Затраты, потери и организация трудовой деятельности

При организации труда наибольшее значение имеют три задачи, связанные с исследованием трудовых процессов:

1) определение фактических затрат времени на выполнение элементов операций (трудовых движений, действий, приёмов и т.д.);

2) проектирование рациональных режимов труда и отдыха;

3) создание благоприятных условий труда и организация рабочих мест.

Установлена структура затрат на протяжении всего рабочего дня или его части, изучены затраты времени на все виды работ и перерывов, которые наблюдались в течение определенного отрезка времени.

Так как в организации более 100 работников было проведено наблюдение по нескольким работникам из разных отделов, а именно из: транспортного отдела, бухгалтерии и автопарка. В отделах бухгалтерии и автопарка потери не наблюдаются, чего нельзя сказать о транспортном отделе, по причине которого периодически наблюдаются сбои во всей работе компании.

Для анализа затрат и потерь рабочего времени была проведена групповая фотография рабочего дня у 13 работников транспортного отдела. В таблице 14 представлена групповая фотография рабочего времени работников транспортного отдела. Так как в отделе 13 человек, наблюдения проводились каждые 10 минут.

Таблица 14

Наблюдательный лист групповой фотографии рабочего времени работников транспортного отдела

текущее время

Номер работника

ч

мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Начало рабочего дня 9.00

9

10

ПЗ

ПНД

ПЗ

ПНД

ПНД

ПЗ

ПНД

ПЗ

ПЗ

ПНД

ПЗ

ПНД

ПЗ

9

20

ОТЛ

ПНД

ОТЛ

ПНД

ПНД

ОП

ПНД

ТЕХ

ОП

ПНД

ОП

ПНД

ОП

9

30

ОТЛ

ПНД

ОТЛ

ПНД

ПЗ

ОП

ПНД

ОП

ОП

ПНД

ОП

ПНД

ОП

9

40

ОТЛ

ПНД

ОТЛ

ПЗ

ОП

ОП

ПНД

ОП

ОП

ПНД

ОТЛ

ПНД

ОТЛ

9

50

ОП

ПНД

ОП

ОП

ОП

ОП

ПНД

ОП

ОП

ПЗ

ОП

ПЗ

ОП

10

0

ОП

ПНД

ОП

ОП

ОП

ОП

ПНД

ОП

ПНТ

ОП

ОП

ОП

ОП

10

10

ОП

ПНД

ОП

ОП

ОП

ОП

ПЗ

ОП

ПНТ

ОП

ОП

ОП

ОП

10

20

ОП

ПНД

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

10

30

ОП

ПНД

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОТЛ

10

40

ОП

ПЗ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

10

50

ОТЛ

ОТЛ

ТЕХ

ОТЛ

ОП

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

11

0

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

11

10

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

11

20

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

ОП

ПНТ

11

30

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ТЕХ

ОП

ОП

ОП

11

40

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ТЕХ

ОП

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

11

50

ПНТ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ПНТ

ОП

ОП

ОП

12

0

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

13

10

ОП

ОП

обед

ОП

ОП

ОП

обед

обед

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

13

20

ОП

ОТЛ

обед

ОП

ОП

ПНТ

обед

обед

ПНТ

ОП

ОП

ОП

ОП

13

30

ОП

ОП

обед

ОП

ОТЛ

ОП

обед

обед

ОП

ОП

ОП

ОП

ОТЛ

13

40

обед

ОП

обед

ПНТ

обед

ОП

обед

обед

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

13

50

обед

ОП

обед

ТЕХ

обед

ОП

обед

обед

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

14

0

обед

ОП

обед

ТЕХ

обед

ОП

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

14

10

обед

ОП

ОТЛ

ОТЛ

обед

ОП

ОТЛ

ОП

обед

обед

ОП

ОП

ОП

14

20

обед

ОП

ОП

обед

обед

ОП

ОП

ОП

обед

обед

обед

ОТЛ

ОП

14

30

обед

обед

ОП

обед

обед

обед

ОП

ОП

обед

обед

обед

обед

обед

14

40

ОТЛ

обед

ОП

обед

обед

обед

ОП

ОП

обед

обед

обед

обед

обед

14

50

ОП

обед

ОП

обед

ОТЛ

обед

ОП

ОП

обед

обед

обед

обед

обед

15

0

ОП

обед

ОП

обед

ОП

обед

ОП

ОП

ОТЛ

ОТЛ

обед

обед

обед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

15

10

ОП

обед

ОП

обед

ОП

ОТЛ

ПНТ

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОТЛ

ОТЛ

15

20

ОП

обед

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

15

30

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

15

40

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

15

50

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

16

0

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

16

10

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ПНТ

16

20

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

16

30

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОТЛ

ОП

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

16

40

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

16

50

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

17

0

ОП

ОП

ОП

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

17

10

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ПНТ

ОП

ОП

ОП

ОП

17

20

ПНТ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ПНТ

ОП

ОТЛ

ОП

17

30

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

17

40

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОТЛ

ОТЛ

ОП

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

17

50

ПНТ

ПЗ

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

18

0

ПЗ

ПЗ

ОТЛ

ОП

ОП

ОП

ПЗ

ПЗ

ОТЛ

ПЗ

ПЗ

ОП

ОТЛ

 

 

На основании полученных данных составлена сводка средних затрат времени работниками транспортного отдела (табл. 15)

Таблица 15

Сводка средних затрат рабочего времени.

Индекс Виды работ и затрат времени Повторяемость за смену Продолжительность, мин
1 2 3 4
ПЗ Подготовительное время 20 200
ОП Оперативное время 423 4230
ТЕХ Техническое обслуживание рабочего места 6 60
ОТЛ Отдых и личные надобности 66 660
ПНТ Потери на непроизводительную работу 13 130
ПНД Потери из-за нарушения трудовой дисциплины 28 280
  Всего:   480x13=6240

 

Из полученных данных таблицы 15 следует, что в организации имеются нерациональные потери рабочего времени. Так как в организации отсутствуют какие-либо нормативы, было невозможно сравнить фактический и нормативный балансы рабочего времени.

На основании полученных данных были рассчитаны показатели использования рабочего времени и определены резервы повышения производительности труда на основании таблицы 15.

1. Коэффициент использования рабочего времени:

К исп = Тпзоптехотл(н)смx100%

К исп = 200+4230+60+390/6240x100% = 89,11%

Тотл(н) – нормативное время на отдых и личные надобности. В данный момент не регламентируется Санитарными правилами (стр.20), таким образом, за нормативное время отдыха условно принято 30 минут в смену на одного человека.

2. Коэффициент потерь времени по организационно-техническим причинам:

К пнт = Тпнтсмx100%

К пнт = 130/6240x100% = 2,08%

3. Коэффициент потерь рабочего времени по вине работников:

К пнд = Тпнд+(Тотл(ф)отл(н))/Тсмx100%

К пнд = 280 + (660 – 390)/6240x100% = 8,81%

Возможный прирост производительности труда при устранении прямых потерь рабочего времени:

П пт = Тпнтпнд+(Тотл(ф)отл(н))оп(ф)x100%

П пт = 130+280+(660-390)/4230x100% = 16,07%

В результате данного анализа выявлено, что у работников транспортного отдела имеются большие непроизводственные потери.

Для более эффективного использования трудовых ресурсов в организации выявлены неиспользуемые резервы и причины, по которым они не используются.

Система мотивации в компании не совершенна, о чем свидетельствует отсутствие выплат премиальных пособий за последнее полугодие и как следствие на данный момент отсутствие у работников стимулов для выполнения имеющегося плана. Исходя из таблицы 11, средний остаток за весь период применения системы мотивации в 2007 году составляет 5,53%, рассчитываемый минимальный остаток составит ориентировочно 4-5%. Данный остаток позволит увеличить стимул работников для выполнения плана. У компании имеется резерв в 1,5 – 2%. Он не используется по причине того, что согласно политике администрации предприятия частое материальное поощрение работников теряет свойство стимуляции и мотивации работников.

В компании имеется достаточно много временных потерь, не связанных с производством и даже с его организацией, такие как время на отдых и личные надобности и потери из-за нарушения трудовой дисциплины. Логично предположить, и это очевидно, что потери из-за нарушения трудовой дисциплины не каждодневная потеря времени, однако она имеет место быть. Что касается времени, затрачиваемом на отдых и личные надобности, в данной ситуации данные потери имеют более распространенный характер. Такая временная потеря как «коллективный перекур» занимает значительный объем рабочего времени, не смотря на то, что зачастую во время данных перерывов решаются также рабочие вопросы. Таким образом, во временном аспекте рабочего времени, есть резерв, который можно использовать полностью на производство.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: