Рассмотрим интересы франчайзера (правообладателя) и франчайзи (пользователя)

Франчайзинг

Понятие и виды франчайзинга

 

Идея франчайзинга основана на передаче одним лицом другим хозяйствующим субъектам знаний и делового опыта, приобретенных в силу продолжительной и успешной работы в определенной области. К примеру, основными областями для использования франчайзинга в России в зависимости от профиля экономической деятельности являются: общественное питание; автотранспортные услуги; услуги по домохозяйству; услуги в сфере туризма, спорта и развлечений; медицинские услуги; услуги в сфере строительства; обучение и курсы повышения квалификации; социальные услуги; бизнес-услуги; розничная торговля; промышленность.

Что дает франчайзинг обществу в целом?

Франчайзинг дает обществу прежде всего следующее.

- культуру ведения бизнеса. Строгая регламентированностьфраншизных предприятий - франшизополучателей в рамках франчайзинговой сети франшизодателя, оперативный контроль со стороны франшизодателя, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно, повышают общую культуру ведения бизнеса и обеспечивают более высокий уровень обслуживания потребителей;

- решение проблемы занятости населения.

- новые технологии на службе малого бизнеса. Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезны для любого вида бизнеса,

- большую узнаваемость продукта или услуги. Потребители различных регионов страны больше узнают о продуктах и услугах с открытием новых франшизных предприятий, и это важно, поскольку новая франчайзинговая точка становится узнаваемой на сегменте рынка по мере предоставления своих франшизных услуг*(101).

Следует отметить, что для применения франчайзинга в России существуют следующие предпосылки:

- во-первых, это необходимость продвижения на российском и международных рынках товаров отечественных производителей;

- во-вторых, это - формирование малого предпринимательства, субъектам которого необходима поддержка не только и не столько материальная, сколько в организации самого бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе;

- в-третьих, это необходимость формирования и отработки системы управления качеством на всей цепи взаимосвязанных циклов "производитель - потребитель";

- в-четвертых, это система правовых норм, которая может быть использована при формировании франчайзинга, что требует определенной доработки, чтобы механизм франчайзинга мог нормально реализовываться*(102).

Между тем, как отмечает Ф.Г. Панкратов, успех франчайзинга в Российской Федерации базируется на следующих основных принципах:

1) постоянное сотрудничество и высокая степень доверия партнеров;

2) общие для системы стратегия сбыта и ценовая политика;

3) совместное присутствие на рынке;

4) оказание поддержки и обмен информацией;

5) высокая степень предпринимательской инициативы;

6) планирование и прогнозирование развития системы;

7) преимущества конкуренции;

8) отлаженная система поставок*(105).

Среди основных достоинств франчайзинга необходимо отметить и его недостатки:

- фирма-франчайзер ограничивает франчайзи в возможности получения права собственности на технологию, ноу-хау и другие нематериальные ценности.

- иногда на франчайзи может оказываться достаточно сильное давление с целью ограничения независимости;

- зачастую предпринимаются попытки со стороны франчайзера установить неоправданно большие с экономической точки зрения размер вступительного взноса и роялти;

- покупая франшизу, франчайзи-предприниматель становится полностью зависимым от франчайзера*(106).

Что касается международного коммерческого оборота, то франчайзинг получает наибольшее распространение в таких областях предпринимательской деятельности, как розничная торговля и сфера услуг. Это прежде всего связано с тем, что инвестиции в данных отраслях небольшие и организация бизнеса "с нуля" требует меньше времени.

Итак, под франчайзингом принято понимать отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет второму лицу (франчайзи) "деловой комплекс", состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт, знания и др.) прав для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь, франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.

Рассмотрим интересы франчайзера (правообладателя) и франчайзи (пользователя).

Интересы франчайзера (правообладателя):

- расширение своего бизнеса за счет активов других фирм (в том числе расширение торговой сети товаров и услуг);

- фирменное наименование становится более известным, популярным и дорогостоящим, что стимулирует увеличение спроса на данный объект интеллектуальной собственности;

- увеличение участия на рынке без нарушения антимонопольного законодательства;

- увеличение контроля качества результатов деятельности по сравнению с результатами по лицензионным договорам;

- централизация маркетинговой и рекламной деятельности;

- экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов в связи с перенесением их части на франчайзи и отсутствием необходимости инвестиций в дочерние структуры и филиалы;

- дополнительный доход в виде франчайзинговых платежей, который можно разделить:

а) на первоначальный единовременный взнос, который, как правило, должен покрывать следующие услуги: обучение персонала фирмы-франчайзи, поставка и установка оборудования, предоставление необходимой документации и т.д.

б) на периодические (текущие) взносы - это плата за управленческие услуги от суммы прибыли или от объема реализации, поэтому текущие платежи показывают, насколько эффективно действует франчайзинговая система;

в) на дополнительные платежи, как правило, происходят за рамками франчайзингового договора. Это - консультирование по широкому кругу вопросов ведения бизнеса в целом; предоставление в аренду или в лизинг зданий, сооружений и предприятий франчайзера и др.

Интересы франчайзи (пользователя):

- получение в партнеры крупного конкурента;

- сохранение правового статуса юридического лица без необходимости передачи контрольного пакета голосующих акций в своем уставном капитале третьим лицам, т.е. возможность стать и оставаться самостоятельным предпринимателем;

- возможность вести коммерческую деятельность в новой сфере при отсутствии большого опыта и крупных финансовых средств;

- вступление в отлаженную систему под широко известным фирменным наименованием с гарантией всесторонней поддержки франчайзера;

- экономия на дорогостоящих маркетинговых исследованиях и рекламе; снижение коммерческих рисков и ускорение окупаемости капиталовложений*(113).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: