1.1. История зарождения бухгалтерского учета (сам.)
1.1. Понятие о хозяйственном учете, его виды
Хозяйственную деятельность организаций нельзя правильно вести, добиваясь положительных результатов, если не организованы наблюдение и контроль за всеми фактами, явлениями, из которых она складывается. Учет — это непременная функция управления. Он состоит в наблюдении, измерении, регистрации и группировке учитываемых явлений. В показателях учета раскрываются количественная и качественная стороны хозяйственных процессов, характеризуя факторы хозяйственной жизни.
Хозяйственный учет — это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных явлений в целях контроля и активного на них воздействия. При любом общественно-экономическом строе хозяйственный учет обязан:
— полностью удовлетворить потребности управления в информации о фактически свершившихся хозяйственных процессах и явлениях;
— отразить эти процессы и явления таким образом, чтобы на основе количественных данных можно было получить их достоверную качественную характеристику.
|
|
Для реализации контрольной функции хозяйственного учета важнейшими условиями являются: достоверность, правдивость учетной информации; возможность контроля за соблюдением всех норм правового регулирования деятельности организации.
Хозяйственный учет — не пассивный регистратор фактов, отражающих производственный процесс. Он непосредственно влияет на результаты производственной деятельности, а именно:
— предоставляет достаточно детальную и подробную информацию, на основе которой можно выявить и познать причинно-следственные связи явлений и процессов;
— поставляет управляющей системе информацию в сроки, обеспечивающие возможность своевременного принятия управленческих решений, направленных на ликвидацию и предупреждение нежелательных отклонений в состоянии объекта управления, или, наоборот, на поощрение прогрессивных направлений его развития.
Единая система хозяйственного учета в Российской Федерации включает три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Эти виды учета органически связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, хотя и отличаются сферой их применения, назначением и способом осуществления.
Оперативный учет используется для наблюдения, регистрации, обработки и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности организации. Чаще всего он ограничивается рамками одного предприятия и организуется на местах совершения хозяйственных операций (участок, цех, склад, отдел). Его отличительная особенность — быстрота обеспечения данных, которые могут быть получены по телефону, телефаксу, в устной беседе, в виде извещения по почте. Данные оперативного учета используются для повседневного, текущего руководства и управления деятельностью предприятия (учет выработки, выпуска продукции, оказанных услуг, выполнения договоров, отгрузки и реализации, наличия материальных запасов, явки на работу, поступления товаров от поставщиков, состояние покупательского спроса и т. д.).
|
|
Статистический учет применяется при изучении массовых социально-экономических явлений в области экономики, культуры, науки, здравоохранения и т. д. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, складывающихся ценах на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и др., численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества. Статистике присущи особые методы собирания и обработки первичных данных: статистическое наблюдение (сплошное или выборочное), сводка и группировка данных статистического наблюдения, исчисление средних индексов и т. д.
Для получения первичных учетных данных статистика использует бухгалтерские документы и данные специальных статистических наблюдений.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет отличается от других видов учета по следующим характеристикам:
1. В отличие от статистического и оперативно-технического учета система наблюдения и регистрации имеет сплошной и непрерывный характер.
2. В бухгалтерском учете отражаются сведения не об общих экономических показателях с позиции макроэкономики, а показатели, характеризующие количественную и качественную сторону экономической деятельности, хозяйствующих субъектов (на микроэкономическом уровне).
3. Все сведения, отраженные в учете, должны подтверждаться документально.
4. В бухгалтерском учете находят отражение сведения о тех явлениях и процессах, которые могут быть выражены не только в натуральных показателях, но и в денежном измерении.
Основной целью функционирования системы бухгалтерского учета является обеспечение системы управления качественной и своевременной информацией о финансовой и хозяйственной деятельности с целью принятия управленческих решений.
Бухгалтерский учет состоит из четырех самостоятельных частей: теории бухгалтерского учета, финансового учета, управленческого учета и налогового учета.
Теория бухгалтерского учета – наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.
Финансовый учет обеспечивает оформление и регистрацию хозяйственных операций организации, ведение сводного учета и составление бухгалтерской отчетности. В финансовом учете отражается информация о дебиторской и кредиторской задолженности, заработках и доходах организации, финансовых результатах и т. д. Информация финансового учета предоставляется внешним пользователям (инвесторам, банкам, налоговым службам и др.), что позволяет определить, является ли организация кредитоспособной, ее потенциальные возможности, сбор налогов и т. д. Финансовая отчетность организации позволяет внешним пользователям информации проводить сопоставления и сравнения.
Управленческий учет обеспечивает формирование и отражение во внутренней отчетности данных о состоянии имущества организации путем обобщения информации. Он обеспечивает сбор и доработку информации в целях планирования, управления и контроля. В системе управленческого учета собираются в основном следующие данные:
|
|
— виды затрат (номенклатура продукции, работ, услуг);
— места возникновения затрат, т. е. структурные подразделения (рабочие места, бригады и т. д.);
— носители затрат, т. е. виды продукции работ и услуг данной организации, предназначенные для реализации на рынке.
Результаты управленческого учета могут быть представлены в произвольной форме, обязательных форм и бланков не существует.
Налоговый учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности. В то же время налоговый учет – это проведение самостоятельных расчетов или расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета с целью правильного определения налоговой базы.
1.2. Виды измерителей, используемые в хозяйственном учете
Ведение хозяйственного учета прежде всего предполагает количественное измерение учитываемых объектов. С этой целью используются учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные.
1. Натуральные измерители служат для отражения в учете хозяйственных средств и процессов в их натуральном выражении, мерой, массой. Применение натуральных измерителей зависит от особенностей учитываемых объектов, т.е. от их физических свойств. Объекты учета могут измеряться единицами массы (килограммы, тонны и т.д.), счетом (количество штук, пар и т. д.). С помощью натурального учета ведется систематическое наблюдение за состоянием и движением конкретных видов материальных средств (основных средств, готовой продукции и т. д.) и осуществляется контроль за их сохранностью, а также за объемом процесса заготовок, производства и реализации продукции.
2. Трудовые измерители применяют для отражения в учете количества затраченного рабочего времени, исчисленного в рабочих днях, часах, минутах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используют для исчисления размера оплаты труда, выявления производительности труда, определения норм выработки и т. д.
|
|
3. Денежный измеритель занимает центральное место в учете и используется для отражения разнообразных хозяйственных явлений и обобщения их в единой денежной оценке. Только с помощью денежного измерителя можно посчитать общую стоимость разнородного имущества предприятия (зданий, станков, материалов и т. д.). Денежный измеритель выражается в рублях и копейках. Посредством их суммируются произведенные затраты (расходы) предприятия, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. Денежный измеритель необходим, в частности, для калькуляции себестоимости продукции, определения прибыли или убытков организации, отражения итогов хозяйственной деятельности.
1.3. Основные задачи бухгалтерского учета и его функции.
В настоящее время реализуется программа реформирования бухгалтерского учета. Основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет являются Федеральный закон" О бухгалтерском учете"(ФЗ от 06.12.11 № 402), "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", что обеспечивает единство методологии бухгалтерского учета и отчетности в стране, порядок его ведения, составления и представления бухгалтерской отчетности. В Законе сформулированы следующие задачи бухгалтерского учета:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, используемой внутренними и внешними пользователями бухгалтерской информации;
- обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых результатов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
|
В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций.
Рассмотрим каждую из них.
Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью и движением имущества организаций, а также правильностью и современностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений.
С помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля - предварительный, текущий и последующий.
Информационная функция - одна из главных функций бухгалтерского учета. Данные бухгалтерского учета являются основным источником информации, используемой на разных уровнях управления. Для того чтобы эта информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.
Обеспечение сохранности имущества - функция, имеющая особое значение в условиях рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок:
-наличия специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники;
-совершенствования самой системы учета, использования экономических ресурсов, применения обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений;
-использования современных средств автоматизации для сбора, обработки и передачи информации.
Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Основными компонентами информационной системы обратной связи, применительно к бухгалтерскому учету, являются в качестве ввода - неупорядоченные данные, процесса - обработка данных, вывода - упорядоченная информация.
Аналитическая функция в условиях развития рыночных отношений позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.
1 .4. Принципы бухгалтерского учета.
Принципы бухгалтерского (финансового) учета - универсальные положения, применяемые для решения практических задач. Они носят общий характер и являются основой построения концепции бухгалтерского учета. В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете используются общепринятые в мировой практике принципы ведения учета.
Применяемые в международной практике ведения учета принципы можно разделить на две группы.
Первая группа - базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые хозяйствующим субъектом при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться. Такие базовые принципы принято называть допущениями. К ним относят:
- имущественную обособленность хозяйствующего субъекта (принцип хозяйственной единицы). Каждый из них рассматривается в бухгалтерском учете в качестве обособленной хозяйственной единицы. Имущество и обязательства хозяйствующего субъекта существуют обособленно от имущества и обязательств собственников данной организации;
- непрерывность деятельности. Данное допущение исходит из того, что хозяйствующий субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Предполагается, что у организации отсутствуют намерения и необходимость существенно сокращать или ликвидировать свою деятельность, изменять ее характер. Данное предположение важно, с одной стороны, для выбора способов оценки имущества, а с другой - для кредиторов. Они могут быть уверены, что обязательства организации будут погашаться в установленном порядке;
- приоритет содержания над формой. Это допущение базируется на том, что факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должны отражаться не только исходя из правовой формы, но из экономического содержания и условий хозяйствования;
- непротиворечивость. Данное допущение предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число месяца, а также показателей отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Вторая группа принципов - это основные принципы, означающие, что будут соблюдаться принятые правила организации и ведения бухгалтерского учета. Такие основные принципы принято называть требованиями. К ним можно отнести требования:
- полноты. В бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции без всякого изъятия;
- осмотрительности. Этот принцип означает, что в бухгалтерском учете должны с большей готовностью быть отражены расходы (потери) и пассивы, чем доходы и активы, не допуская создания скрытых резервов;
- последовательности применения учетной политики. Данное требование означает, что выбранная учетная политика должна применяться в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта последовательно от одного отчетного периода к другому. Это позволит получать сравнимые отчетные показатели;
- временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это требование предполагает, что хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств по данным операциям;
- рациональности. Оно заключается в экономном и эффективном ведении бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Реализация указанных выше принципов непосредственно связана с разработкой условий построения учетного процесса и каждого хозяйствующего субъекта.
5. Правое регулирование бухгалтерского учета. Основные направления реформирования бухгалтерского учета
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Согласно Главы 3. «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
1. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относят, например: План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения.
3. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.
4. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
В настоящее время законодательство в области бухгалтерского учета представлено:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.12.2013 N 425-ФЗ). С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 24.12.2010). Оно определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Также в данном положении разъясняется суть бухгалтерского учета, что является его объектом, ответственность за нарушения.
3. Стандарты бухгалтерского учета - ПБУ. В настоящее время действуют: ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда, ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации, ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, ПБУ 6/01 Учет основных средств, ПБУ 7/98 События после отчетной даты, ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, ПБУ 9/99 Доходы организации, ПБУ 10/99 Расходы организации, ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах, ПБУ 12/2010 Информация по сегментам, ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи, ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам, ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности, ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы, ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль, ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений, ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности, ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений, ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности, ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств, ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
4. Новый Федеральный закон № 402-ФЗ гласит о том, что одним из наиболее важных принципов регулирования бухгалтерского учета является «применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов». Перечень действующих в РФ международных стандартов утвержден приказом Министерства финансов РФ от 25.11.2011 №160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" (ред. от 02.04. 2013 № 36н).
Согласно Плана Минфина РФ на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. N 440) (с изменениями и дополнениями) ожидается введение ряда новых стандартов бухучета.
Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (Минфин) и Центральный банк Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации. Для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов при уполномоченном федеральном органе создается Совет по стандартам бухгалтерского учета. Разработкой проектов федеральных стандартов занимаются субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета - некоммерческие организации. В первую очередь планируется разработать и принять пакет бухгалтерских стандартов в отношении бухгалтерской отчетности, учета основных средств, учета доходов и расходов. Кроме того, будут приняты новые федеральные стандарты, у которых среди действующих ПБУ нет аналогов: "Учет аренды " и "Учет вознаграждений работникам ", а также новый бухгалтерский стандарт, посвященный учету долговых инструментов (дебиторской и кредиторской задолженности).
Новые стандарты бухгалтерской отчетности могут быть введены в действие, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 и за 2015 год.
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Соответственно, каждая отдельная организация вправе создавать и разрабатывать свои формы, но они должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.