Естественные монополии

В отдельных случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так называемым естественным монополиям.

При некоторых условиях существование только одной, а не нескольких фирм в отрасли более отвечает общественным интересам. Чаще всего это бывает обусловлено такими особенностями технологии, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. В качестве примера можно привести такие отрасли как электроснабжение, телефонная связь, водоснабжение. В этих отраслях положительный эффект масштаба можно реализовать в полной мере, лишь приблизив размеры предприятия к уровню рыночного спроса на продукцию отрасли.

Для естественной монополии характеры высокие первоначальные капиталовложения, высокие фиксированные издержки, далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Одновременно следует отметить, что у естественной монополий крайне низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вложения фирма может далее наращивать производство услуг при незначительных дополнительных затратах.

Аргументы в пользу сохранения естественных монополий.

1. Сохранение е.м. отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь энергетику, связь, коммуникации, транспорт.

2. Наличие е.м. позволяет унифицировать и стандартизировать например, ж/д колею, вагоны, напряжение в сети электропередач и т.д., что также, имеет ‚ народнохозяйственное значение.

3. Принцип доступа граждан к основополагающим товарам и услугам. Считается, что в современном обществе все сограждане должны имеет право и возможность пользоваться в равной степени достаточно дешевыми и доступными каждому э/э, водой, связью, транспортными средствами.

В России к естественным монополиям относятся: предоставление услуг по транспортировке нефти и газа по трубопроводному транспорту; предоставление услуг по производству и передаче электроэнергии: ж/д перевозки; перевозки в труднодоступных районах; предоставление услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами; предоставление услуг электрической и пои связи; водопроводное и канализационное хозяйство; предоставление услуг по электро-, тепло- и газоснабжению

Основными методами регулирования естественных монополий являются:

ценовое регулирование, установление предельной рентабельности; контроль за слиянием и приобретением акций; определение групп потребителей с минимальным уровнем обеспечения, подлежащих обязательному обслуживанию монополистом.

Когда на рынке действует лишь небольшое число предприятий, они рано или поздно осознают свою взаимосвязь.

Лекция №15 Монополистическая конкуренция

План

1. Основные признаки монополистической конкуренции

2. Дифференциация продукта и ее виды.

3. Анализ эластичности кривой спроса предприятия в условиях монополистической конкуренции

4. Предприятия монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде

5. Роль рекламы (плюсы и минусы) в условиях рынка монополистической конкуренции.

Основные признаки монополистической конкуренции

Тройное равенство Р=МС=АТС отражает эффективное распределение ресурсов и оценку этого распределения со стороны общества. Такое тройное равенство достигается только на рынке совершенной конкуренции

Равенства Р=МС, Р=АС, АС=МС нарушаются на рынке несовершенной конкуренции. МС=МR – условие максимизации общего дохода. Почему не соблюдается 3-ое равенство на рынках несовершенной конкуренции? Ответ кроется в том, что кривая спроса на продукцию предприятия, работающего в условиях несовершенной конкуренции имеет нисходящий вид. И кривая предельного дохода находится ниже кривой спроса.

Признаки монополистической конкуренции:

§ Большое количество продавцов. Множество фирм ориентировано на одну и туже группу потребителей.

§ Дифференциация продукции. Каждая фирма производит продукцию, которая, по крайней мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, являясь скорее назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса.

§   Свободный выход. Ограничения на входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.

При монополистической конкуренции имеется множество продавцов, каждый из которых значительно мал по сравнению с рынком. Специфика рынка монополистической конкуренции – предложение каждым поставщиком в чем-то отличающейся продукции.

Отрасль работает в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа фирм, производящих похожую, но не идентичную продукцию. Фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации продукта, поэтому данная рыночная структура получила название монополии по дифференциации продукта. В этих условиях ценовой конкуренции сопутствует неценовая, а также присутствует относительная легкость вступления в отрасль при наличии определенных барьеров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: