Метод проектов как общепедагогическая технология.
Проектный метод впервые был разработан и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой половине ХХ века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к взрослой жизни. Детство полноценный период человеческого бытия. Образование должно давать не только знания. Школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенок учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Джон Дьюи.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
|
|
Суть этого метода - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами: Зачем? Для чего? Как?
Основные этапы реализации учебного проекта:
1.Ценностно-ориентационный
2.Конструктивный
3.Оценочно-рефлексивный
4.Презентативный
5 Схема проектного метода:
1.Постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка задач. 2.Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
3.Самообразование при помощи учителя.
4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5.Исследование: решение отдельных задач, компоновка.
6.Обобщение результатов, выводы.
7.Анализ успехов и ошибок.
Приведите классификации педагогических технологий по разным основаниям. Перечислите авторские технологии и их сущностные характеристики в разных классификациях.
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
|
|
Классификация пед. Технологий Классификация осуществляется по следующим признакам. 1. Целевой признак (кто подготавливается и с какой конечной целью по данной технологии). 2. Психологические механизмы усвоения знаний. 3. Характерные особенности связи (взаимодействия) между учителем и учениками. 4. Ведущие организационные формы обучения. 5. Преобладающий (доминирующий) метод обучения. 6. Особенности управления познавательной деятельностью. 7. Возможные направления модернизации существующей традиционной системы обучения. 8. Преимущественно используемые в обучении структуры интеллектуальных процессов. 9. Уровень применения.
Все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.
краткое описание классификационных групп
- По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометолические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
- По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
- По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии.
- По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологиц, интериоризаторские, развивающие.
- По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
- По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
- По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
- Авторские педагогические технологии
· Одной из старейших известных в настоящее время российских авторских педагогических технологий является методика преподавания русского языка «Живое слово», разработанная А. В. Барсовым и А. А. Хованским в 1860 — 1898 годах.
· Метод витагенного обучения А.С. Белкина
· Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся.
· Технология знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого
· Автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике — доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий.
|
|
· По А.А. Вербицкому, обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным, или, для простоты, контекстным обучением. Главное, чтобы учение не замкнулось само на себе (учиться, чтобы получить знания), а выступило той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста.
· Ведущими формами и методами в технологии знаково-контекстного обучения выступают активные, они воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. По А.А. Вербицкому, предметный контекст профессиональной деятельности связан с формированием профессионального мышления, компетентных практических действий специалиста.
· Деловая игра — ведущая форма квазипрофессиональной деятельности в контекстном обучении
· Вальдорфская педагогика Р. Штайнера
· Рудольф Штайнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение — антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Согласно вальдорфской педагогике ребенок — существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу — божественное начало.
· Особенности вальдорфской педагогической технологии состоят в следующем:
· • гармоничное сочетание интеллектуального, эстетического и
трудового аспектов образования;
· • широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.);
· • межпредметные связи;
· • обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия,
изображение форм, музыка;
· • большое место в учебном плане трудового воспитания.
· Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой
· С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения ее технологии таковы:
|
|
· • личностный подход в педагогике сотрудничества;
· • успех — главное условие развития детей в обучении;
· • комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
· • предупреждение ошибок, а не работа над ними;
· • последовательность, системность содержания учебного материала;
· • дифференциация, доступность задания для каждого;
· • к полной самостоятельности — постепенно;
· • через знающего ученика учить незнающего.
· С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему она начинает не в заданные программой часы, а намного раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.
· Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
· • предварительное введение первых порций будущих знаний;
· • уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
· • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
· Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий. Он называется пробно-порциональным.
· Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление, представляющее собой, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом. С помощью комментированного управления:
· • средний и слабый тянутся за сильным учеником;
· • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
· • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
· третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Весьма важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а ученикам — легче учиться