Виды стимулов трудовой деятельности

В социологической литературе упоминается множество различных подходов к классификации стимулов труда.

Так, исследователь А. Дорин к наиболее общим видам стимулирования относит жесткое и либеральное.

Жесткое стимулирование труда основано преимущественно на принуждении человека к затратам усилий. Механизмом принуждения является ориентация на некий ценностный минимум, т. е. на страх неполучения, недостижения ценностного минимума, в том числе и оплаты труда.

Либеральное стимулирование базируется преимущественно на побуждении человека к затратам усилий. Механизмом привлечения служит ориентация человека на некий ценностный максимум, т. е. на привлекательную вероятность достижения ценностного максимума, в том числе и оплаты труда.

В едином стимулирующем воздействии на реальную трудовую деятельность людей моменты принуждения и привлечения часто неразличимы, одновременны, неразрывны. В то же время достаточно реальны ситуации, когда либо жесткое, либо либеральное стимулирование доминирует и достаточно отчетливо различается по конкретным признакам.

Категоризация принуждения как жесткого, а привлечения — как либерального стимулирования основывается на том, что страх неполучения, недостижения ценностного минимума — более сильный, критический фактор влияния на поведение, нежели привлекательная вероятность получения, достижения ценностного максимума. Человек по разным причинам может и не ориентироваться на максимальную оплату труда, но минимальная оплата как жизненно необходимый денежный доход — это его цель в любом случае. Таким образом, привлечение в отличие от принуждения предоставляет человеку некоторую свободу решения, возможность выбора.

К основным относят также актуальное и перспективное стимулирование. Актуальное стимулирование связано со значением оплаты труда как источника повседневного существования, перспективно направлено на удовлетворение более глубинных инстинктов собственности, стремление к богатству, власти, социальному продвижению и стабильности.

Стимулы труда в зависимости от того, удовлетворению каких потребностей работника они способствуют, подразделяются на материальные и нематериальные. Материальным стимулам в отличие от нематериальных свойственна включенность в товарно-денежные отношения.

В свою очередь, материальные стимулы бывают денежные и неденежные. К денежным обычно относят заработную плату, различные премии, доплаты и надбавки.

К неденежным стимулам относят условия бытового обслуживания на предприятии, предоставление жилья, путевок на отдых и лечение, а также обеспечение детскими учреждениями. Значение этого вида материальных стимулов возрастает в связи с инфляцией денег. К неденежным стимулам относят также уровень организации труда и санитарно-гигиенических условий на предприятиях, которые влияют на выбор места работы.

 

К упомянутым стимулам относят еще и воздействия, рассчитанные на удовлетворение социальных, моральных, творческих и социально-психологических потребностей работника.

Социальные стимулы связаны со стремлением людей участвовать в управлении, продвигаться по социально-профессиональной лестнице, заниматься престижным трудом. Иными словами, это воздействие на потребность работника в самоутверждении и власти.

Стимулом может служить и непосредственно процесс труда, прежде всего уровень его содержательности, творческий характер.

Несомненно важной для человека является потребность в общении, что предполагает и соответствующий вид нематериальных стимулов — социально-психологические. Коллеги являются не только субъектами общения, но и в совокупном влиянии выполняют функцию социально-психологического стимулирования, создавая соответственно благоприятный или неблагоприятный моральный климат в коллективе.

Наряду с важнейшими рассмотренными потребностями основанием для классификации стимулов являются интересы. При этом различают три группы тесно взаимосвязанных стимулов: общественные, коллективные и индивидуальные.

В основу общественного стимулирования положены интересы общества, которые представлены общегосударственными интересами и призваны поощрять те или иные виды трудовой деятельности, наиболее соответствующие политике государства в разных сферах общественной жизни.

Коллективные стимулы связаны с воздействием на размер доходов предприятия, а следовательно, на благополучие его работников. Часть стимулов представляют собой фонды: развития производства, науки и техники; социального развития; материального поощрения и, конечно, заработной платы. С внедрением рыночных отношений коллективными стимулами все больше становятся цены и прибыль предприятия.

 

И наконец, существует классификация стимулов по направленности в положительную или отрицательную сторону, т. е. наряду с поощрением определенной трудовой деятельности стимулы могут и блокировать ее. Так, к негативным стимулам относят замечание, выговор, лишение премий, различные формы коллективного воздействия.

 

Завершая рассмотрение классификации стимулов, обратим внимание на необходимость грамотно применять те или иные виды стимулов в различных трудовых ситуациях. Для этого, во-первых, наряду со значимостью тех или иных видов стимулов важно принимать во внимание и тенденции их использования. Во-вторых, важно знать основные требования, которым должна соответствовать организация стимулирования на производстве: коллективность, дифференцированность, гласность, гибкость и оперативность, участие в нем трудящихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: