Храмовый комплекс в Дейр-эль-Бахри

Дейр эль-Бахри – место археологических раскопок в окрестностях Луксора. Здесь были найдены три поминальных храма: фараону Ментухотепу II, Хатшепсут, Тутмосу III.

Храм царицы Хатшепсут в древние времена назывался Джесер Джесеру. Джесер Джесеру содержит три большие террасы, украшенные портиками с белыми известняковыми колоннами. По центру террасы были разделены огромными пандусами, ведущие к верхнему святилищу храма. Террасы украшены множеством ярко разрисованных пилястр царицы, колоссальными статуями и сфинксами, большинство из них сейчас хранятся в музеях Каира и Нью-Йорка. К первой террасе вела длинная алея из песчаниковых сфинксов Хатшепсут, обсаженная мирровыми деревьями, привезёнными из Пунта. Кроме самой царицы, комплекс также был посвящен Амону-Ра, отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в мир мертвых Анубису и покровительнице Западных Фив – Хатхор Иментет. Перед самим храмом был сад с экзотическими деревьями и кустарниками.

По бокам второй террасы располагаются святилища Анубиса и Хатхор. Оба эти святилища представляют собой 12-колонные гипостильные залы, расположенные на террасе, и помещения уходящие вглубь скалы. Верхняя терраса храма посвящена богам, давшим жизнь Египту, а также самой Хатшепсут. На центральном дворе, по сторонам, расположены святилища родителям Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес, и богу Ра. В центре всего комплекса находится самая святая его часть – святилище Амона-Ра.

 

Особенности строительных приемов и конструкций зодчества Междуречья.

В древнейшей Месопотамии в связи с отсутствием местного камня и леса основным строительным материалом был кирпич-сырец, из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожженный кирпич, но применялся он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола).

Дерево местной породы (пальма) и привозное (кедр, сосна) ценилось очень высоко и в основном применялось для перекрытий, деталей дверей, окон и для отделки.

Дефицит дерева и отсутствие высокопрочных каменных пород в значительной мере обусловили широкое развитие сводчатых конструкций, которые в Месопотамии, по-видимому, появились раньше, чем в других странах. С древнейших времен сооружались "ложные" своды, однако уже в III тыс. до н. э. (царские гробницы Ура), наряду с ложными встречаются распорные клинчатые своды.

Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений.

Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства.

В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции. Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы. Заметчый прогресс в развитии строительных конструкций наблюдается в Древнем Иране в применении стоечно-балочных систем, но особенно в сводостроении.

Вавилон. Зиккурат Этеменаки. Дорога Мардука.

Вавилон был незначительным городом вплоть до утверждения Хаммурапи, который сделал Вавилон крупнейшим политическим, культурным и экономическим центром не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня. Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений в Междуречье.

Позже царь Навуходоносор, вел многочисленные войны, за сорок лет своего правления превратив город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены.

Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» — «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука — Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: