Создание этой структуры, быстро присоединяющей к себе системы оценки качества образования европейских стран, стало результатом Рекомендации Европейской комиссии (98/561/ЕС) от 24 сентября 1998 г. о европейском сотрудничестве в области гарантии качества в высшем образовании и Болонской декларации.
Европейская сеть была создана в целях содействия развитию европейского сотрудничества в области оценки и гарантии качества высшего образования между всеми участниками этого процесса.
Членство в Сети открыто для агентств по гарантии качества, государственных органов, ответственных за гарантии качества, ассоциаций высшего образования и высших учебных заведений государств – членов Европейского Союза.
По состоянию на 2003 г. членами Сети были около 30 национальных агентств по гарантии качества высшего образования (советы, комиссии, центры и другие структуры по аккредитации) и четыре общеевропейских агентства: Ассоциация европейских университетов (EUA), Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE), Фонд аккредитации программ подготовки работников международной деловой администрации (FIBAA), Национальные союзы студентов Европы (ESIB).
|
|
Созданная под эгидой Европейской комиссии Европейская сеть гарантии качества высшего образования должна стать главной платформой обмена опытом решения проблем качества высшего образования в Европе.
В качестве обязательных принципов для стран-импортеров и стран-экспортеров образования определены следующие:
- обязательная гарантия качества предоставляемых услуг и присуждаемых квалификаций за счет ужесточения систем аккредитации и контроля качества;
- для обеспечения международного признания квалификаций необходимо тесное взаимодействие между национальными агентствами по оценке качества и аккредитации;
- органы власти, ответственные за проведение образовательной, миграционной политики и оказание международной помощи стран ОЭСР, должны поддерживать международное взаимодействие с целью координации профессиональной академической мобильности и регулирования вопросов «утечки мозгов», в интересах и стран-экспортеров и стран-импортеров образовательных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Экспорт и импорт образования во всем мире переживает период небывалого роста. Международное образование является одним из наиболее быстрорастущих экспортных секторов. Всемирный рынок образования оценивается в 1.5 трлн долларов. При этом глобальный спрос на высшее образование составляет 97 млн мест, а спрос на международное высшее образование равняется 1.8 млн мест. По прогнозам IDP Education Australia к 2025 году спрос на международное образование стремительно увеличится и составит 262 млн мест, при этом доля высшего образования будет составлять не менее 7.2 млн мест. Дальнейшие прогнозы также говорят, что к 2010 году численность иностранных студентов достигнет: в США 700000, Англии - 350000, Германии - более 320000, Франции, Австралии, Канаде - превысит 250000, Испании - 200000, России - 160000 человек.
|
|
2. Экспорт образовательных услуг становится важнейшей высоко прибыльной статьей в структуре общего экспорта страны (в США - 5 место, в Австралии - 6). Обучение иностранных граждан может стать, по мнению экспертов ЮНЕСКО, одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века.
3. Ориентация на экспорт и получаемые от него значительные финансовые средства и содействуют модернизации систем высшего образования страны школы в целом и самого вуза.
4. Рост числа иностранных студентов является следствием того, что в странах - лидерах экспорт образовательных услуг является одним из важны приоритетов государственной политики.
5. Для реализации государственной политик в странах - лидерах в области экспорта образовательных услуг разрабатываются целевые обще национальные программы (с четко обозначенными целями и задачами, с соответствующим финансовым обеспечением).
6. Во всех странах - лидерах в области экспорта образовательных услуг созданы государственные или негосударственные организации, службы содействия экспорту образовательных услуг и академическому обмену преподавателей и студентов, а в некоторых странах по 2-3 организации: Великобритания - Британский Совет и Совет международного образования, Франция - Edu- France и EGIDE; США - Ассоциация международных деятелей образования; Институт международного образования; IREX; Австралия - ЮР). И хотя часть из них официально называются некоммерческими, благотворительными (Британский Совет), практически все они имеют государственное финансирование (чаще всего со стороны МИД - ДААД, Британский Совет и др.). Общий бюджет 23 организаций, входящих в Ассоциацию академического сотрудничества, - 1 миллиард долларов США. При этих организациях работают мощные службы маркетинга, отделения во многих странах, постоянные представительства.
7. Все большее число ведущих университетов мира в стратегических планах развития ориентируются на транснациональное обучение, подготовку специалистов в условиях глобальной экономики, межкультурной коммуникации, «превращение в международные научно-образовательные комплексы».
8. Работодатели во многих странах Европы все больше внимания при приеме на работу выпускников вузов обращают внимание на опыт учебы, жизни и работы за рубежом, поскольку это свидетельствует об адаптивных возможностях кандидатов, широте кругозора, навыках общения с представителями разных культур.
9. ВТО включила образование в список услуг, торговля которыми в, случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями.