Перед этим вспомнить понятие организации

Миссия и цели организации.

Миссия – это предназначение организации, основная цель ее существования.

Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.

Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. "видение" будущего состояния фирмы.

Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии ипредназначения, смысла существования организации. (философия (древнегреч.) – любовь к мудрости, стремление к познанию, наукам) В философии организации (- это совокупность смыслов, ценностей и целей деятельности работающих в ней людей, в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Она может включать в себя: миссию, видение компании, ценности, ключевые компетенции компании, обязательства перед заинтересованными группами) проявляются ценности, верования и принципы, в соответствиис которыми организация намеревается осуществлять своюдеятельность. Предназначение определяет действия, которые организациянамеревается осуществлять, и то, какого типа организацией онанамеревается быть. Философия организации обычно редко меняется.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматриваетсякак формулированное утверждение относительно того, длячего или по какой причине существует организация. То есть миссияпонимается как утверждение, раскрывающее смысл существованияорганизации, в котором проявляется отличие данной организации отей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя она и имеетвсегда общий философский смысл, обязательно несет в себе что-то,что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно туорганизацию, в которой она была выработана. М иссия будет пониматься так, как она понимается, когда рассматриваетсяв узком смысле.

Так для чего же все-таки формулируется миссия, что она дает длядеятельности организации?

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представлениео том, что собой представляет организация, к чему она стремится,какие средства она готова использовать в своей деятельности, каковаее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированиюили закреплению определенного имиджа организации в представлениисубъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутриорганизации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

• миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначениесуществования организации. В результате сотрудники организации,осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия ведином направлении;

• миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установитьидентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников,которые идентифицируют себя с организацией, миссиявыступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своейдеятельности;

• миссия способствует установлению определенного климата ворганизации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения иосуществления деятельности организации.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенногоуправления организацией в силу того, что она:

• является базой для установления целей для организации, обеспечиваетнепротиворечивость набора целей, а также помогает выработкестратегии организации, устанавливая направленность и допустимыеграницы ее функционирования;

• обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организациии создает базу для оценки использования ресурсов в процессефункционирования организации;

• расширяет для работника смысл и содержание его деятельностии тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

 

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражениецелей и интересов различных групп людей, так или иначе связанныхс деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

· собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

· сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие

· деятельность организации, создание и реализацию продукта, и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

· покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы(чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

· деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальныхи неформальных деловых отношениях, оказывающие организациикоммерческие и некоммерческие услуги и получающие за это либокомпенсацию, либо на алогичные услуги со стороны организации;

· местное сообщество, находящееся с организацией в имеющеммногогранное содержание взаимодействии, связанном в первую очередьс формированием социальной и экологической среды обитанияорганизации;

· общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов,взаимодействующее с организацией в политической, правовой,экономической и других сферах макроокружения, получающее оторганизации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественногоблагополучия и развития, плодами которого наряду с другимичленами общества также пользуется и организация.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражатьинтересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявленияв миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиальнозависит от того, какие размеры имеет организация, в какомона состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое,сильное и специфичное влияние на миссию организации независимооттого, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников,сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организациидолжна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательнонаходило проявление сочетание интересов этих трех групп-людей.

Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетомследующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философияфирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, местона рынке и т.п.;

• существующий стиль поведения и способ действия собственникови управленческого персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действие для достижениясвоих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организацияи какой она стремится быть, а также показывает отличие организацииот других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссиюрасшифровке должны быть отражены следующие характеристикиорганизации:

целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукторганизация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организацияосуществляет реализацию своего продукта;

философия организации, находящая проявление в тех ценностяхи верованиях, которые приняты в организации;

возможности и способы осуществления деятельности организации,отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительныевозможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способоми с помощью какой технологии организация выполняет своюработу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительнотого, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задаетосновные направления движения организации, расположение организациик процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.Очень важно формулировать миссию предельно ясно для того, чтобыона была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией,в особенности всем членам организации. При этом миссиядолжна быть сформулирована таким образом, чтобы, с одной стороны,она исключала возможность разнотолков, а с другой стороны,оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционированияорганизации, выражающие смысл ее существования, то конкретныеконечные состояния, к которым должна стремиться организация,фиксируются в виде ее целей. То есть, говоря иначе, цели — этоконкретное состояние отдельных параметров организации, на достижениекоторого направлена ее деятельность.Невозможно переоценить значимость целей для организации. Ониявляются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построенияорганизационных отношений; на целях базируется системамотивирования, используемая в организации; наконец, цели являютсяточкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельныхработников, подразделений и организации в целом.По установившемуся мнению, существует два типа целей в зависимостиоттого, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели.

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловыхорганизациях устанавливаются цели, являются следующие:

прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли,рентабельность, доход на акцию и т.п.;

положение на рынке, описываемое такими показателями, какдоля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкурентудоля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продажи т.п.;

производительность, выражающаяся в издержках на единицупродукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственныхмощностей, объеме производимой в единицу времени продукциии т.п.;

финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующимиструктуру капитала, движение денег в организации, величинуоборотного капитала и т.п.;

мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся

размера занимаемых площадей, количества единиц техникии т.п.;

разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнениепроектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования,сроки и объемы производства продукта, сроки введения новогопродукта, качество продукта и т.п.;

изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях,устанавливающих задания по срокам организационных измененийи т.п.;

человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей,отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификацииработников и т.п.;

работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, какскорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателейи т.п.;

оказание помощи обществу, описываемое такими показателями,как объем благотворительности, сроки проведения благотворительныхакций и т.п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: