Для преподавателя дисциплины
«Бухгалтерский учет»
Лекционные и самостоятельные формы учебной работы студентов имеют своей основной задачей формирование целостной системы знаний по предмету «Бухгалтерский учет». Изучая лекционный материал, учебную литературу или материалы периодической печати, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как углубление и систематизацию своих теоретических знаний по изучаемому предмету. Причем, особенностью заочной формы обучения является то, что студент должен понимать значение самостоятельной подготовки по предмету по внеаудиторное время. А задача кафедры создание для этого процесса наиболее благоприятных условий путем проведения консультаций, в том числе с использованием возможностей сети Интернет в режиме «он-лайн», разработке учебных пособий по предмету и.т.п.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Бухгалтерский) учет» и Программой учебного курса по предмету. После изучения каждой темы студент должен обратить внимание на контрольные вопросы, которые ориентируют студента на особо важные моменты.
|
|
При изучении предмета «Бухгалтерский учет» следует обратить внимание на понятийный аппарат. Это узловые пункты учебного познания, без ясного усвоения которых крайне затруднительно понимание сущности предмета. Помочь в этом процессе может словарь-глоссарий по дисциплине.
Учебный курс «Бухгалтерский учет» сдачей экзамена.
Экзамен по курсу проводится по билетам, в каждом из них поставлены два вопроса из разных частей (разделов, тем) учебного курса. Основными документами для проведения экзамена и составления экзаменационных вопросов являются: Государственный образовательный стандарт и составленная на его основе Программа учебного курса. Экзамен проводится в форме свободной беседы или путем сдачи по тестам.
Оценкой «отлично» на экзамене оценивается такое знание учебного курса, когда студент знает не только теоретические вопросы, свободно в них ориентируется, но и обнаруживает умение связывать теорию с практикой, следит за изменениями законодательства. Кроме того, экзаменуемый успешно владеет понятиями, категориями, умеет находить связи между событиями, умело и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы, обнаруживает высокую культуру речи. На «хорошо» оценивается ответ, в котором присутствуют все вышеуказанные компоненты, но недостаточно полно. Какие-то проблемы курса не освоены с надлежащей ясностью и четкостью. Оценку «удовлетворительно» получает студент, показавший недостатки в знании ряда вопросов учебного курса, испытывающий определенные трудности в ответе на дополнительные вопросы, не умеющий достаточно четко связать теорию с практикой, но усвоивший основные темы, положения учебного курса. Ответ студента ниже уровня этих требований, показывающий наличие серьезных недоработок в его знаниях, плохое владение категориальным аппаратом, непонимание практического смысла теоретических вопросов, затруднение в понимании наиболее существенных политических теорий, на экзамене оценивается «неудовлетворительно». При этом экзаменатор должен объяснить студенту его недоработки, дать советы, как готовиться к пересдаче, чтобы успешно сдать повторный экзамен.
|
|
Методические указания
Для студентов заочной формы обучения
По курсу «Бухгалтерский учет»
Курс «Бухгалтерский учет» является профилирующим при подготовке специалистов по специальности 080105.65 – «Финансы и кредит».
В результате изучения Вами теоретических основ дисциплины и реализации в процессе обучения требований по прикладной направленности дисциплины, а также самостоятельной работы студент должен:
а) знать
- основные принципы бухгалтерского (финансового) учета и базовые общепринятые правила ведения бухгалтерского учета активов, обязательств, доходов, расходов в организациях;
- систему сбора, обработки, подготовки информации финансового характера;
- проблемы, решаемые бухгалтерами финансового учета в процессе формирования информации для характеристики состояния и изменений основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования активов предприятия, доходов, расходов, порядок формирования финансового результата движения финансовых потоков за отчетный год, а также взаимосвязь бухгалтерского учета с налоговым процессом;
б) уметь:
- использовать систему знаний о принципах бухгалтерского (финансового) учета для разработки и обоснования учетной политики предприятия;
- решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в финансовых отчетах.
в) иметь представление:
- об использовании пользователями информации финансового учета в процессе принятия решений;
- о взаимосвязи финансового, управленческого и налогового учета в процессе подготовки информации для многочисленных пользователей (внутренних и внешних, включая налоговые службы);
- об основных концепциях бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет» тесно связано с ранее изученными студентами предметов.
Основными видами учебных занятий являются: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, написание курсовой работы, консультации и экзамен.
Аудиторные лекции студента имеют своей целью формирование целостной системы знаний по изучаемому предмету. Студент может воспользоваться основной и дополнительной литературой, учебным пособием, электронными конспектами лекций по предмету. Ряд тем учебного курса переносится на самостоятельную работу.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Бухгалтерский учет» и Программой учебного курса.
Требуется творческое отношение к самой Программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область экономических знаний. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем. Успешно освоив теоретический материал, студент будет готов к проведению практических заданий, которые рассматриваются как дальнейшее углубление и расширений знаний по предмету.
|
|
Итоговый контроль по дисциплине «Бухгалтерский учет» проводится в форме экзамена. Это завершающий, наиболее ответственный этап самостоятельной работы студентов по учебному курсу. Следует внимательно разобраться с конспектом лекций и практическими заданиями, систематизировать и упорядочить их. Кафедра дает предварительные вопросы для подготовки к экзамену по данному курсу, однако нельзя их воспринимать как готовые экзаменационные вопросы. Но студент способный ответить на них, может считать себя подготовленным к экзамену. В период подготовки к экзамену студенты могут получить у преподавателя индивидуальные и групповые консультации. Следует активно пользоваться возможностями, которые предоставляет сеть Интернет. Web-страница преподавателя позволяет отыскать мгновенно любой интересующий материал и обеспечить одновременный доступ к учебному материалу и консультациям студентов, находящихся в любом месте сколь угодно удаленном от вуза в режиме «он-лайн».
Оценкой «отлично» на экзамене оценивается ответ, при котором студент показывает не только знание теоретических вопросов, но решение практических заданий, обстоятельно отвечает на вопросы. На «хорошо» оценивается такой ответ, в котором представлены вышеуказанные компоненты, но какие-то вопросы освоены недостаточно полно. Оценку «удовлетворительно» заслуживает студент, показавший существенные «пробелы» в знаниях по курсу, испытывающий трудности при ответе на вопрос, но усвоивший основные положения данного курса. Ответ студента ниже уровня таких требований, показывающий наличие серьезных недоработок в знаниях оценивается на экзамене «неудовлетворительно». При этом преподаватель должен объяснить студенту его недоработки, рекомендовать дополнительную литературу, чтобы в последующем он смог подготовиться к экзамену и успешно его сдать.
|
|