Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители и взаимодополняемые товары

Общий термин «взаимосвязанные товары» относится к любым товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар.

Существуют два типа взаимосвязанных товаров: взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара «смещает» спрос на взаимосвязанный товар.

Рассмотрим два товара, Х и У. Если Х и У являются товарами-заменителями, то при возрастании цены товара У и неизменной цене товара Х потребители будут склонны к увеличению спроса на товар Х. В этом случае линия спроса для товара Х сдвинется вправо - вверх. Если же цена товара У снизится, линия спроса товара Х сдвинется влево - вниз, указывая на уменьшение спроса. Примером товаров-заменителей могут служить масло и маргарин.

Для взаимодополняемых товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара У ведет к увеличению спроса на товар Х, а увеличение цены товара У ведет к снижению спроса на товар Х. Классическим примером взаимодополняемых товаров являются автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.

Изменения в ожиданиях будущих цен

Эги ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цен на соль, то можно полагать при прочих равных условиях, что линия спроса сместиться вправо - вверх. Если ожидается уменьшение цены. Линия спроса сместится влево - вниз. Влияние рассматриваемого фактора наглядно проявилось накануне повышения розничных цен 2 апреля 1991 г.

Население.

Увеличение населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвигает линию рыночного спроса вправо - вверх для всех товаров, поскольку ведет к увеличению количества покупателей на рынке. Наоборот, уменьшение населения будет сдвигать линию спроса влево - вниз в связи с сокращением числа покупателей на рынке.

6) Особые условия рынка. Погода, наличие общественного транспорта.

Изменения в спросе осуществляются под воздействием перечисленных детерминант. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, который обусловлен изменением неценовых факторов.

Изменение величины спроса – движение вдоль кривой спроса. Эти изменения обусловлены изменением цены

 

Предложение. Кривая предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: