Урок 2 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Тематическое планирование

Модуль «Основы исламской культуры»

№ темы Тема Количество часов Внеурочная работа
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1  
1. Россия - наша Родина. 1  
II. Основы исламской культуры 28  
2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия 1  
3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание. 1  
4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия 1  
5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. 1  
6. Священный Коран и Сунна как источники нравственности 1  
7. Общие принципы ислама и исламской этики. 1  
8. Столпы ислама и исламской этики. 1  
9. Исполнение мусульманами своих обязанностей. 1  
10. Обязанности мусульман. 4  
11. Для чего построена и как устроена мечеть. 1  
12. Мусульманское летоисчисление и календарь. 1  
13. Творческие работы учащихся. 1  
14. Подведение итогов. 1  
15. Ислам в России. 1  
16. Семья в исламе. 1  
17. Нравственные основы семьи в исламе. 1  
18. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим. 1  
19. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство. 1  
20. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие. 1  
21. Забота о здоровье в культуре ислама. 1  
22. Ценность образования и польза учения в исламе. 2  
23. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. 2  
24. Искусство ислама. 1  
III. Духовные традиции многонационального народа России 5  
25. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1  
26. Подготовка творческих проектов. 1  
27. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. 1  
28. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. 1  
29. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). 1  
  Всего 34  

 

Поурочное планирование. Модуль «Основы исламской культуры»

При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» раздел 3, гл.4 Ислам.

4 класс 4 четверть (17 часов)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Формы и виды деятельности учащихся: слушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: традиции, ценность, духовные традиции

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены пейзажи разных уголков страны, города и т.д.

Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:

Как называется страна, в которой мы живем?

Кто является главой нашего государства?

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.

Подведение итогов беседы.

5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7. Ответы на вопросы и выполнение заданий по материалам прочитанного текста пособия для учащихся.

Сколько народов живут в России?

Что такое традиции?

Что такое духовные традиции?

Какого человека называют духовным?

8. Работа с культурными концептами ключевых слов отечество, родина

9. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

12. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Домашнее задание:

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

 

Урок 2 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.

(История возникновения ислама)

Виды и формы деятельности учащихся:участие в учебном диалоге, выборочное чтение, устный рассказ тему домашнего задания. 

Средства наглядности: выставка книг (или фотографий с видами местности, аравийского пейзажа, архитектурных строений, видов города Мекки и т.д.) о станах, где исповедуют ислам, географическая карта, фотографии арабов в пустыне.

Основные термины и понятия: ислам, арабы, язычники, паломничество

Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся

2. Проверка домашнего задания: рассказ школьников о традициях, которые приняты в их семьях.

З.Запись в тетрадь темы урока

4. Работа с учебным текстом пособия:

- Самостоятельно познакомьтесь с текстом параграфа «История возникновения ислама»

- Прочитайте вслух фрагменты текста, которые помогают ответить на вопросы:

Что такое ислам?

Каково значение слова ислам?

Какую страну называют колыбелью ислама?

Кто такие язычники? По каким правилам они жили?

Что такое паломничество? Как называют паломничество в исламе?

Какой город мусульмане совершают паломничество и почему?

Что сделало Мекку известной? Каким был храм Кааба?

- Работа в тетради:

Объясните значение слов. При затруднении обратитесь к тексту параграфа.

Слово «ислам» означает…

Слово «мусульманин» означает…

5. Закрепление основных понятий урока

6. Домашнее задание: Как вы думаете, что означал обычай поения и кормления? Кому он служил помощью?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: