Оценка «отлично» ставится, если к бакалаврской работе нет существенных замечаний; обоснована актуальность темы; тема раскрыта полностью; работа содержит элементы научной новизны, имеет теоретическое и практическое значение; доклад на защите является логичным, содержательным, студент свободно оперирует терминологией и фактами; отзыв и рецензия позитивны; ответы на вопросы членов ГЭК полны и правильны; работа полностью отвечает установленным требованиям.
Оценка «хорошо» ставится, если тема работы практически раскрыта, но есть некоторые недостатки, которые не имеют существенного значения; в теоретической части поверхностно проанализированы литературные источники, элементы новизны и практического значения поданы не совсем четко; выводы не достаточно убедительны; есть отдельные замечания в рецензии и отзыве научного руководителя; доклад студента на защите построен логично, автор свободно ориентируется в материале, ответы на вопросы членов ГЭК преимущественно правильные; работа оформлена в рамках установленных требований.
|
|
Оценка «удовлетворительно» ставится, если тема работы в основном раскрыта, но есть определенные недостатки содержательного характера; нечетко сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования; отсутствует или существенно ограничен анализ литературы и источников; аналитическая часть характеризуется чрезмерной описательностью; выводы и суждения, которые содержатся в работе, не обоснованы; в рецензии и отзыве есть серьезные замечания, которые не получили объяснения; доклад прочитан по тексту или подготовлен неудачно; не все ответы на вопросы членов ГЭК являются конкретными и достаточно аргументированными; есть замечания по оформлению работы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если нарушена логика в изложении материала работы; разделы не согласованы между собой; нет обзора современной литературы и источников; нет подробного анализа исследуемых проблем, выводов и суждений автора; присутствуют существенные недостатки в оформлении работы; выступление на защите свидетельствует о том, что студент слабо ориентируется или не ориентируется вообще в исследуемой проблеме.
РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Период первобытного общества на территории Луганщины.
2. Основные направления развития историко-культурных общностей степей Северного Причерноморья в эпоху меди-бронзы.
3. Скифо-сарматский период на территории Луганщины.
4. Древние и средневековые авторы о восточных славянах: историографический анализ.
5. Социально-экономическое развитие Древней Руси в X – первой половине XII в.
|
|
6. Развитие городов Древней Руси.
7. Древняя Русь в системе международных отношений средневековой Европы.
8. Введение христианства на Руси.
9. Политическое устройство Древней Руси.
10. Социально-экономические отношения в Древней Руси.
11. Правовые отношения в Древней Руси.
12. «Русская Правда» как исторический источник.
13. Культура Киевской Руси и Галицко-Волынской Руси.
14. Древняя Русь периода феодальной раздробленности.
15. Русь и кочевники.
16. Кочевые народы севернопричерноморских степей в эпоху средневековья.
17. Русь в период монгольского нашествия.
18. Литовско-польские унии и их влияние на историческую судьбу украинского народа.
19. Брестская церковная уния и ее историческое значение.
20. Запорожская Сечь в общественно-политической истории украинского народа.
21. Развитие образования в Украине в XVI – первой половине XVII в.
22. Донское и запорожское казачество на территории Луганщины.
23. Луганщина и восстание К. Булавина.
24. Причины, характер, движущие силы и начало освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого.
25. Ликвидация польского режима и становление национальной государственности в украинских землях в XVII в.
26. Переяславская Рада и ее историко-юридическая квалификация. «Мартовские статьи»: условия и правовое значение.
27. Украинские гетманы эпохи «Руины»: их внутренняя и внешняя политика.
28. Слободская Украина в XVII–XVIII вв.
29. Исторические и общественно-политические взгляды Григория Сковороды.
30. Экономическое и социальное развитие украинских земель в конце XVIII – первой половине XIX в.
31. Громадовское движение в украинских землях.
32. Развитие украинской культуры в первой половине XIX в.
33. Кирилло-Мефодиевское братство как политическая организация.
34. Реформы 1860–1870-х годов в Российской империи и их последствия для социально-экономического развития отечественного общества.
35. Украинское общественно-политическое движение второй половины XIX в.
36. Общественно-политическая деятельность Михаила Драгоманова.
37. Развитие украинской культуры во второй половине XIX в.
38. Первые украинские политические партии: программы, стратегия, тактика, лидеры.
39. Особенности экономического развития украинских земель в начале XX в.
40. Активизация национального движения в Надднепрянщине в начале XX в.
41. Отечественная историография детского и молодежного движения ХХ в.
42. Школьные и внешкольные объединения детей и молодежи до 1917 г.
43.Политические молодежные объединения до 1917 г.
44.Столыпинская аграрная реформа и ее последствия.
45. Промышленность и сельское хозяйство украинских земель в годы Первой мировой войны.
46. Влияние Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую жизнь в украинских землях.
47. Украинская Народная Республика 1917–1918 гг.
48. Государственная деятельность гетмана Павла Скоропадского.
49. Украинская Народная Республика периода Директории.
50. Политическая деятельность генерала П. Врангеля в Крыму.
51. Внешняя политика украинских национальных правительств в 1917–1920 гг.
52. Махновское движение в украинских землях в 1918 – 1920 гг.
53. Возникновение и деятельность комсомола в УССР (1918 – 1932 гг.).
54. Образование Советского Союза и проблемы украинской государственности.
55. Создание коммунистического режима в УССР.
56. УССР в период «военного коммунизма» (1919 – 1921 гг.).
57. УССР в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.).
58. Голод 1921 – 1923 гг. в УССР.
59. Культурное развитие УССР в годы новой экономической политики.
60. Сталинская индустриализация в УССР и ее социально-экономические последствия.
621. Сплошная коллективизация в УССР и ее последствия.
62. Массовые политические репрессии 1920 – 1930-х гг. как средство формирования и функционирования тоталитарной системы.
|
|
63. Советская власть и украинская интеллигенция в 1920 – 1930-х гг.
64. Участие комсомола и пионерской организации в развитии социально-экономической жизни в СССР (1932 – 1941 гг.).
65. Украина в захватнических планах Третьего Рейха.
66. «Украинский вопрос» в международной политике накануне и в начале Второй мировой войны.
67. Труд детей в годы Великой Отечественной войны.
68. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны.
69. Нацистский оккупационный режим в УССР.
70. Освобождение украинских земель от нацистских захватчиков.
71. УССР в годы послевоенного восстановления.
72. Голод 1946 – 1947 гг. в УССР: причины и последствия.
73. Комсомол и пионерская организация в 1945 – 1961 гг.
74. Реформы в социально-экономической сфере во второй половине 1950 – первой половине 1960-х гг. в УССР.
75.Пионерская и комсомольская организация в 1960–1980-х гг.
76. Диссидентское движение в УССР.
77. Нарастание кризисных явлений в социально-экономическом развитии УССР в 1970 – 1980-х гг.
78. Социально-политический кризис советского общества 1980-х гг. в УССР.
79. Формирование кадров социальных работников с детьми и молодежью в конце ХХ – начале ХХI вв.: исторический аспект.
80. УССР периода «перестройки» (1985 – 1991 гг.).
81. Проблемы экономического развития Украины в период государственной независимости.
82. Общественно-политическая жизнь Украины в период государственной независимости.
83. Внешняя политика Украины в период государственной независимости.
84. Кризис 2013 г. в Украине и военные действия на Донбассе.
85. Провозглашение Луганской Народной Республики и начало становления ее государственности: исторический аспект.
86. Разнообразие молодежных и детских объединений в Луганской Народной Республике: исторический аспект.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архівна справа: архівні установи Луганщини / за ред. В. О.Сиволапова, О. О. Золотарьова; Держкомархів України. – Луганськ, 2002. – 42 с.
2. Биск И. Я. Методология истории: курс лекций / И. Я. Биск. – Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2007. – 236 с.
|
|
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы: учеб.-метод. пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2006. – 95 с.
4. Гаврилов М. В. Научная работа: методика и практика: учебное пособие / Гаврилов М. В, Никитина О. В., Тяпугина Н. Ю. – Саратов: МарК (Лахнев Ю. В.), 2014. – 228 с.
5. Городнова А. А. От эссе и реферата к курсовой, от выпускной квалификационной работы к диссертации: учеб.-метод. пособие / А. А. Городнова; Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики», Нижегор. фил. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Нижний Новгород: Нижегород. ин-т упр., 2012. – 160 с.
6. Графф Дж. Как писать убедительно: искусство аргументации в научных и научно-популярных работах: пер. с англ. / Джеральд Графф, Кэти Биркенштайн. – Москва: Альпина Паблишер, 2014. – 257 с.
7. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1-2003 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200034383.
8. Библиографическая ссылка: ГОСТ 7.0.5-2008 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200063713.
9. Диссертация и автореферат диссертации: Структура и правила оформления: ГОСТ Р 7.0.11-2011 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200093432.
10. Денисова О. В. Методологические основы научных исследований: учеб. пособие / О. В. Денисова; Нац. минер.-сырьевой ун-т «Горный». – Санкт-Петербург: Национальный минерально-сырьевой ун-т «Горный», 2012. – 91 с.
11. Державний архів Луганської області: короткий довідник з фондів / уклад. С. Г. Шапошнікова, А. М. Краснощок, А. І. Старікова, О. І. Діанковська; Держкомархів України, Держархів Луганської області. – Луганськ, 2000. – 316 с.
12. Лапина О. А. Методология и методы научного исследования: учеб. пособие для магистрантов / О. А. Лапина; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. – Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирской гос. академии образования, 2014. – 101 с.
13. Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учебное пособие / Л. Н. Мазур; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – 2-е изд. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 608 с.
14. Маркова Е. С. Методология и методы научных исследований: учеб.-практ. пособие / Е. С. Маркова; Липец. экол.-гуманитар. ин-т. – Липецк: Изд-во Липецкого эколого-гуманитарного ин-та, 2013. – 95 с.
15. Методологические основы разработки и технология защиты магистерской диссертации / [В. С. Сердюк, А. И. Бокарев, А. Б. Корчагин, В. Д. Венцель]; Минобрнауки России, Омский гос. техн. ун-т. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. – 103 с.
16. Положение о выпускной квалификационной работе обучающихся по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата. – Режим доступа: http://ltsu.org/dokumenty.html.
17. Положение о курсовой работе (проекте) ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ltsu.org/files/docs/education-docs/edu-norm-docs/edu-norm-doc-06.pdf.
18. Положение о магистерской диссертации ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ltsu.org/files/docs/education-docs/edu-norm-docs/edu-norm-doc-07.pdf.
19. Порсев Е. Г. Магистерская диссертация: учебно-методическое пособие / Е. Г. Порсев; Новосиб. гос. техн. ун-т, [фак. мехатроники и автоматизации]. – Новосибирск: НГТУ, 2013. – 32 с.
20. Чулков В. А. Методология научных исследований: учебное пособие / В. А. Чулков; Минобрнауки России, Пенз. гос. технол. ун-т. – Пенза: ПензГТУ, 2014. – 199 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой составляющей процесса обучения студентов направления подготовки 46.03.01 «История». Умения и навыки, полученные в процессе написания квалификационных работ разного уровня, будут полезны студентам в период дальнейшего обучения в высшем учебном заведении, а также после его окончания – в их профессиональной сфере. Кроме того, знание общенаучных методов и умение их применять необходимо выпускнику вуза, независимо от его специализации.
В результате ознакомления с данными методическими рекомендациями Вы получили знания о методологии осуществления научного исторического исследования и написания курсовой и выпускной квалификационной работы, о примерной тематике курсовых работ, основных требованиях к их содержанию и оформлению, этапах подготовки к защите и ее проведении. Полученная Вами информация станет фундаментальной основой для продолжения научно-исследовательской деятельности.
В заключение следует сказать, что процесс написания научно-исследовательской работы требует много времени, скрупулезной работы с источниками, творческого подхода, ответственного отношения студента к выбору темы и ее изучению. Поэтому успешность выполнения квалификационной работы зависит как от своевременности начала проведения исследования, так и от четкого следования требованиям к содержанию и оформлению работы, правильно используемой методологии и соблюдения процедуры защиты.
Успехов вам!
Приложение А
Образец оформления титульного листа курсовой работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по истории Отечества на тему: __________________________________________________________________
Студента (ки) 3 курса, группы _____
по направлению подготовки
46.03.01 История
форма обучения__________________
(очная, заочная)
________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель:
________________________________
(должность, ученая степень, ученое звание фамилия и инициалы)
Национальная шкала ______________
Количество баллов___ Оценка: ECTS___
Члены комиссии:
________ _______________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
________ _______________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
________ _______________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Луганск, 20__
Приложение Б
Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы бакалавра
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой ________________ФИО
(подпись)
«____» _____________ 20 ___ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на соискание квалификации бакалавр
Т Е М А
__________________________________________________________________
Направление подготовки 46.03.01 История
Выполнил:
студент(ка) _____ курса, ______ группы __________________________________
(ФИО обучающегося)
Научный руководитель:
__________________________________
(ученая степень, ученое звание, ФИО руководителя)
Рецензент:
__________________________________
(ученая степень, ученое звание, ФИО рецензента)
Луганск, 20____
Приложение В
Образец заявления о выборе темы
выпускной квалификационной работы
Директору института истории, международных отношений и социально-политических наук
__________________________
(ФИО директора)
студента _________ курса, обучающегося по
направлению подготовки
46.03.01 История
очной / заочной формы обучения
__________________________
(ФИО обучающегося)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу утвердить тему выпускной квалификационной работы __________________________________________________________________
(тема работы)
и назначить научным руководителем выпускной квалификационной работы __________________________________________________________________
(должность, звание, ФИО)
С Положением о выпускной квалификационной работе обучающихся по основным профессиональным образовательным программам баклавриата ознакомлен(на). Даю согласие на размещение моей выпускной квалификационной работы в электронной библиотечной системе университета.
«___»_______20__г. Подпись студента___________
Согласовано Не возражаю
Руководитель ВКР Заведующий кафедрой
«___» __________ 20__ г. _________________________
________________ «___» ___________ 20___ г.
(подпись) _________________________
(подпись)
Учебное издание