Тема 12. Культура официально-деловой речи. Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека.
План
I Рассмотрение теоретических вопросов.
1. Общая характеристика официально-делового стиля речи.
2. Особенности делового общения.
3. Системы определения типа личности.
4. Формы и этапы делового общения.
5. Национальные традиции делового общения.
6. Особенности структурирования и оформления текстов письменных жанров канцелярского подстиля.
II Практические задания для самостоятельной работы.
Общая характеристика официально-делового стиля речи.
Для успеха в общении очень важно учитывать интересы, ценности адресата, его ожидания ицели, а также сферу общения. Этот принцип особенно важен в деловом общении, котороеобслуживает официально-деловой стиль.
Всем известна сказка о двух медвежатах, которые делили найденный сыр. Они недоверяли друг другу и попросили лису поделить сыр. В результате лиса съела весь сыр, амедвежатам ничего не досталось. Также поучительна история о двух сестрах, у которых былвсего один апельсин. Они разрезали его пополам. Выяснилось при этом, что одной из сестернужна была кожура, а второй — сок. Каждая из них получила бы в два раза больше, если быони учли интересы друг друга.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, т.е.отношений, которые возникают между органами государства, между организациями или
внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной,юридической деятельности.
В официально-деловой сфере используется язык людей, связанных интересами дела,которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений, разрешенияделовых проблем. Поэтому и говорят о деловой коммуникации.
Устная деловая речь обращена к собеседнику и предполагает возможность влияния нанего. С этой целью используется, кроме вербального, невербальный язык. Деловаякоммуникация имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику.Лексика официально-деловой речи использует большое количество международнойлексики, стандартизированных выражений, однокоренных слов, существительных с родовымзначением, также аббревиатуры, сложносокращенные слова. Широко применяются глаголы иглагольные образования – причастия, деепричастия, отглагольные существительные иприлагательные.
Синтаксис характеризуется присутствием неполных, безличных предложений, обращений,
присоединительных конструкций, простых предложений, вводных слов и словосочетаний.
Используются предлоги и пассивные конструкции, большое количество однородных членовпредложения.
Особенности делового общения.
Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, недопускается жаргон и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональнымязыком, знание терминов, свойственных определенной области общения (юридической,дипломатической, управленческой).
Главные требования к устной речи делового человека следующие:
• точность и ясность (употребление слов в правильном значении, исключение
иностранных слов, употребляемых без необходимости),
• краткость (без повторов, тавтологии),
• конкретность,
• правильность,
• нормативность,
• логичность,
• аргументированность,
• стандартность речевых формулировок.
Деловое общение может быть:
• необходимым (когда без межличностных контактов осуществление совместной
деятельности невозможно),
• желательным (определенные контакты способствуют более успешному
осуществлению задач),
• нейтральным,
• нежелательным (затрудняет достижение цели).
Деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях
служебной лестницы. Поэтому говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали –это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом,
административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением младшего старшемупо чину. В России исторически сложился вертикальный диалог.
Горизонтальные отношения предполагают участие в совместной деятельности напринципах сотрудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов. В настоящее времяв деловой жизни наблюдается переход к субординационно-партнерским отношениям.
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е.
подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные инеписаные правила поведения. Регламентированность (протокол) предполагает соблюдениенорм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установкиопределенных социальных групп и людей разной национальности. Протокол предписывает, каквести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить,как вести деловую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этомречевому этикету. В настоящее время создана целая система речевых формул для каждойречевой ситуации.
Регламентированность делового общения означает и ограниченность его временнымирамками. Деловые встречи имеют строгий регламент. Для этого заранее намечается кругобсуждаемых проблем и проводится тщательная подготовка к встрече.
При общении очень важно создать благоприятный психологический климат. Для этогорекомендуется:
• Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжелательным взглядом,обращаться к нему по имени-отчеству или используя принятые в той или инойстране обращения.
• Показывать свое желание понять позицию собеседника, ориентироваться наожидаемый собеседником результат.
• Стараться выявлять положительные качества собеседника.
• Учитывать эмоциональное состояние собеседника.
• Подчеркивать равенство позиций, вести себя спокойно и уверенно.
• Эмоционально поддерживать разговор.
• Выражать искреннее одобрение (все люди любят, когда их хвалят, говорят одостоинствах).
• Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерческие переговорыможно начинать с них. Чем больше делает человек комплиментов, тем больше оних получает.Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками ролевого
амплуа: начальник — подчиненный, партнеры, коллеги и др.