Силы души: мыслительная, чувствующая, желательная

В душе от силы мыслительной рождается потребность знания, - хочется все разведать, узнать научно, через чтение, через слух. Отсюда и пытливые вопросы: что это, от чего, как, зачем?.. Способность души, от которой исходят такие вопросы и которой рождаются и находятся мысли в ответ на них, святооотеческая психология называет рассудком, - дело которого рассуждать, обдумывать своим мыслительным трудом нужные решения или определенные о вещах понятия. Потребность эстетических удовольствий, наслаждений, потребность украшать себя, свое жилье, свою жизнь исходит от способности чувствующей. Чувства, рождающиеся от различных воздействий снаружи и изнутри на сердце точно, неопределимы человеческим языком, но выражаются общими терминами: приятно - неприятно, весело - скучно, скорбь - удовольствие, симпатия - антипатия, покой - беспокойство, радость - горе. Сила, лежащая в основании этих чувствований, именуется вкусом. Удовлетворение вкусов сердечных дает сладкий покой, составляющий для всякого меру счастья. Желательная и деятельная способность души, именуемая Отцами волей, порождает в душе существенную потребность - жить и действовать или иначе - потребность предприятий. Задача воли вести жизнь со всеми делали ее и начинаниями по норме, которую устанавливает рассудок. Для возбуждения вол л, рассудок пользуется силой чувствующей, называемой еще ревностью или ретивостью - жаждой дела. Совокупность этих вышеперечисленных сил с их потребностями составляют душевную сторону жизни человека.

Проявление сил души в духе.

В духе эти силы проявляются подобным образом, хотя и выражаются в иных потребностях. Способность мыслительная, именуемая здесь разумом - подобно рассудку в душе, занимающемуся познанием всего видимого, тварного, конечного - есть зрительная сила мира духовного[9] с его верховным существом - Богом. Очевидно и потребностью этой способности будет ни что иное, как созерцание Бога, Его совершенных свойств и познание порядка вещей Божественных, духовных. Кратко ее можно назвать Богосозерцанием, осязательным проявлением коей является священный Страх Божий, чувство глубочайшего благоговения к Богу. Иная потребность рождается в духе от силы чувствующей, выражающей себя через вкус к предметам изящным, прекрасным, восхитительным. Эта сила духа находит свое полное удовлетворение в Боге, покой и счастье в чувствах, возникающих от действий Его, от вкушения Бога духом, что и именуется Боговкушением. Такое неискоренимое стремление человеческого духа к Богу Писание образно представляет под видом жажды, ничем другим, кроме Бога, неутолимой, неуспокаиваемой: «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому; когда прииду и явлюся лицу Божию» (Пс. 41;3). Совесть, как желательная сила духа может удовлетворить только лишь тщательным исполнением воли Божией, что дает ей совершенный покой, ибо соединяет и сочетает в живой союз с Богом. Отсюда потребность этой силы – Богообщение. Все это вместе составляет духовную сторону человеческой жизни. Так проявляет себя дух человека.

Бесспорным является то положение, что жизнь телесная ниже жизни душевной, а душевная ниже духовной: первые две подчиняются последней. Как говорит св. Феофан, «по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное»[10]. Духовность, таким образом, является нормой жизни человеческой.

Религиозно-нравственное воспитание.

Таково общее воззрение Святого Феофана на природу человека. Исходя из этого и сообразно этому, он строит свою теорию воспитания. По его учению, правильным, т.е. соответствующим природе человека, нужно считать только религиозно нравственное воспитание; лучшим средством которого является развитие духа церковности, а лучшей средой – храм Божий и богослужение. Такими убеждениями святитель Феофан руководствовался и в своей практике. Известно, что, прежде всего он старался держать учащихся вблизи Церкви и под ее благодатным влиянием, дабы возбудить и укрепить в своих воспитанниках религиозность. Он внушал любовь к храму и богослужению. В воскресные и праздничные дни сам совершал богослужение, побуждая учеников участвовать в нём молитвами, чтением и пением на клиросе. Неопустительно присутствовал на домашних молитвах студентов, подавая пример своим усердным молением. Для духовного развития советовал воспитанникам читать больше книг религиозно–нравственного содержания, особенно Св. Писания и творения Святых Отцов Восточной Православной Церкви. Сам часто любил беседовать со студентами на темы христианской нравственности, заботясь о насаждении в юных умах истинно христианского направления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: