Для студентов заочников I курса

Варианты контрольных работ по зоологии беспозвоночных рас­пределяются среди студентов преподавателем на установочной сессии I курса. Выполнять контрольную работу рекомендуется, используя учебники, лекции, материалы пособия. Ответы на вопросы должны быть исчерпывающими, точными, грамотно сформулированными. Контрольную работу следует прислать в деканат до 1 декабря.

Вариант 1

1. Какие ступени эволюционного развития ряда групп беспоз­воночных животных характеризуются наличием первичной полости тела? В чем особенности ее строения? Ответ дайте в таблице 1.

Таблица 1

Группы животных, имеющих первичную полость Степень ее развития у данной группы животных Образование первичной полости в эмбриогенезе Системы органов, связанные с первичной полостью Физиологическое значение первичной полости

 

2. Каковы филогенетические связи кишечнополостных живот­ных? Покажите положение кишечнополостных в филогенетической системе беспозвоночных животных.

3. Изобразите схематично строение органов зрения у беспоз­воночных.

4. Назовите редкие охраняемые виды насекомых, обитающих на территории России.

Вариант 2

1. Используя предлагаемую ниже таблицу, выясните, в чем сходство и различие полостей, характерных для губок и кишечно­полостных животных.

Таблица 2

Типы животных Название полости Клеточный состав слоя, выстилающего полость Физиологическое значение полости Развитие полости в эмбриогенезе

 

2. Как объясняются филогенетические связи плоских червей? Установите положение плоских червей в филогенетической системе беспозвоночных животных. Нарисуйте схему.

3. Изобразите на схематических рисунках варианты нервной системы моллюсков. Выясните, как связано строение нервной си­стемы этого типа беспозвоночных с их образом жизни и уровнем эволюционного развития.

4. Назовите беспозвоночных, употребляемых в пищу человеком.

Вариант 3

1. Используя таблицу 3, проследите, какие ступени эволюци­онного развития ряда беспозвоночных животных характеризуются наличием вторичной полости тела. Что характерно для вторичной полости тела?

Таблица 3

Группы животных, имеющих вторичную полость Степень ее развития у данной группы животных Образование вторичной полости в эмбриогенезе Системы органов, связанные с вторичной полостью Физиологическое значение вторичной полости

 

2. Каковы филогенетические связи кишечнополостных живот­ных? Покажите положение их в филогенетической системе беспоз­воночных животных.

3. Дайте схему жизненного цикла простейших животных, в ко­тором схизогония чередуется с анизогамией.

4. Какова роль муравьев в жизни леса?

Вариант 4

1. Выясните, какие ступени эволюционного ряда беспозвоночных характеризуются наличием смешанной полости тела (миксоцеля). Ответ дайте в таблице 4.

Таблица 4

Группы животных, имеющих миксоцель Степень ее развития у данной группы животных Образование миксоцеля в эмбриогенезе Системы органов, связанные с миксоцелью Физиологическое значение миксоцеля

 

2. Приведите схемы жизненных циклов кишечнополостных жи­вотных. Выявите биологическую суть рассмотренных жизненных циклов.

3. Выясните филогенетические связи моллюсков с другими груп­пами беспозвоночных. Ответ иллюстрируйте схемой.

4. Чем отличается колониальная форма существования насекомых от общественной? Приведите конкретные примеры.

Вариант 5

1. С каким типом полости связано наличие протонефридиальной системы? Каковы основные черты строения протонефридиев? Ответ дайте в таблице 5.

Таблица 5

Типы и классы животных Полость тела Строение типичных протонефридиев Строение измененных протонефридиев Функции протонефридиальных органов Выводы

 

2. Охарактеризуйте филогенетические связи кольчатых червей. Установите их положение в филогенетической системе беспозво­ночных животных. Нарисуйте схему филогенетических связей коль­чатых червей.

3. Выясните, как изменяется строение кровеносной системы у членистоногих в зависимости от различных способов дыхания. От­вет иллюстрируйте схематическими, рисунками.

4. Назовите беспозвоночных животных, которых можно содер­жать в живом уголке школы.

Вариант 6

1. Используя таблицу 6, выясните, с каким типом полости свя­зано наличие метанефридиальной системы. В чем особенности строения метанефридиев?

Таблица 6

Типы и классы животных Полость тела Строение типичных метанефридиев Строение измененных метанефридиев Функции метанефридиальных органов Выводы

 

2. Каковы пути и факторы морфологической эволюции плоских червей?

3. Приведите примеры различных форм бесполого размножения простейших животных.

4. Назовите насекомых–опылителей. Выясните черты взаимных морфологических адаптации у насекомых и опыляемых ими расте­ний.

Вариант 7

1. Влияет ли среда обитания на способ питания простейших животных? Ответ дайте в таблице 7.

 

Таблица 7

Типы и классы простейших Среда обитания Органеллы, связанные с питанием Способ питания Выводы

 

2. Каковы филогенетические связи паукообразных? Определите положение паукообразных в филогенетической системе беспозво­ночных. Дайте схему.

3. Изобразите на схематических рисунках органы выделения различных типов червей. Обозначьте гомологичные элементы.

4. У каких насекомых известна способность к партеногенезу? В чем его биологическая суть?

Вариант 8

1. Используя таблицу 8, выясните, какой из типов червей име­ет наиболее сложное строение кожно–мускульного мешка.

Таблица 8

Типы червей Покровы тела Строение мышечного слоя Специфические клеточные элементы Выводы

 

2. Раскройте пути эволюции жизненных циклов кишечнополостных животных. Ответ иллюстрируйте схематическими рисунками.

3. Что представляют собой амбулакральная и псевдогемальная системы иглокожих животных? Приведите схематические ри­сунки.

4. Какие отряды насекомых относятся к группе Holometabola? Нарисуйте схему постэмбрионального развития при голометаморфозе. Продумайте биологический смысл голометаморфоза.

Вариант 9

1. Заполнив таблицу 9, охарактеризуйте строение кровенос­ной системы различных групп беспозвоночных животных и выясни­те, зависит ли строение кровеносной системы от способа дыхания.

Таблица 9

Типы и классы животных Среда обитания Способ дыхания Наличие сердца Основные кровеносные сосуды Основная схема движения крови Тип кровеносной системы Выводы

 

2. Опишите, как эволюционировала морфологическая структу­ра простейших в связи с приспособлением к паразитизму. Ответ иллюстрируйте схематическими рисунками.

3. Изобразите на схематических рисунках строение кишечной трубки у разных типов червей. Определите направление ее эволю­ции.

4. Какие отряды насекомых относятся к группе Hemimetabola. Нарисуйте схему гемиметаморфоза.

Вариант 10

1. Исходя из таблицы 10, опишите особенности строения пище­варительной системы червей, сделайте выводы о путях ее эволю­ции.

 

Таблица 10

Тип и классы червей Образ жизни Характер питания Отделы пищеварительной системы Степень морфологической дифференцировки пищеварительной системы Выводы

 

2. Выясните филогенетические связи членистоногих животных. Какое место в филогенетической системе они занимают? Нарисуй­те схему.

3. Изобразите схему конъюгации инфузорий. Выясните, на какой фазе происходит редукционное деление. В чем прогрессивность конъюгации в сравнении с другими формами размножения прос­тейших животных?

4. Опишите постэмбриональное развитие стрекоз. Чем отлича­ется развитие стрекоз от других насекомых?

Вариант 11

1. Опишите основные гистологические отличия губок от кишеч–нополостных. Ответ дайте в виде таблицы 11.

Таблица 11

Типы животных Название клеточных слоев Клеточный состав поверхностного слоя Клеточный состав внутреннего слоя Наличие нервных клеток Клеточные включения мезоглеи Выводы

 

2. Какие морфологические и биологические особенности члени­стоногих определяют их способность к наземному существованию?'

3. Выясните, как изменяется строение кишечной трубки у мол­люсков в связи с различным способом питания.

4. Какие насекомые первыми вылетают ранней весной в районе вашего места жительства?

Вариант 12

1. Выясните, как влияет образ жизни на морфологическую структуру простейших животных. Ответ дайте в таблице 12.

Таблица 12

Типы и классы простейших Образ жизни Среда обитания Органеллы передвижения Органеллы питания и пищеварения Осморегуляция и выделительный процесс Выводы

 

2. Каким образом решается вопрос о происхождении насеко­мых?

3. Какие теории происхождения многоклеточных животных из­вестны? Изложите их содержание.

4. Каких бабочек следует охранять в районе вашего места жительства?

Вариант 13

1. Охарактеризовав иглокожих животных по таблице 13, выяс­ните, чем отличается их организация от организации других беспозвоночных.

 

Таблица 13

Классы иглокожих Симметрия тела Полость тела Производные полости тела Нервная система Пищев. система Кровеносная система Дыхательная система Органы выделения Способ передвижения Выводы

 

2. Охарактеризуйте морфологические типы губок (дайте схе­мы). В каком направлении шла морфологическая эволюция губок? В чем биологическая суть этой эволюции?

3. Дайте биологический анализ жизненного цикла печеночного сосальщика. Определите методы профилактики фасциолеза в свя­зи с особенностями жизненного цикла паразита.

4. Каково значение пауков в природе?

Вариант 14

1. Пользуясь таблицей 14, определите, как по внешнему строе­нию различить классы членистоногих животных.

Таблица 14

Классы членистоногих Степень сегментации Части тела Покровы тела Число и название конечностей Место прикрепления конечностей Выводы

 

2. Каковы пути морфологической эволюции моллюсков? Како­вы основные факторы, определившие морфологическую эволюцию моллюсков?

3. Изобразите на схеме жизненный цикл грегарин. Каковы осо­бенности этого цикла в связи с приспособлением к паразитизму?

4. Каких ядовитых беспозвоночных вы знаете? Кто из них оби­тает в районе вашего места жительства?

Вариант 15

1. Заполнив таблицу 15, выясните, определяет ли среда обитания способ передвижения членистоногих животных.

Таблица 15

Классы членистоногих Отряды членистоногих Среда обитания Органы передвижения, их число Место прикрепления органов передвижения Характер передвижения Выводы

 

2. Опишите строение полипоидных генераций у различных ки–шечнополостных животных. В чем их сходство и различие?

3. Изложите суть теории гетерономной метамерии П. П. Ивано­ва. Ответ иллюстрируйте схематичными рисунками.

4. Какие меры предосторожности следует соблюдать, применяя химический метод борьбы с вредными насекомыми?

Вариант 16

1. Работая по таблице 16, выясните, какие варианты строения характерны для брюшной нервной цепочки членистоногих живот­ных и связано ли ее строение со степенью сегментации тела.

Таблица 16

Классы членистоногих Степень сегментации тела Число пар ганглиев цепочки Деление тела на отделы Выводы

 

2. Опишите биологические особенности паразитических червей, обеспечивающие поддержание численности вида.

3. Приведите примеры жизненных циклов с промежуточным хозяином.

4. Назовите виды насекомых – вредителей амбаров и зернохра­нилищ. Каковы меры борьбы с ними?

Вариант 17

1. Охарактеризуйте строение головного мозга членистоногих животных по таблице 17 и выясните, влияет ли образ жизни жи­вотного, а также ступень его эволюционного развития на строение головного мозга.

Таблица 17

Классы животных и представители Образ жизни Функции и строение отделов мозга Степень дифференциации мозга Наличие органов чувств и их названия Выводы

 

2. В чем своеобразие организации иглокожих животных в срав­нении с другими беспозвоночными? Каковы пути их морфологиче­ской эволюции?

3. Какие беспозвоночные животные обеспечивают течение трансмиссивных заболеваний?

4. Назовите вредных бабочек, обитающих в районе вашего места жительства.

Вариант 18

1. В какой степени образ жизни животного и ступень его эво­люционного развития определяют особенности строения органов зрения? Ответ дайте в таблице 18.

Таблица 18

Типы, классы и отряды животных Степень развития переднего мозга Строение органов зрения Тип органов зрения Оптические свойства глаза Выводы

 

2. На основании каких черт морфологии и биологии членистоногих можно назвать биологически прогрессивными животными?

3. Какие черты сближают иглокожих животных с хордовыми?

4. Опишите биологию паука–серебрянки.

Вариант 19

1. Заполнив таблицу 19, проследите, какие отличия существуют в постэмбриональном развитии высших и низших ракообразных.

Таблица 19

Подклассы и отряды ракообразных Тип постэмбрионального развития Число и название личиночных стадий Особенности строения личинок Выводы

 

2. Как эволюционировала морфологическая структура простей­ших в связи с приспособлением к паразитизму?

3. Приведите схемы телобластического и энтероцельного спосо­ба образования целома в эмбриогенезе. Дайте подробные поясне­ния к схемам.

4. Что вам известно о биологии колорадского жука? Какие ме­ры борьбы используются в настоящее время для снижения его чис­ленности?

Вариант 20

1. Пользуясь таблицей 20, выясните, какие способы и формы размножения характерны для простейших животных.

Таблица 20

Типы и классы простейших животных Способ размножения Форма размножения Основные моменты размножения Выводы

 

2. Проследите пути морфологической эволюции паукообразных.

3. Какие варианты постэмбрионального развития известны у моллюсков? Приведите конкретные примеры.

7.Назовите насекомых, обитающих в пресных водоемах. Поче­му их называют вторичноводными, каковы основные особенности их биологии?

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: ВЛАДОС, 1999.

2. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981.

3. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1975.

4. Барнс Р. и др. Беспозвоночные. – М.: Мир, 1992.

К практическим занятиям:

1. Шапкин В.А., Тюмасева З.И., Машкова И.В., Гуськова Е.В. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Академия, 2003.

2. Зеликман А.Л. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1968.

3. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии бес­позвоночных. – М.: Просвещение, 1985.

Дополнительная:

1. Бей–Биенко Г.Я. Общая энтомология. – М.: Высшая школа, 1980.

2. Беклемишев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. – М.: Наука, 1964. –Т. 1–2.

3. Беклемишев В.Н. Зоология беспозвоночных. – М.: Изд–во МГУ, 1979.

4. ДушенковВ.М., Макаров К.В. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных. – М.: Академия, 2000.

5. Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии.– М.: Колос, 2001.

6. Иванов А.В. Происхождение многоклеточных. – Л.: Наука, 1968.

7. Иванов А.В., Полянский Ю.И.. Стрелков А. А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

8. Малахов В. В. Загадочные группы морских беспозвоночных. – М.: Изд–во МГУ, 1990.

9. Росс Г.. Росс Ч., Росс Д. Энтомология. – М.: Мир, 1985.

10. Серавин Л.Н. Простейшие. Что это такое. – Л.: Наука, 1984.

11. Тарасов В.В. Простейшие патогенные для человека. – М.: Изд–во МГУ, 1987.

12. Хаусман К. Протозоология. – М.: Мир, 1988.

13. Чернышев В.Б. Экология насекомых. – М.: МГУ, 1996.

Для работы в школе:

1. Никишов А.И., Шарова И.Х. Зоология. 6–7 класс. – М.: Просвещение, 1988.

2. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – Изд 2–е. – М.: Просвещение, 1982.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: