Цветопространство. Развертка куба как модель цветопространства

ВОПРОСЫ

Дисциплина «АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА»

РАЗДЕЛ 1 «ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»

Гр. 111111-111161

Зимняя экзаменационная сессия 2011/2012 учебного года.

 

1. Цели и задачи дисциплины «Архитектурная колористика», ее место в учебном процессе. Явление цвета и предмет «Цветоведение».

2. Определение цвета и его основных параметров.

3. Цвет в жизни и деятельности человека. Полихромия объемно-пространственной композиции.

4. Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет и формообразование в архитектуре и дизайне.

5. Цвет в жизни и деятельности человека. Природно-ландшафтная полихромия (цветокомпозиционная роль и функции)

6. Цвет в жизни и деятельности человека. Архитектурно-ландшафтная полихромия (цветокомпозиционная роль и функции).

7. Цвет в жизни и деятельности человека.

8. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и функции).

9. Предпосылки цветового воздействия. Основные закономерности восприятия цвета. Функции цветового зрения. Цветовая адаптация и последовательный образ.  

10. Предпосылки цветового воздействия. Взаимодействие цветов. Явление последовательного контраста.

11. Предпосылки цветового воздействия. Взаимодействие цветов. Явление одновременного контраста. 

12. Предпосылки цветового воздействия. Основы систематики цвета. Исторический анализ упорядочения и систематики цветов.

13. Предпосылки цветового воздействия. Идеи плоскостного и пространственного расположения цветов.

14. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов.

15. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов. Основные понятия аддитивного (слагательного) смещения цветов.

16. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов. Основные понятия субтрактивного (вычитательного) смешения цветов.

17. Предпосылки цветового воздействия. Пространственное смешение цветов.

18. Законы смешения цветов (сформулированные Ньютоном). Простые, сложные, спектральные краски. 

19. Развитие архитектурной полихромии. От символизма цвета до современных тенденций использования цвета в проектировании архитектурной среды.

20. Развитие архитектурной полихромии. Историческая классификация красителей

21. Развитие архитектурной полихромии. От символизма цвета до классицизма.

22. Развитие архитектурной полихромии. От классицизма до начала 20-го века.

23. Исторический анализ нанесения цвета (различные техники и способы использования цветовых пигментов и красителей в архитектуре).

24. Цветовая комбинаторика. 4-х, 8-ми, 12-ти частные хроматические круги. 

25. Цветовая комбинаторика. Простые сложные цвета и краски. Дополнительные цвета.

26. Основные характеристики цвета. Хроматический 12-ти частный круг (спектральный, разбеленный, затемненный).

27. Теория гармоничных сочетаний цветов. Типы цветовых гармоний и возможности их использования в практике архитектурно-дизайнерской полихромии.

28. Теория гармоничных сочетаний цветов. Классификация цветовых гармоний. Нюансные гармонии. Контрастные гармонии.

29. Теория гармоничных сочетаний цветов. 7 контрастов Иттена.

30. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветовых гармоний. Двухцветные гармонии. Гармоничное четырехзвучие цветов. Цветовые триады.

31. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветовых гармонизаторов.

32. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветового гармонизатора «Цветовой квадрат» и практические приемы работы с ним.

33. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветового гармонизатора «Цветовой круг» и практические приемы работы с ним.

34. Теория гармоничных сочетаний цветов. Построение цветовых групп с помощью гармонизатора «Цветовой круг».

35. Теория гармоничных сочетаний цветов. Построение цветовых групп с помощью гармонизатора «Цветовой квадрат».

36. Закономерности воздействия цвета на человека. Оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Психологические особенности цветового воздействия.

37. Закономерности воздействия цвета на человека. Психофизиологическое действие цвета и методы его применения в полихромии.

38. Закономерности воздействия цвета на человека. Ассоциации и впечатления, вызванные цветом.

39. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Влияние цвета на изменение величины геометрического вида, массы, структуры

40. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Иллюзия «весомости» цветов.

41. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Иллюзия выступающих и отступающих цветов.

42. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Явление «фигуры и фона».

43. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Иллюзия «фактурности» цветов.

44. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для воссоздания рельефа.

45. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для изменения геометрического вида пространства.

46. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для воссоздания объема или его разрушения.

47. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для выявления структурных качеств плоскости.

48. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для придания пространству определенного психоэмоционального содержания.

49. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Различные типы ассоциаций и закономерности их построения.

50. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Психологические ассоциации.

51. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Эмоциональные ассоциации.

52. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Природные ассоциации.

53. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Физические ассоциации.

54. Простые, сложные, спектральные цвета и краски.

 

 

Цветопространство. Развертка куба как модель цветопространства.

Выбрать и построить композиции, вызывающие определенную психоэмоциональную оценку и придающие плоскости, объему, пространству определенную метроритмическую организацию. Работу произвести за счет использования цветовых иллюзий «выступающих и отступающих» цветов, «весомости» цветов, «фактурности» цветов, оптических иллюзии, цветовых ассоциаций, цветовых гармоний.

Работа выполняется на примере цветоплоскостной модели куба. Развертка куба строится в рамках  формата А4. Одна развертка куба после создания плоскостной композиции, должна быть преобразована в объемную цветовую модель -куб.

Другая - после создания плоскостной композиции, должна быть преобразована в цветовую модель трехмерного внутреннего пространства. Изобразительные средства – цветная акварель, цветная гуашь, акрил. 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агранович-Пономарева, Е.С. Архитектурная колористика: Практикум. Уч. пособие /Е.С. Агранович-Пономарева, А.А. Литвинова. - Минск: УП «Технопринт», 2002.-122с.

2. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне/ Ж. Агостон. - М.: Мир,1982. -184с.

3. Ефимов, А.В. Колористика города / А.В. Ефимов. - М.: СИ, 1990. -272с. 

4. Ивенс, Р. Введение в теорию цвета / Р. Ивенс. - М. Мир, 1964 -132с.

5. Иттен, И. «Искусство цвета» / И. Иттен. – М.; Д. Аронов, 2004. - 95с.

6. Литвинова, А.А. Концептуальная модель цветопространства Республики Беларусь / А.А Литвинова. // Архитектура и строительные науки. – 2010. – № 1. – С. 30–34.

7. Литвинова, А.А. Цветоэкология и ландшафтный дизайн в урбанизированной среде. / А.А. Литвинова // Архитектурные тетради. Вып. 2. Современные проблемы архитектуры и стратегияархитектурного образования. Минск, 2006. С. 273-278

8. Лущеко, Э. М. Теория цвета / Э. М. Лущеко. - Л.: ЛИСИ, 1980. -30с. 

9. Миронова, Л. Н. Цветоведение. Уч. Пособие. / Миронова Л. Н. – Минск: Выш. Шк., 1984. -286с.

8. Фрилинг, Г. Человек- цвет- пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. - М.: СИ, 1978. -141с.

Дополнительная литература

1. Архитектурный дизайн: словарь-справочник/ под общ.ред. Е.С.Агранович-Пономаревой. –Ростов н/Д:Феникс, 2009. -342с.

2. Гете, Й.В. Трактат о цвете /Йоганн Вольфганг Гете. Избранные сочинения по естествознанию.–М.: АН СССР,1957. -327с.

3. Рабкин, Е. Б. Атлас цветов / Е. Б. Рабкин. - М.: Медим., 1956.-134с. 

4. Ефимов, А.В.Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов/Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. и др. – М.: Архитектура – С, 2004 – 504 с., ил.

5. Зернов, В. А. Цветоведение / В. А. Зернов. - М.: Книга, 1972.-248с.

6. Игнасио Араухо. Архитектурная композиция / Игнасио Араухо. – М.: Высш.школа., 1982. -208с.

7. Лапшина Е.А. Архитектурная колористика. Учебное пособие / Под ред. Ю.И. Лиханского. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. -236с.

8. Леса Савахата. Гармония цвета. Справочник упражнений по созданию цветовых комбинаций / Леса Савахата; Пер. с англ. И.А.Бочкова. - М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. -184с

9. Пономарева, Е. С. Цвет в интерьере / Е. С. Пономарева. – Минск: Выш. шк., 1984. -167с.

10. Цойгнер, Г. Учение о цвете /Г. Цойгнер. - М.: СИ, 1971.-160с.

11. Хидияки Чидзиива. Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций / Хидияки Чидзиива; Пер. с англ. И.А.Бочкова. - М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. -142с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: