Развитие деятельности

Любая организованная деятельность людей проходит несколько этапов жизни: сначала энтузиазм начинателей, потом поиск и сплочение единомышленников, затем приобретение опыта, развитие деятельности, обретение профессионализма, и, наконец, стагнация, вероятные конфликты интересов и возможный разлад. Психологическая усталость, потеря интереса к области применения сил, смена приоритетов – всё это неизбежные спутники многих начинаний. Но в нашем случае мы имеем дело с особыми условиями среды жизнедеятельности инициативных групп. Они возникают и развиваются при православных храмах. А это означает, что такие группы имеют постоянную духовную питательную среду, которая оживляет все начинания, даёт постоянный источник смысла деятельности и внутренних сил. Это уникальное сочетание развития духовного мира человека и внешнего его применения. Конечно, без искушений не одно благое дело не обходится, но там, где один отпадет, появятся два новых, а тот, что отпал, будет поддержан в трудную минуту. Оттого развитие социальных инициатив именно при храмах имеет такую великую силу любви к ближнему, которую мы видим сегодня. Недаром в одном интервью респондент, на вопрос, кто их главный благотворитель, ответил: «Главный наш благодетель Господь».

Всё так, но не следует думать, что инициативные группы вот так витают в благодати и доброте дел своих. Нет, конечно, они проходят все положенные стадии развития, благо, что многие их них начинали свое служение, как мы знаем, десять и более лет назад. Соответственно, у многих период чистого энтузиазма прошел, накопился опыт, многие группы выросли организационно, численно и по направлениям деятельности. Конечно, шла ротация кадров, работа становилась более профессиональной, это видно по многим группам, расширялся спектр направлений деятельности.

В результате сегодня многие группы оказались в следующем типовом положении: есть кадровые ресурсы, есть накопленный опыт, есть понимание того, как надо работать, есть долгосрочное планирование как стратегия развития. Есть, наконец, адресаты, срочно нуждающиеся в делах группы.

НО! Нет финансовых средств для развертывания работ, нет необходимой административной поддержки и элементарной бюрократической помощи, необходимой на этом этапе развития, нет юридической базы. Сегодня многие группы доросли до неизбежных контактов с местной властью, с необходимостью решать многие вопросы при их непременном участии. Это может быть и помощь инвалидам, программы поддержки слепых, глухонемых, трудных подростков, многодетных семей, одиноких малоимущих пенсионеров и иных нуждающихся социальных групп. Многие организационные вопросы в силах решить только местная администрация. Это и происходит там, где местные руководители люди ответственные и участливые. Однако в большинстве чиновники носят одну фамилию – Беликов, и проще всего выговаривают фразу «как бы чего не вышло».

В результате развитие групп сегодня стало тормозиться, многие из них фактически стоят на месте, что, конечно, энтузиазма не добавляет. Второй момент – это отношения с бизнесом. Очевидно, что без определенных преференций этому бизнесу трудно рассчитывать на его социальную ответственность. Вполне допустимо законодательно поддержать отношения бизнеса с Русской православной церковью. И не стоит при этом оглядываться на щебетанье по поводу конституционного равенства всех религиозных организаций, у нас в «Законе о свободе совести» закреплена особая историческая и национальная роль Церкви. Вот пусть Церковь эту роль и выполняет. И ни одна другая религиозная организация на сегодня не имеет таких мощных ресурсов для развертывания общенациональной программы социального служения. Считайте, что государство провело тендер, и Церковь его априори выиграла. С таким отрывом, что всех прочих соискателей и на горизонте не видать. Нет, никто не мешает им примкнуть к благородному начинанию, в соответствии с их возможностями. И ислам в национальных анклавах может получить законодательные преференции, и буддизм в своих регионах, это вопросы решаемые. Иудаизм и так достаточно активен в решении вопросов поддержки своих религиозных соотечественников. Остальные вполне могут рассчитывать на участие в добрых делах и финансировании, не считая того, что идут к ним от многочисленных почитателей в свободном мире. Через разные фонды, о коих к вечеру поминать не след.

Наконец, отношения с епархией, а, в сущности, с церковной бюрократией, сегодня тоже далеки от идеальных. Святейший Патриарх предлагает ввести при храмах должности социальных работников. Во многих приходах де-факто эти работники уже существуют, им нужно только определить статус и сформировать бюджет. Но при этом не просто поставить под контроль, а лишь помочь развивать те направления, которые уже реально существуют, вероятно, при определенных базовых.

Низовые инициативы тем и дороги, что они выражаются свободной волей и движениями сердца, недопустимо пытаться их обюрократить, но необходимо поддержать и дать импульс к дальнейшему развитию.

Сейчас именно такой период в деятельности инициативных групп, когда они должны выходить в общественное пространство, получать положенный им статус и занять достойное место в общей системе институтов гражданского общества. Мы считаем, что только в этом случае у нас есть надежда вернуть нашему народу национальные силы и создать в обществе атмосферу нравственных ценностей, которые мы же сами и утеряли.

 

Выдержки из интервью, развитие инициатив в динамике за последние 5 лет, темпы распространения социального служения.

«За два года организация создала сеть реабилитационных центров в двух регионах (6 центров), несколько консультационных пунктов при храмах двух епархий. Планируется расширение деятельности епархии при условии поддержки церковных структур».

++++++++++++++

«Деятельность общины наиболее разнообразна и систематизирована по сравнению с моментом образования. Если вначале все сводилось к организации крестных ходов, то сейчас это не считается основным видом деятельности. Это уже просто потребность и способ заявить о себе. Работа с целевой группой уже не сводится только к посещениям и выполнению разовых просьб, а имеет целую систему. Выделены два направления – патронаж и паломнические поездки. За каждый блок отвечает руководитель. Помощь на дому носит регулярный характер, есть график посещений, менеджером ведется учет работы, распределение по группе. Организация паломнических поездок тоже планируется. В период стабильного финансирования каждый месяц проводилось две поездки, все инвалиды были оповещены, имели право выбора. Сейчас регулярность немного нарушена. В общине есть казначей, который ведет учет всех поступающих средств, планирование расходов, выполнение отчетности перед благотворителями. Сложность координировать деятельность общины возникает из-за отсутствия помещения, поэтому все вопросы решаются на воскресных крестных ходах и по телефону. Сами члены общины считают, что достигли многого. Если в 2005 г. это была группа прихожан, то сейчас это организация, состоящая из 40 активных членов. Деятельность изменять пока не собираются. Все надежды на будущее связаны с возрождением Храма и богадельни, а это будет возможно, если здание им будет возвращено здание».

++++++++++++++

«За время своего существования община пережила период подъема и спада деятельности на начальном этапе, связанных с процессами становления. Затем наступила некоторая стабилизация костяка общины и общинных дел. Есть надежда, что полученный грант простимулирует развитие деятельности общины и привлечет большее количество людей».

++++++++++++++

«В перспективе возможно создание сети инновационных центров по работе с детьми с синдромом Дауна с целью их социальной адаптации по всей России на основе модели создания подобного центра. В стратегических планах инновационного центра – создание полноценного инновационного реабилитационного центра, с гостиницей для иногородних семей. Планируется, что он объединит специалистов широкого спектра, которые будут помогать родителям раскрывать потенциал их особого ребенка.

Также одним из ключевых направлений по развитию деятельности центра станет освоение возможностей инклюзивного образования, когда дети с синдромом Дауна могут учиться в обычных образовательных учреждениях наряду со здоровыми детьми, а также получать начальные профессиональные навыки, что создает дополнительные предпосылки для их социализации и развития.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах: Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и др. Однако, процесс обучения детей-инвалидов отличается от процесса обучения нормальных детей. "Солнечным детям" необходимо больше внимания, больше времени для освоения материала, больше занятий. Такую помощь они смогут получать в инновационном центре.

В целях развития инклюзивного образования планируется в групповых занятиях объединять детей с синдромом Дауна и детей с нормальным развитием. Для этого в группу с 3-4 детьми с синдромом Дауна будут приглашать 2-3 детей с нормальным развитием. На праздничные мероприятия, паломнические и туристические поездки планируется приглашать детей из Детского семейного клуба раннего развития и Воскресной школы прихода церкви».

++++++++++++++

«За годы существования организации, многие слепые и слепоглухие получили элементарную и трудовую реабилитацию в Бийском и Волоколамском Центрах реабилитации слепых.

Продолжается реализация мероприятий по программе православного просвещения глухих, в работу включены слепоглухонемые, на сегодня уже проведены первые встречи, воспринимаются как священниками, так и членами организации с вдохновением.

Для проведения реабилитационных занятий сформированы группы из 10-12 человек с учетом степени слепоты и глухоты и знаний языков общения (дактильный, жестовый, дактильно-контактный, по системе Брайля или с помощью технических средств) с ними работают специалисты-переводчики, помогая получать информацию от священнослужителей, для передачи происходящего на мероприятиях, а также просвещения и обучения.

Для достижения положительного эффекта от мероприятий, привлечены квалифицированные тифлосурдопереводчики, психологи, а также приобретены: микшерный пульт с усилителем, два комплекта радиомикрофонов, четыре комплекта радионаушников, два прибора прямого чтения по системе Брайля, ручной видеоувеличитель.

Для исправления несправедливости, допущенной по отношению к слепоглухим при реализации проекта «Православное просвещение инвалидов по зрению» из-за отсутствия тифлосурдоперевода в 2010 г. для участников реабилитационных мероприятий будет организовано не только ознакомление с материалами, созданными в результате реализации проекта, но и организованы поездки в храмы и монастыри на специально арендованном автобусе.

Организован в помещении городской МО ВОС класс, укомплектованный необходимыми техническими средствами и оборудованием для проведения мероприятий по социальной реабилитации слепоглухих».

++++++++++++++

«Планируется реализовывать работу организации в рамках уставной деятельности. Одними из основных задач казачьих обществ являются военно-патриотическое воспитание молодежи, ее духовное и физическое образование и совершенствование, развитие дружбы и сотрудничества, взаимного уважения между народами РФ.

В этой связи актуальным становится проведение дополнительных занятий с наиболее незрелой в духовном отношении частью подрастающего поколения – школьниками. Планируется продолжить работу по направлению: организация дополнительного образования, направленного на патриотическое, духовно-нравственное, физическое воспитание детей и подростков, комплексную работу по профилактике употребления спиртного и наркотиков. Дальше будет реализовываться направление: развитие общей культуры на основе традиционных казачьих духовных ценностей, таких как любовь к Родине, уважение к старшему поколению, традиционные взаимоотношения в семье, православные духовно-нравственные ориентиры.

Расширение географии деятельности, а также расширение охвата социальных групп: социально неблагонадежные семьи, группы риска».

++++++++++++++

«В этом году систематизировали работу, объединив ее в единый проект под названием «Обретенное поколение». Запланированы экскурсии в храмы города, паломнические поездки по святым местам, беседы на актуальные темы с молодежью в образовательных учреждениях, клубах и ряд других мероприятий.

Цель проекта создать единый духовно-просветительский центр, но самое главное – найти творческих инициативных молодых людей, готовых бескорыстно служить ближним во Славу Божию.

Создан семейный клуб для дошкольников и родителей. Подготовка детей к занятиям воскресной школы, просвещение семей через житие святых семейств».

++++++++++++++

«В настоящее время центр развивается как в материально-техническом, так и в методическом, человеческом обеспечении. Уже есть хорошие результаты по реабилитации. Налаживаются партнерские отношения с обществом, бизнесом и властью региона. За короткое время организация уже нашла единомышленников и получает поддержку. Планируется большее включение в деятельность центра структур Министерства соцзащиты, психологических центров и представителей бизнеса.

Действуют центры в двух городах, планируем открыть еще два центра».

++++++++++++++

«На ближайшее время планируется расширение сферы деятельности движения до территорий крупных муниципальных образований региона, построение полноценной «сетки» (в данный момент времени в сферу деятельности движения входит только центр региона). В качественном отношении – развитие партнерских отношений с внешней средой: крупными общественными объединениями региона, государственными, коммерческими структурами, вузами, региональными средствами массовой информации: вплоть до совместных информационных проектов и т.д.».

++++++++++++++

«За последнее время реально видим увеличение объемов проводимой работы, как в просветительской деятельности, так и социальном служении. Стало проводиться больше мероприятий. Зона нашего служения вышла за рамки города и затрагивает уже несколько пунктов региона. В настоящее время разработана и начинает, осуществляется программа по созданию «Центра защиты материнства», миссия которого будет заключаться в оказании всесторонней помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Только в 2010 году планируем провести пять выставок по предотвращению абортов».

++++++++++++++

«Развитие инициатив идет медленно, медленно и реализуются проекты, в большинстве случаев, из-за недостаточных объемов финансирования. Направления деятельности менялись, изначально главным направлением работ была живопись, теперь же акцент сделан на создание православных икон и картин с православной тематикой. Сейчас идет разработка и реализация крупного долгосрочного проекта «Собор Святых Воинов». В планах на будущее – участие этого проекта в грантовом конкурсе. Есть огромное желание сотрудничать с подобными мастерскими в разных районах области и в других регионах, создать своего рода ассоциацию. Сейчас общаемся по этому вопросу с представителями духовенства на местах. Главная задача – увеличить число активистов студии, передать свой опыт другим ребятам, чтобы те затем передали другим, создать иконописную школу на базе одного из вятских приходов. Ищем возможности для расширения материальной базы студии (помещение, инструмент и т.п.)».

++++++++++++++

- Как строится работа организации: есть ли планирование, перспективы развития?

- Планирование... Смотрите, у нас есть три обязательных концерта – Пасха, Рождество и День примирения 4 ноября. Вот на эти праздники мы планируем, кого привезем, где возьмем деньги. Планируем поездку на Грушинский фестиваль. Планирование у нас не очень хорошо построено.

- Больше импульсивного? Пригласили в детский дом – пошли?

- Да.

- А в перспективе как вы видите свою деятельность? Расширяться будете или на том же уровне остаться бы?

- Мы хотели бы провести фестиваль, но это надо выходить на власть имущих, какой-то разговор с ними надо вести. Но я больше творческой частью занимаюсь. Нужен ещё какой-то человек, который бы занимался рутинными моментами. Типа администратора. Плюс к тому, мы давно уже подумываем о том, чтобы создать счет у нашей организации. Батюшка нас не очень благословляет, чувствует, что мы ещё молодая организация, должны шишек себе набить.

- То есть вы сейчас под его прикрытием работаете: он вас и благословляет и финансово помогает – и материально и духовно окормляет. Как маленького ребенка?

- Материально сейчас меньше. Больше нам самостоятельности дает.

- Ведь и в семье пока ребенок маленький – его на руках носят, а немного подрастет, ему говорят – иди положи себе из кастрюльки сам и скушай. Видимо и вам придется вставать на ноги.

- Или прекращать существование. Понятно.

- Нет, прекращать не надо. Вы несет благое. Люди даже далекие от православия, попавшие на ваши концерты от скуки, были рады вас послушать. Поэтому с вас потом за бездеятельность спросится.

- Нет, дело не в бездеятельности. Бросать, конечно, это нельзя, но и биться головой в стену тоже не хочется. Мне проще на гастроли уехать в Киев или ещё куда-то. Там я знаю, что у меня есть какой-то гонорар. Я могу что-то заработать. Здесь это все происходит во Славу Божью. Какой-то момент это интересно, это нормально. Но вот А. мне, например, рассказал историю: подбегает к нему руководитель всех этих концертов и говорит, что нашли деньги на бензин – поехали на концерт. А он спрашивает: «А мне? У меня пять детей». То есть такие моменты какие-то есть. Понятно, что это по грехам нашим происходит. Человек – он грешен и не уповает на волю Божью.

- С другой стороны, все представители общественных объединений все работают бесплатно.

- Все-таки, всё должно быть гармонично. Труд должен быть оплачен. Мой концерт в Смоленске стоил 5 тысяч рублей. Смешные деньги. Но сейчас такой период у меня тяжелый. И если богатые люди хотят, чтобы я спел для них православные песни, то мне хотелось бы, чтобы мой труд был оплачен.

++++++++++++++

- Могли бы Вы оценить динамику за последние 5 лет, темпы развития социального служения: уменьшилось, осталось на том же уровне или немного увеличилось, сильно увеличилось, по сравнению с тем, что было до того.

- Если брать 5 лет, то да, увеличилось, в основном с созданием ансамбля, ему как раз 5 лет. Это основная группа, которая занимается социальным служением, которая везде выезжает и участвует во всех концертах и т.д.

- Были ли какие-то изменения за это время в деятельности?

- За пять лет расширился и увеличился преподавательский состав, увеличилось число, количество кружков и мастерские оборудовались в основном за гранты, возможностей стало больше, здания отремонтировались, все поездки полностью осуществляются на деньги благотворителей.

- Какие-нибудь перспективы на ближайшее время Вы планируете, что бы хотелось?

- Хотелось бы, чтобы всё осталось хотя бы на этом уровне, раньше в нашем городе было не много групп, занимающихся социальным служением, но их число возрастает, и по этому темпы социального развития снижаются, не потому, что мы меньше делаем, потому, что этим занимаются и другие люди тоже. Появилась здоровая конкуренция.

++++++++++++++

«За последние пять лет темпы развития социального служения выросли в три раза. Об этом говорят и количество проводимых мероприятий, и количество выполняемых в этом направлении проектов.

Начиналось с желания создать многодетные приёмные семьи, в которых будет проходить профилактика сиротства. А на сегодня уже созданы и работают следующие центры, клубы и кружки:

1. Центр духовно нравственного воспитания «Малая Родина»

2. Центр поддержки семьи и детства в сельской местности

3. Военный патриотический центр допризывной подготовки.

4. Спортивно оздоровительный центр «Богатырь»

5. Центр подготовки молодого фермера

6. Конноспортивный центр

7. Центр эстетического воспитания

8. Центр поддержки семьи и детства в сельской местности

Открыт домовой храм. Есть все спортивные площадки для занятия спортом: зал, борьбы, теннисный, тренажёрный, для игры в баскетбол и волейбол, полоса препятствий, создан класс для занятия военной патриотической работы с ребятами. Организуем каждое лето военно-патриотические лагеря и слёты. Провели 14 фестивалей, десятки праздников.

Организовали приём и распределение бывших в употреблении вещей и мебели (для нуждающихся семей).

Мы верим, что в результате осуществления данного проекта:

- уменьшится количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дети, воспитывавшиеся в «Семейном очаге» получат все навыки семейного устройства и приобретут активную гражданскую позицию;

- проект деревня «Семейный очаг» и семьи, взявшие на воспитание детей-сирот, будут хорошим примером для других российских семей в вопросе профилактики сиротства;

- реализация такого проекта, как деревня «Семейный очаг», воспитание там детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, экономически выгодна для государства;

- проект деревня «Семейный очаг» нужен жителям Приморского края для пробуждения у них чувств милосердия и благотворительности, что в свое время влияет на формирование нравственных ценностей у населения в целом.

- успешное выполнение нашего проекта реально повлияет на улучшение демографической обстановки в Приморском крае и на Дальнем Востоке России в целом, что повлияет на укрепление безопасности и крепости государства Российского.

Мы верим, что это пилотный проект, и при положительных результатах, опыт проекта деревни «Семейный очаг» распространится на другие регионы Российской Федерации.

Перспективы на ближайшее время:

1. Укрепить проект, создать заслон от попыток внешней среды закрыть проект.

2. Доработать до конца в полноте антропоориентированную педагогическую площадку для формирования у подрастающего поколения любви к своей «Малой Родине». (Создание своей школы).

3. Продолжать работу по распространению нашего опыта в других регионах Российской Федерации».

++++++++++++++


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: