Варианты контрольных работ по зоологии беспозвоночных распределяются среди студентов преподавателем на установочной сессии I курса. Выполнять контрольную работу рекомендуется, используя учебники, лекции, материалы пособия. Ответы на вопросы должны быть исчерпывающими, точными, грамотно сформулированными. Контрольную работу следует прислать в деканат до 1 декабря.
Вариант 1
1. Какие ступени эволюционного развития ряда групп беспозвоночных животных характеризуются наличием первичной полости тела? В чем особенности ее строения? Ответ дайте в таблице 1.
Таблица 1
Группы животных, имеющих первичную полость | Степень ее развития у данной группы животных | Образование первичной полости в эмбриогенезе | Системы органов, связанные с первичной полостью | Физиологическое значение первичной полости |
2. Каковы филогенетические связи кишечнополостных животных? Покажите положение кишечнополостных в филогенетической системе беспозвоночных животных.
3. Изобразите схематично строение органов зрения у беспозвоночных.
4. Назовите редкие охраняемые виды насекомых, обитающих на территории России.
Вариант 2
1. Используя предлагаемую ниже таблицу, выясните, в чем сходство и различие полостей, характерных для губок и кишечнополостных животных.
Таблица 2
Типы животных | Название полости | Клеточный состав слоя, выстилающего полость | Физиологическое значение полости | Развитие полости в эмбриогенезе |
2. Как объясняются филогенетические связи плоских червей? Установите положение плоских червей в филогенетической системе беспозвоночных животных. Нарисуйте схему.
3. Изобразите на схематических рисунках варианты нервной системы моллюсков. Выясните, как связано строение нервной системы этого типа беспозвоночных с их образом жизни и уровнем эволюционного развития.
4. Назовите беспозвоночных, употребляемых в пищу человеком.
Вариант 3
1. Используя таблицу 3, проследите, какие ступени эволюционного развития ряда беспозвоночных животных характеризуются наличием вторичной полости тела. Что характерно для вторичной полости тела?
Таблица 3
Группы животных, имеющих вторичную полость | Степень ее развития у данной группы животных | Образование вторичной полости в эмбриогенезе | Системы органов, связанные с вторичной полостью | Физиологическое значение вторичной полости |
2. Каковы филогенетические связи кишечнополостных животных? Покажите положение их в филогенетической системе беспозвоночных животных.
3. Дайте схему жизненного цикла простейших животных, в котором схизогония чередуется с анизогамией.
4. Какова роль муравьев в жизни леса?
Вариант 4
1. Выясните, какие ступени эволюционного ряда беспозвоночных характеризуются наличием смешанной полости тела (миксоцеля). Ответ дайте в таблице 4.
Таблица 4
Группы животных, имеющих миксоцель | Степень ее развития у данной группы животных | Образование миксоцеля в эмбриогенезе | Системы органов, связанные с миксоцелью | Физиологическое значение миксоцеля |
2. Приведите схемы жизненных циклов кишечнополостных животных. Выявите биологическую суть рассмотренных жизненных циклов.
3. Выясните филогенетические связи моллюсков с другими группами беспозвоночных. Ответ иллюстрируйте схемой.
4. Чем отличается колониальная форма существования насекомых от общественной? Приведите конкретные примеры.
Вариант 5
1. С каким типом полости связано наличие протонефридиальной системы? Каковы основные черты строения протонефридиев? Ответ дайте в таблице 5.
Таблица 5
Типы и классы животных | Полость тела | Строение типичных протонефридиев | Строение измененных протонефридиев | Функции протонефридиальных органов | Выводы |
2. Охарактеризуйте филогенетические связи кольчатых червей. Установите их положение в филогенетической системе беспозвоночных животных. Нарисуйте схему филогенетических связей кольчатых червей.
3. Выясните, как изменяется строение кровеносной системы у членистоногих в зависимости от различных способов дыхания. Ответ иллюстрируйте схематическими, рисунками.
4. Назовите беспозвоночных животных, которых можно содержать в живом уголке школы.
Вариант 6
1. Используя таблицу 6, выясните, с каким типом полости связано наличие метанефридиальной системы. В чем особенности строения метанефридиев?
Таблица 6
Типы и классы животных | Полость тела | Строение типичных метанефридиев | Строение измененных метанефридиев | Функции метанефридиальных органов | Выводы |
2. Каковы пути и факторы морфологической эволюции плоских червей?
3. Приведите примеры различных форм бесполого размножения простейших животных.
4. Назовите насекомых–опылителей. Выясните черты взаимных морфологических адаптации у насекомых и опыляемых ими растений.
Вариант 7
1. Влияет ли среда обитания на способ питания простейших животных? Ответ дайте в таблице 7.
Таблица 7
Типы и классы простейших | Среда обитания | Органеллы, связанные с питанием | Способ питания | Выводы |
2. Каковы филогенетические связи паукообразных? Определите положение паукообразных в филогенетической системе беспозвоночных. Дайте схему.
3. Изобразите на схематических рисунках органы выделения различных типов червей. Обозначьте гомологичные элементы.
4. У каких насекомых известна способность к партеногенезу? В чем его биологическая суть?
Вариант 8
1. Используя таблицу 8, выясните, какой из типов червей имеет наиболее сложное строение кожно–мускульного мешка.
Таблица 8
Типы червей | Покровы тела | Строение мышечного слоя | Специфические клеточные элементы | Выводы |
2. Раскройте пути эволюции жизненных циклов кишечнополостных животных. Ответ иллюстрируйте схематическими рисунками.
3. Что представляют собой амбулакральная и псевдогемальная системы иглокожих животных? Приведите схематические рисунки.
4. Какие отряды насекомых относятся к группе Holometabola? Нарисуйте схему постэмбрионального развития при голометаморфозе. Продумайте биологический смысл голометаморфоза.
Вариант 9
1. Заполнив таблицу 9, охарактеризуйте строение кровеносной системы различных групп беспозвоночных животных и выясните, зависит ли строение кровеносной системы от способа дыхания.
Таблица 9
Типы и классы животных | Среда обитания | Способ дыхания | Наличие сердца | Основные кровеносные сосуды | Основная схема движения крови | Тип кровеносной системы | Выводы |
2. Опишите, как эволюционировала морфологическая структура простейших в связи с приспособлением к паразитизму. Ответ иллюстрируйте схематическими рисунками.
3. Изобразите на схематических рисунках строение кишечной трубки у разных типов червей. Определите направление ее эволюции.
4. Какие отряды насекомых относятся к группе Hemimetabola. Нарисуйте схему гемиметаморфоза.
Вариант 10
1. Исходя из таблицы 10, опишите особенности строения пищеварительной системы червей, сделайте выводы о путях ее эволюции.
Таблица 10
Тип и классы червей | Образ жизни | Характер питания | Отделы пищеварительной системы | Степень морфологической дифференцировки пищеварительной системы | Выводы |
2. Выясните филогенетические связи членистоногих животных. Какое место в филогенетической системе они занимают? Нарисуйте схему.
3. Изобразите схему конъюгации инфузорий. Выясните, на какой фазе происходит редукционное деление. В чем прогрессивность конъюгации в сравнении с другими формами размножения простейших животных?
4. Опишите постэмбриональное развитие стрекоз. Чем отличается развитие стрекоз от других насекомых?
Вариант 11
1. Опишите основные гистологические отличия губок от кишеч–нополостных. Ответ дайте в виде таблицы 11.
Таблица 11
Типы животных | Название клеточных слоев | Клеточный состав поверхностного слоя | Клеточный состав внутреннего слоя | Наличие нервных клеток | Клеточные включения мезоглеи | Выводы |
2. Какие морфологические и биологические особенности членистоногих определяют их способность к наземному существованию?'
3. Выясните, как изменяется строение кишечной трубки у моллюсков в связи с различным способом питания.
4. Какие насекомые первыми вылетают ранней весной в районе вашего места жительства?
Вариант 12
1. Выясните, как влияет образ жизни на морфологическую структуру простейших животных. Ответ дайте в таблице 12.
Таблица 12
Типы и классы простейших | Образ жизни | Среда обитания | Органеллы передвижения | Органеллы питания и пищеварения | Осморегуляция и выделительный процесс | Выводы |
2. Каким образом решается вопрос о происхождении насекомых?
3. Какие теории происхождения многоклеточных животных известны? Изложите их содержание.
4. Каких бабочек следует охранять в районе вашего места жительства?
Вариант 13
1. Охарактеризовав иглокожих животных по таблице 13, выясните, чем отличается их организация от организации других беспозвоночных.
Таблица 13
Классы иглокожих | Симметрия тела | Полость тела | Производные полости тела | Нервная система | Пищев. система | Кровеносная система | Дыхательная система | Органы выделения | Способ передвижения | Выводы |
2. Охарактеризуйте морфологические типы губок (дайте схемы). В каком направлении шла морфологическая эволюция губок? В чем биологическая суть этой эволюции?
3. Дайте биологический анализ жизненного цикла печеночного сосальщика. Определите методы профилактики фасциолеза в связи с особенностями жизненного цикла паразита.
4. Каково значение пауков в природе?
Вариант 14
1. Пользуясь таблицей 14, определите, как по внешнему строению различить классы членистоногих животных.
Таблица 14
Классы членистоногих | Степень сегментации | Части тела | Покровы тела | Число и название конечностей | Место прикрепления конечностей | Выводы |
2. Каковы пути морфологической эволюции моллюсков? Каковы основные факторы, определившие морфологическую эволюцию моллюсков?
3. Изобразите на схеме жизненный цикл грегарин. Каковы особенности этого цикла в связи с приспособлением к паразитизму?
4. Каких ядовитых беспозвоночных вы знаете? Кто из них обитает в районе вашего места жительства?
Вариант 15
1. Заполнив таблицу 15, выясните, определяет ли среда обитания способ передвижения членистоногих животных.
Таблица 15
Классы членистоногих | Отряды членистоногих | Среда обитания | Органы передвижения, их число | Место прикрепления органов передвижения | Характер передвижения | Выводы |
2. Опишите строение полипоидных генераций у различных ки–шечнополостных животных. В чем их сходство и различие?
3. Изложите суть теории гетерономной метамерии П. П. Иванова. Ответ иллюстрируйте схематичными рисунками.
4. Какие меры предосторожности следует соблюдать, применяя химический метод борьбы с вредными насекомыми?
Вариант 16
1. Работая по таблице 16, выясните, какие варианты строения характерны для брюшной нервной цепочки членистоногих животных и связано ли ее строение со степенью сегментации тела.
Таблица 16
Классы членистоногих | Степень сегментации тела | Число пар ганглиев цепочки | Деление тела на отделы | Выводы |
2. Опишите биологические особенности паразитических червей, обеспечивающие поддержание численности вида.
3. Приведите примеры жизненных циклов с промежуточным хозяином.
4. Назовите виды насекомых – вредителей амбаров и зернохранилищ. Каковы меры борьбы с ними?
Вариант 17
1. Охарактеризуйте строение головного мозга членистоногих животных по таблице 17 и выясните, влияет ли образ жизни животного, а также ступень его эволюционного развития на строение головного мозга.
Таблица 17
Классы животных и представители | Образ жизни | Функции и строение отделов мозга | Степень дифференциации мозга | Наличие органов чувств и их названия | Выводы |
2. В чем своеобразие организации иглокожих животных в сравнении с другими беспозвоночными? Каковы пути их морфологической эволюции?
3. Какие беспозвоночные животные обеспечивают течение трансмиссивных заболеваний?
4. Назовите вредных бабочек, обитающих в районе вашего места жительства.
Вариант 18
1. В какой степени образ жизни животного и ступень его эволюционного развития определяют особенности строения органов зрения? Ответ дайте в таблице 18.
Таблица 18
Типы, классы и отряды животных | Степень развития переднего мозга | Строение органов зрения | Тип органов зрения | Оптические свойства глаза | Выводы |
2. На основании каких черт морфологии и биологии членистоногих можно назвать биологически прогрессивными животными?
3. Какие черты сближают иглокожих животных с хордовыми?
4. Опишите биологию паука–серебрянки.
Вариант 19
1. Заполнив таблицу 19, проследите, какие отличия существуют в постэмбриональном развитии высших и низших ракообразных.
Таблица 19
Подклассы и отряды ракообразных | Тип постэмбрионального развития | Число и название личиночных стадий | Особенности строения личинок | Выводы |
2. Как эволюционировала морфологическая структура простейших в связи с приспособлением к паразитизму?
3. Приведите схемы телобластического и энтероцельного способа образования целома в эмбриогенезе. Дайте подробные пояснения к схемам.
4. Что вам известно о биологии колорадского жука? Какие меры борьбы используются в настоящее время для снижения его численности?
Вариант 20
1. Пользуясь таблицей 20, выясните, какие способы и формы размножения характерны для простейших животных.
Таблица 20
Типы и классы простейших животных | Способ размножения | Форма размножения | Основные моменты размножения | Выводы |
2. Проследите пути морфологической эволюции паукообразных.
3. Какие варианты постэмбрионального развития известны у моллюсков? Приведите конкретные примеры.
7.Назовите насекомых, обитающих в пресных водоемах. Почему их называют вторичноводными, каковы основные особенности их биологии?
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981.
3. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1975.
4. Барнс Р. и др. Беспозвоночные. – М.: Мир, 1992.
К практическим занятиям:
1. Шапкин В.А., Тюмасева З.И., Машкова И.В., Гуськова Е.В. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Академия, 2003.
2. Зеликман А.Л. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1968.
3. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1985.
Дополнительная:
1. Бей–Биенко Г.Я. Общая энтомология. – М.: Высшая школа, 1980.
2. Беклемишев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. – М.: Наука, 1964. –Т. 1–2.
3. Беклемишев В.Н. Зоология беспозвоночных. – М.: Изд–во МГУ, 1979.
4. ДушенковВ.М., Макаров К.В. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных. – М.: Академия, 2000.
5. Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии.– М.: Колос, 2001.
6. Иванов А.В. Происхождение многоклеточных. – Л.: Наука, 1968.
7. Иванов А.В., Полянский Ю.И.. Стрелков А. А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.
8. Малахов В. В. Загадочные группы морских беспозвоночных. – М.: Изд–во МГУ, 1990.
9. Росс Г.. Росс Ч., Росс Д. Энтомология. – М.: Мир, 1985.
10. Серавин Л.Н. Простейшие. Что это такое. – Л.: Наука, 1984.
11. Тарасов В.В. Простейшие патогенные для человека. – М.: Изд–во МГУ, 1987.
12. Хаусман К. Протозоология. – М.: Мир, 1988.
13. Чернышев В.Б. Экология насекомых. – М.: МГУ, 1996.
Для работы в школе:
1. Никишов А.И., Шарова И.Х. Зоология. 6–7 класс. – М.: Просвещение, 1988.
2. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – Изд 2–е. – М.: Просвещение, 1982.