление расхода производственных запасов. Синтетический учёт расхода произ-х запасов. Отпуск материалов со склада оформляется следующими документами: 1) Лимитно-заборными картами - это накопительные докумен­ты, которыми оформляют расход материалов, систематичес­ки отпускаемых на цели производства. Карты заполня­ются в 2-х экземплярах, офор-ся при отпуске материалов многократно в течение месяца (на­пример, ежедневно). 2) Требование - это разовые документы для оформления однократного, редко повторяющегося, отпуска какого-либо материала. Оформ-ся требование для отпуска материалов со склада на внутрихозяйственные нуж­ды, в производство; запол-ся в 2-х экземплярах. 3) Накладная на отпус материалов на сторону, либо товарно-транспортная накладная. Оформ-ся приреализации материалов на сторону; заполн-ся в 2-х экземплярах — один кладовщику, второй покупателю. На всех расходных документах обязательно должна быть подпись руководителя организации или его заместителя.   Расход материалов составляется следующими записями:   Материалы, израсходованы по учётной стоимости: 1) д-20 К-10 на производство продукции; 2) Д-23 К10 на нужды вспомогательного производства. Списываются отклонения по израсходованным материалам: 1)Д-20 К-16 на производство продукции; 2)Д-23 К-16 на нужды вспомогательного производства. Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

 

39. Инвентаризация производственных запасов. сохранность и правильное оформление операций по движению производственных запасов и готовой продукции должны подтверждаться результатами, проводимыми инвентаризацией.

Инвентаризация проводится по местам хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, и по материально ответственным лицам. В процессе ее проведения изучается и анализируется состояние складского хозяйства. Проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей проводится при обязательном наличии материально ответственного лица. Инвентаризационная опись заполняется членами комиссии.Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах: один передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, другой остается у материально ответственного лица.

Выявленные в процессе инвентаризации расхождения товарно-материальных ценностей с данными БУ регулируются в следующем порядке: 1. стоимость выявленных излишков товарно-материальных ценностей приходуют по соответствующим первичным документам, а их стоимость – по действующим ценам относительно на увеличение финансовых результатов организации в составе внереализованных доходов; 2. недостачи, хищения товарно-материальных ценностей относят в  94.

После принятия решения руководителем организации, недостачи, хищения, потери товарно-материальных ценностей списывают с  счета 94.

 

 

40. Учет труда и заработной платы. Формы, системы и виды оплаты труда. Заработная плата – совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса РБ). З/пл подразделяется на два вида: основную и дополнительную.В основную заработную плату входят: выплаты за отработан­ное время и выработанную продукцию по тарифным ставкам, ок­ладам, сдельным расценкам; премии (кроме единовременных); до­платы за работу в ночную смену, в праздничные и выходные дни и др.   Дополнительная заработная плата - это оплата за нерабо­чее время в соответствии с Трудовым кодексом Республики Бела­русь (ТК РБ): оплата отпусков; выходного пособия; оплата за дни выполне­ния государственных и общественных обязанностей; за время во­енных сборов и др.В организациях применяются две основные формы оплаты трудасдельная и повременная. Оплата за качество и количество выработанной продукции по установленным расценкам называется сдельной. Оплата за количество проработанного времени с учетом квалификации работника независимо от выработки именуется повременной. Сдельная форма оплаты труда имеет свои системы:   прямую, сдельно-премиальную,   сдельно-прогрессивную(когда выполнение заданий сверх норм оплачивается по повышенным расценкам). косвенную (з/пл плата раб-х вспомогательных производств зависит от оплаты труда рабочих основного производства). аккордную (за выполненный объём работ). Повременная форма оплаты труда бывает:простая. повременно-премиальная.

41. Учет рабочего времени и выполненной работы. Методика расчета заработной платы. При сдельной оплате труда заработная плата определяется путем умножения сдельных расценок за единицу доброкаче­ственной продукции и на количество выпущенной продукции.При повременной оплате труда заработная плата начисля­ется на основании табеля, в котором отражается количество фактически отработанного времени. При этой форме оплаты труда заработная плата определяется путем умножения тарифной ставки работника соответствующего разряда на число отработанных (оплачиваемых) часов.

Заработная плата руководителям, специалистам и другим работникам, которым устанавливаются должностные оклады, определяется путем деления установленного месячного оклада и умножения полученной суммы на количество фактически отработанного времени.

42 Бухгалтерский учёт расчётов по оплате труда: Для синтетического учета расчетов используется пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счёта 70 отражают начисление з/пл и др. выплат работникам, а по дебету – удержания из з/пл, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы з/пл и др доходов.   Так как зарплата начисляется различным категориям работающих, то она фиксируется на различных счетах бухгалтерского учета. Например, заработная плата, начисленная рабочим занятым в основном производстве, относится в Д-т 20 К-70; рабочим вспомогательных производств – Д-т 23   К-70; рабочим цехового персонала – Д-25К-70; работникам заводоуправления – Д-26 К-70.   Независимо от применяемой формы бух учёта аналитический учёт по сч. 70 должен обеспечивать учёт расчётов по оплате труда с каждым работником с последующей группировкой и обобщением данных о начисленной з/пл по видам выплат и об удержаниях из з/пл по их видам. Аналитический учёт ведётся с помощью лицевых счетов. На каждого работника заводится свой лицевой счёт.

 

 

43 Затраты на производство продукции и их классификация. Затраты – стоимостная оценка ресурсов, потреблённых организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Классификация: По характеру: 1)на расходы по видам деятельности (расходы, включ-е в себестоимость товаров, р., услуг; расходы на управление, обслуживание и организацию производства; расходы на реализ-ю товаров…,услуг) Себестоимость – это совокупность вложенных организа-цией ресурсов в различные объекты бухгалтерского учета в процессах их приобретения, заготовления, производства и реализации. 2) операционные расходы; 3) внереализационные расходы. В зависимости к объекту производства: 1) переменные (изменяющиеся в зависимости от объёма производства); 2) условно-постоянные (прямо не зависящие от объёма производства, но с течением времени изменяющиеся). По экономическим элементам: 1) материальные затраты (сырьё, материалы и др.); 2) расходы на оплату труда (выплаты з/пл и др.); 3) отчисления на социальные нужды (в фонд занятости...); прочие затраты. По статьям калькуляции: материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергия, отчисления на социальные нужды и др.

 

44 Калькулирование себестоимости продукции: Калькуляцией себестоимости называется способ определе­ния себестоимости одной единицы продукции (работ, услуг). Существуют такие методы калькулирова­ния, как простой, попередельный, позаказный, нормативный. Сущность простого метода состоит в том, что общую сумму затрат делят на количество произведенной про­дукции. Попередельный метод: учет затрат ведется по переделам (подготовительный, прядильный идр.) а внутри них — по агрегатам (цехам, прокатным станам, химическим установкам), статьям калькуляции и видам продукции. При показанном методе общая сумма затрат делится на количество изделий в данном заказе и получают фактическую себестоимость одного изделия. Нормативный метод - выявляются отклонения от действующих норм расходов и с учетом этих отклонений от норм и из­менения норм составляется калькуляция фактической себестоимо­сти.В малых организациях применяется упрощенный метод оп­ределения себестоимости.   Оприходование готовой продукции по фактической себе­стоимости отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону на счете 43 «Готовая продукция» не отражаются, а фактические затраты по ним списываются – Д-т 46 и К-т 20.

 

45 Бухгалтерский учёт затрат на производство продукции: Планом счетов для бух. Учёта производственных затрат предусмотрены следующие счета: 20, 21, 23, 25, 26, 28, 96, 97. Все счета затрат активные, кроме сч. 96. Суммы произв-х затрат отражаются по дебету указанных счетов. Для учета всех затрат по производству продукции (работ, услуг) предназначен активный калькуляционный счет 20 «Основное производство». По дебету этого счета собираются за­траты средств, а по кредиту они списываются как фактическая се­бестоимость готовой продукции (работ, услуг). Сальдо – остатки незавершённого производства соответственно на начало и конец отчётного периода. Прямые затраты относимые на себестоимость конкретного изделия на основании первичных документов. К ним относятся: материалы, экологический налог за добычу природных ресурсов и выбросы; топливо и энергия на технол-е цели: 1)Д-20 К-10 отпущены и израсходованы материалы в основном производстве 2) Д-20 К 68 начислен экологический налог за добычу природных ресурсов и выбросы 3) Д-20 К-10/3 отпущено топливо со склада и т.п Вспомогательное производство – пр-во, признанное обслуживать основное производство, обеспечивающее его энергией, инструментами, транспортом, ремонтными услугами: 1)Д-т 23 К-70, 69, 68; 2)Д-23 К-10 израсходованы материалы 3) Д-т 23 К-60 счёт за отопление, освещение без НДС.

46 Оценка и учёт выпуска готовой продукции. Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утверждённым техническим условиям, принятые га склад или заказчиком и снабжённые сертификатом или др. документом, удостоверяющим их качество. Качество проверяет отдел технического контроля. Фактическую себестоимость готовой продукции можно определить толь­ко по окончании отчетного периода. В текущем учете оценка готовой продукции может производиться по плановойсебестоимости, или свободным отпускным це­нам, или фактической себестоимости, или свободным розничным ценам. Готовая продукция, как правило, учитывается на активном счете 43 "Готовая про­дукция" по фактической производственной себестоимости. По дебету счетов 43 отражается поступление продукции (изделий) на склад, а по кредиту — их выбытие. Сальдо свидетельствует о наличии на складе остатков готовой продукции по фактической себестоимости. Стоимость выполнен­ных работ и оказанных услуг на сторону на счете 43 не отражается, а фактические затраты по ним списываются со счетов учета зат­рат на производство (20, 23, 29 и др.) непосредственно на счет 90 "Реализа­ция продукции (работ, услуг)" (Д-т 90 и К-т 20, 23). Поступление готовой продукции производства на склад отражается сле­дующей записью: на фактическую себестои­мость - Д-т 43 и К-т 20.

47 Учёт отгрузки и реализации готовой продукции: Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию (работы, услуги), оформленную соответствующими документами по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, а также передаче про­дукции для реализации на комиссионных и иных подобных началах.

Наличие и движение отгруженной продукции (товаров) учитываются на синтетическом активном счете 45 "Товары отгруженные". Счёт активный. По дебету этого счёта отражается фактическая себестоимость отгруженной покупателю продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также суммы, возмещаемые покупателем. По кредиту отражается списание фактической себестоимости реализованной продукции, а также суммы возмещения, получ. от покупателя. Бух-е записи: 1) Д-45 К-43 отгружена готовая продукция покупателю по учётной стоимости. 2)Д-45 К-20 списываются выполненные работы и оказанные услуги по учётной стоимости 3) Д-45 К-60 транспортные расходы 4) Д-45 К10 спис-ся стоимость материалов на упаковку гот. Пр. 5) Д-51 К-90 получена выручка от реализации продукции. Реализация – завершающая стадия кругооборота средств организации, в результате чего готовые изделия превращаются в ден-е ср-ва. Применяется сч. 90 «Реализация». По кредиту отражается выручка от реализации продукции, по дебету затраты, налоги и сборы, взимаемые с выручки. Бух. Записи: 1)Д-90 К-43, 45, 20, 40 – списывается фактическая себестоимость реал-й пр-и 2)Д-90 К-44/1 спис. коммерческие расходы, относящиеся к реализ-й продукции 3) Д-90 К-68 начислены налоги и сборы от выручки и т.д

48. Учет денежных средств и расчетных операций.  Бухгалтерский учет наличных денег ведется на активном счете 50 «Касса». Поступление денег в кассу записывается по дебету, а выданные деньги — по кредиту счета. Сальдо может быть только дебетовое или равное нулю, если в кассе совсем не осталось денег. При поступлении денег в кассу производятся следующие записи по счетам: поступление выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг отражаются записями Д-т 50 и К-т 46; поступление денег в кассу, полученных с расчетного счета, валютного счета - Д-т 50 и К-т 51, 52; возврат подотчетными лицами неиспользованных сумм или перерасхода средств по командировкам – Д-т 50 и К-т 71; получение авансов под поставки продукции, товаров, материалов, услуг - Д-т 50 и К-т 64; поступление штрафов и других внереализационных доходов - Д-т 50 и К-т 80; выявление излишка денег при инвентаризации - Д-т 50 и К-т 80. На выдачу наличных денег из кассы предприятия записи по счетам следующие: сдача денег на расчетный счет, валютный счет - Д-т 51, 52 и К-т 50; выдача заработной платы, премий, пособий - Д-т 70 и К-т 50; выдача материальной помощи за счет фонда потребления - Д-т 88 и К-т 50; недостача денег в кассе, выявленная при инвентаризации - Д-т 84 и К-т 50; оплата за аренду основных средств - Д-т 76 и К-т 50.

Счет 51 «Расчетный счет» - активный. По дебету счета отражается наличие и поступление денежных средств, а по кредиту – их выбытие. Иностранная валюта учитывается на счете 52 «Валютный счет» в банке. Порядок совершения операций по счету 52 «Валютный счет» регулируется Национальным банком РБ. По дебету счета 52 отражается поступление средств, а по кредиту — списание. Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Сальдо по счетам 51 и 52 может быть только дебетовое. Списание денежных средств с расчетного счета отражается следующим образом: поступление наличных денег в кассу предприятия - Д-т 50 и К-т 51, 52; погашение кредитов банка - Д-т 90, 92, 93 и К-т 51; перечисление платежей в бюджет - Д-т 68 и К-т 51; использование прибыли в течение года на различные цели (согласно Уставу предприятия и законодательству) - Д-т 81, 88 и К-т 51; перечисление поставщикам за товары, материалы и др. - Д-т 60 и К-т 51; перечисление штрафов, пени, неустоек, судебных издержек и других внереализационных расходов по хоздоговорам - Д-т 80 и К-т 51.

49. Формирование и учет фондов и резервов. Имущество или активный капитал Вашего предприятия (основные средства, нематериальные активы, сырье и материалы, финансовые вложения, денежные средства и т.д.) может иметь различные источники формирования или пассивный капитал, то есть те первоначальные средства, за счет которых приобреталось имущество. В составе пассивного капитала выделяют собственный и заемный капитал. Заемный капитал состоит из краткосрочных и долгосрочных займов, кредитов банков, а также авансов покупателей и текущей кредиторской задолженности (отсрочек платежа, предоставленных поставщиками и подрядчиками). Учет заемного капитала был рассмотрен в брошюрах: «Учет кредитов и займов» и «Учет расчетов с юридическими и физическими лицами». Собственный капитал состоит из: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, целевых резервных фондов. Учет нераспределенной прибыли был рассмотрен в предыдущей брошюре «Учет финансовых результатов». Учет уставного капитала дает возможность определять сумму обязательств предприятия перед его участниками (акционерами). Кроме того, гражданское законодательство связывает с размером уставного капитала вопросы принудительной ликвидации предприятия, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью, а также акционерного общества.

50. Понятие, состав, порядок формирования финансового результата и его отражение в учете. Фин.результат - прибыль или убыток за отчетный пе­риод, т.е. разница между доходами и расходами. Доходы - выручка от реализации готовой продук­ции, покупных товаров, вып.работ и услуг, + прочие: поступления от продажи осн.средств, немат. активов, излишка материалов, штрафы, пени и неустойки и др. Расходы - затраты на производство продукции, работ, услуг, убытки от реализации и списания осн. средств, материалов и прочих активов и др. Доходы и расходы организации в зав-сти от их х-ра: 1. Доходы и расходы от обычных видов деятельности. 2. Операционные доходы и расходы. 3. Внереализационные доходы и расходы.Фин.рез-т хоз.деят-ти опред-ся показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календ.года. Формирование итогов фин.рез-та за отчетный год осущ-ся накопительным путем в теч.отчетного года на сч.99 в виде остатка, отражающего прибыль (по кредиту) либо убыток (по дебету).   По окончании отчетного года сч.99 закрывается. Сумму чистой прибыли списывают с дебета сч.99 в кредит сч.84. Сумма убытка списывается с кредита сч.99 в дебет сч.84.

Конечный фин.рез-т (чистая прибыль\убыток) - фин. рез-т от обычных видов деят-ти, и прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. При этом чистая прибыль - сумма прибыли текущего отчетного периода за минусом налога на прибыль, причитающегося уплате в бюджет. По дебету сч.99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) орг-ции. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

         

51. Учет прибылей и убытков по основным видам деятельности организации. Конечный фин.результат учитывается на активно-пассивном сч.99 «Прибыли и убытки». По дебету отражаются потери, расходы (убытки), а по кредиту - прибыль (доходы) орга­низации. Ежемесячно на сч.99 «Прибыли и убытки» поступает прибыль или убыток от основных видов деят-ти, кот. формируется на акт-пасс сч.90 «Реализация», на нём сопоставляют­ся доходы от реализации (выручка) по кредиту сче­та с расходами (себестоимость проданной продукции, товаров, ра­бот, услуг, налоги по дебету счета). Если доходы бу­дут больше суммы расходов на сч.90, то делается запись: деб.90 «Реализация», кр.99 «Прибыли и убытки». Если на сч.90 дебетовый оборот превысил кредитовый, то на сумму убытка сч.90 закрывается ежемесячно: дебет 99 «Прибыли и убытки», кредит 90 «Реализация». На сч.99 «Прибыли и убытки» переносится сальдо опера­ционных доходов и расходов за отчетный месяц со сч.91 «Опе­рационные доходы и расходы», а также сальдо внереализ-х доходов и расходов за отчетный месяц со сч.92 «Внереа­лизац-е доходы и расходы». По дебету сч.99 «Прибыли и убытки» отражаются также начисленные налоги и сборы из прибыли: на недвижимость; на прибыль и доходы; штрафы, пени за нарушение налогового зак-ва. По оконч. отчетного года при составлении годовой бух.отчетности сч.99 закрывается заключительной записью декабря и сумма чистой прибыли (убыт­ка) отчетного года отражается по дебету (кредиту) сч.99 и кредиту (дебету) акт-пасс сч.84. Построение аналитического учета по сч.99 должно обеспечивать формирование данных, необходи­мых для составления отчета о прибыпях и убытках.

52. Состав операционных доходов и расходов и их учет. Операционные доходы и расходы связаны с использованием активов орг-ции, они учитываются на активно-пасс сч.91 «Операционные доходы и расходы» (по кредиту - дохо­ды, по дебету - расходы).

Аналитический учет по сч.91 ведется по каждому виду доходов и расходов. К счету 91 «Операционные доходы и расходы» могут быть открыты субсчета: 91-1 «Операционные доходы»; 91-2 «Операц. расходы»; 91-3 «НДС»; 91-4 «Прочие налоги и сборы из операц. доходов»; Субсчет 91-9 служит для выявления сальдо операционных доходов и расходов за месяц. Записи по первым 4м субсчетам производятся накопи­тельно в теч. отчетного года в развернутом виде, т.е. отдельно каждый вид доходов и расходов. Ежемесячно сопоставлением де­бетного оборота по субсчетам 91-2, 91-3, 91-4 (расходы) и кредито­вого оборота по субсчету 91-1 определя­ется сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц и это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списыва­ется со сч.91-9 на сч.99–Прибыли и убытки». Т.е. синтетический сч.91 -Операционные доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года субсчета 91-1, 91-2, 91-3, 91-4 закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 -Сальдо опе­рац. доходов и расходов-. Аналитический учет по сч.91 ведется по каждому виду доходов и расходов. Построе­ние аналитического учета, относящегося к одной и той же финан­совой, хоз.операции, должно обеспечивать возмож­ность выявления фин.рез-тов по каждой операции (напр, по списанию осн. средств и пр.активов; по арендной плате и т.д.).

 

53. Состав внереализационных доходов и расходов и их учет. Внереализационные доходы и расходы непосредственно не связаны с производственной деятельностью организации. Они учи­тываются на активно-пассивном сч.92 «Внереализационные до­ходы и расходы». К счету 92 могут быть открыты субсчета: 92-1 «Внереализационные доходы»;  92-2 «Внереализационные расходы»;  92-3 «Налог на добавленную стоимость»;  92-4 «Прочие налоги и сборы из внереализационных дохо­дов» 92-9 «Сальдо внереализац. доходов и расходов» и др. Записи по субсчетам 92-1, 92-2, 92-3, 92-4 производятся на­копительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебитового оборота по субсче­там 92-2, 92-3, 92-4 и кредитового оборота по субсчету 92-2 «Вне­реализационные доходы»- определяют сальдо внереализационных доходов и расходов за отчетный месяц, которое ежемесячно за­ключительными оборотами списывается с субсчета 92-9 «Сальдо внереализационных доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Синтетический счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все 4 субсчета по счету 92 за­крываются внутренними записями на субсчет 92-9 «Сальдо вне­реализационных доходов и расходов». Аналитический учет по счету 92 ведется по каждому виду до­ходов и расходов.

 

54. Понятие и значение отчетности пред-ия. Класс-ия отчет-ти Отчетность-докум-ция по установ-ой форме содер-ая отчет(инфор-ю) о работе пред-тия. Орган-я должна сост-ть бух. Отчет-ть за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не устан-но зак-ом РБ. - месячная и квартальная бух. отчетность явл-ся промежуточными. Значение: 1. для осуществления управления, 2. для осущ-ния контроля 3. для оценки результатов Информация должна быть: 1. своевременной 2. достовеоной, точной, объективной 3. доступной, ясной 4. Сопоставимой Виды: 1. бухгалтерская 2. статистическая 3. налоговая 4. оперативная - Оперативная – предназнач-ая для текущ. Контроля и управления внутри суб-та хоз-ния в момент совершения хоз. операций или сразу после ее завершения.- статистическая – представл. Собой предназнач. Для статистич-го изучения хоз-ные реальности, систему, колич-х и качест-х показаний измерения и обобщения которых нехар-но для бух. Учета; служит для отражения отдельных сторон деят-ти суб-та хоз-ния.- бух. Отчетность – отражает показатели производст-но хоз-ой деят-ти суб-та хоз-ния она состав-ся на основании данных синтетического и аналитического учета потвержд. Первичными докум-ми и использ. Данные оперативной и статистической отчетности- налоговая – содержит показатели организации по начислению налогов сборов и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды + задолжности по ним - по периодичности: 1. годовая 2. внутригодовая 6 – квартальная – недельная- по значению: 1. общегосударственная 2. внутригосударственная - по объему сведений 1. индивидуальная 2. сводная – по производст. Пр-ку 3. консолидированная – отчетность которая содержит др. отчетности - по назначению 1. внутренняя 2. внешняя - по срокам хранения 1. постоянная 2. временная.

55. Нормативно-правовое и методологическое руководство финансовой отчетности. (Государственная регламентация отчетности). Гос-е регулирование бух-го учета и отчетности осущест-ся в целях достижения единообразия ведения учета и составления бух-кой отчетности, повышения достове1рности и своевременности учетной и отчетной информации.

Уровни регулирования: 1. законодательный: представлен Конституцией, Президентом и его указами Закон «О бух учете и отчетности». 2. нормативный: представлен опр. документами во исполнение основного закона – министерства и ведомства + различные указы о стандартизации, постановления Совмина “ О гос программе перехода на международные стандарты бух. Учета в рБ» от 04.05.98 № 694 утв. Гос. прог-ма «О переходе на междунар. Стандарты бух. Отчетности». Утвер-ся типовые планы счетов бух-го учета и инструкции по их применению положения по бух-му учету и отчетности; иные НПА по вопросам бух-го учета и отчетности. 3. Местный уровень: представлен организационными нормативными документами. Гл.бух обеспечивает уровень организации.

 

56. Бухгалтерская отчетность и прочие виды отчетности. Бух.отчетность организаций состоит из:

 бух. баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложений, предусмотренных НПА по бух. учету и отчетности; пояснительной записки. Состав бух. отчетности организаций, финанс-х из бюджета, опр. Мин. Фин. РБ. Некоммерческие организации, не осущ-щие предпри-кую деят-сть и не имеющие, за иск. выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, представляют бух.отчетность по итогам отчетного года в упрощенном составе: бух. баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств.

Бух. отчетность подписывается руковод. и гл. бух-м организации если иное не предусм. закон-ом.. Консалидированный отчет вкл: консолид. Бух. Баланс, консолидир. отчет о прибылях и убытках + пояснит записку. Налоговая – ст. 62НК признается осущ. Плательщиками иными обязан. Лицами учета объекта налогобл. И опр. налог. Базы по налогам, сборам путем расчета корректировок к данным бух. Учета если иное не установлено. Ведется В целях налого-ния и осущ. Налог. Контроля. основ. на данных бух. Учета и на иных документально потвержд. данных об объектах подлеж-х налогообл. или связанных с ним Статистический – формы разработ-ся и утверж-ся мин. Статистики и анализа РБ. Инфор-ия о таких формах содер-ся в альбоме форм гос-ой статисч. Отчет-и на соотв. Год, сбор и оброботка данных по которым централиз-ая по направлениям: - статистика промыш-ти – труда – с/х – образования – культуры – лесного хоз-ва – цен – финансов и др. 

 

57. Организация бух. Учета на предприятии. Руководитель организации обязан организовать бух. учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель вправе в зависимости от объема учетной работы: создать бух. службу как структурное подразделение,возглавляемое гл. бух.; ввести в штат должность бух-ра; передать на договорных началах ведение бух-го учета организации, оказывающей услуги по ведению бух-го учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся ИП.

Ведение бух-го учета в организации осущ-ся согласно учетной политике организации. Она   включает в себя:описание принятых методов и способов ведения бух-гоучета; план счетов бухгалтерского учета;применяемые организацией самостоятельно разработанные утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных; применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бух-го учета. При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юр. и физ. лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности.Учет-я политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

58. Сущность, значение и цели аудита Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бух (фин) отчетности, платежно – расчетной документации, налог деклараций и других фин обязательств и требований экон субъектов, а также оказанию иных аудит услуг. Основная цель аудита – подтверждение достоверности бух (фин) отчетности экон субъектов и соответствия совершенных ими фин и хоз операций нормативным актам, действующим в РБ. Аудиторская проверка: внутренняя/внешняя; по назначению: обязательная/инициативная; по объектам аудита: общий аудит/страховой/ банковский; по организационному признаку: первоначальный/согласованный; по направлению проверки: аудит фин отчетности/ спец аудит/ аудит на соответствие требованиям.

 

59. Виды аудита. Приемы (процедуры) аудита. Приемами считаются следующие виды проверок: формальная – проверка соблюдения установленных форм документов, а также полноты и правильности заполнения их реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей. Арифметическая – проверка правильности расчета цен, наценок, скидок, подсчетов итогов и др арифм действий, выполняемых при формировании док-тов. Экспертная – выявление подделок в док-тах. Логическая – осущ-ся сопоставлением хоз операции, отраженной в док-те с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями. Это позволяет установить, была ли объективная возможность ее возникновения и выявить сокрытие хищения, приписки и др. Нормативно – правовая – позволяет установить соотв-е совершенной операции действующим правилам, требованиям устава и т.д. Экономическая проверка выявляет целесообразность совершенной операции, обоснованность использования источников финансирования по операциям. Встречаня – изучение достоверности операций путем сопоставления док-тов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же взаимосвяз операциям. Используется также контрольное сличение, обратная калькуляция, оценка документов по данным корресп счетов, оценка.    

 

 

60.Аудит.заключение(АЗ) — офиц. док-т, предназначенный для пользователей бух. (финанс.) отчетности, составл-й по рез-там аудита и содержащий выраженное в устан-й форме мнение аудит. орг-ции или аудитора — ИП о достоверности бух. (финан.) отчетности аудируемого лица и соотв-и совершенных им финанс. (хоз.) операций зак-тву. По рез-там проведенного аудита бух. (финанс.отчетности организации аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме: безусловно положительного, условно положит-го или отриц-го АЗ, либо отказаться в АЗ от выражения своего мнения. В безусловно положит-м АЗ мнение аудитора о достоверности бухг. (финн.) отчетности орг-ции означает, что отчетность обеспечивает во всех существенных отн-ях достоверное отражение активов и пассивов орг-ции на отчетную дату и финн. рез-тов ее деят-сти за отчетный период в соотв. с НПА, а также соблюдение зак-ва РБ при совершении хоз. операций. В условно полож-ом АЗ мнение аудитора о достоверности бух. (фин.) отчетности орг-ции означает, что, за исключением указанных в АЗ обст-тв, бух. (фин.) отчетность обеспечивает во всех существенных отн-х достоверное отражение активов и пассивов орг-ции на отчетную дату и фин-х рез-тов ее деят-сти за отчетный период исходя из НПА, а также соблюдение зак-ва РБ при совершении хоз.операций. В отриц-ном АЗ мнение аудитора о достоверности бух. (фин.) отчетности орг-ции означает, что в связи с указанными в АЗ обст-вами отчетность не обеспечивает во всех существенных отн-ях достоверное отражение активов и пассивов орг-ции на отчетную дату и фин. рез-тов ее деят-сти за отчетный период. Отказ аудитора от выражения своего мнения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: