Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным.
Ложное знание (ложь) – знание, не соответствующее действительности, преднамеренное искажение истины в корыстных целях.
Заблуждение – знание, не соответствующее действительности, непреднамеренное искажение действительности.
Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии.
В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная и прагматистская.
В корреспондентной концепции (теории соответствия) используется классическое определение истины, данное Аристотелем. Согласно Аристотелю, истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция получила соответствующее название. В рамках аристотелевского понимания истины сложилось понимание объективной истины. Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
|
|
В когерентной концепции основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция – от лат. cohaerentia – связь, сцепление) с более общей системой знания. Положение (знание) считается истинным, если оно логически согласуется с другими положениями (знаниями) в рамках определенной теории. К данной концептуальной позиции примыкают представители позитивизма, неопозитивизма. В позитивизме широко используется принцип конвенционализма, согласно которому истина есть результат соглашения между учеными.
В рамках прагматистской (греч. pragma – действие, практика) концепции истинным считается такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия. Яркими представителями этой концепции были У. Джемс и Ч. Пирс. В прагматизме основным критерием истины является практика.
Истина – это не застывшее знание, она постоянно развивается, поэтому истину можно рассматривать как процесс проникновения субъекта в сущность предметов.
Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания?
Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины – абсолютную и относительную.
Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.
Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.
Любая истина является относительной, потому что, во-первых, любое знание является верным только для определенных условий. Во-вторых, любое знание является верным только на определенном этапе познания. Уровень наших знаний исторически ограничен, процесс познания бесконечен.
|
|
С понятием относительной истины связан принцип конкретности истины, суть которого заключается в том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, то есть, то или иное знание всегда необходимо рассматривать в определенном историческом контексте и в рамках определенной научной теории.
Абсолютная и относительная истины есть разные характеристики одного знания, иными словами одно и то же знание является одновременно и абсолютно и относительной истиной. Взаимосвязь абсолютной и относительной истины проявляется в следующем:
1. Абсолютная истина складывается из относительных истин, поскольку знание об объекте развивается и углубляется.
2. Относительная истина всегда содержит зерно абсолютной истины, поскольку в главных признаках соответствует действительности.
Недооценка взаимосвязи абсолютной и относительной истины приводит к появлению таких направлений в науке как догматизм и релятивизм.
Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной и верны при любых гносеологических и исторических условиях. Социальной основой догматизма являются периоды устойчивости в развитии научного знания, существование в науке в течение относительно длительного времени стабильных парадигм.
Релятивизм – направление в науке, утверждающее, что все знания относительны. Социальной основой релятивизма являются периоды крупных научных открытий, приводящих к коренной ломке установившихся научных парадигм, приводящих к революции в науке.
Проблема: Существует ли критерий истинности знания? Можно ли проверить достоверность, истинность полученных в познании знаний, убедиться в том, что они соответствуют действительности?
Проблема критерия истинности знания обостряется в связи с ростом абстрактности научного знания, отрывом его от наглядности, что во многом обусловлено его математизацией.
Существуют два основных критерия истины – практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.
Практика дает возможность проверить истинность знания в деятельности людей. Практика определяется как целенаправленная материальная деятельность людей, в процессе которой они преобразуют мир, и изменяются сами. Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что все знания, проверенные в практических действиях людей, могут считаться истинными. Вследствие этого можно считать практику абсолютным критерием истины. Однако, этот критерий вместе с тем и относительный, поскольку нельзя проверить на практике все знания, получаемые человеком. Поэтому в современной науке практический критерий, как правило, дополняется логическим.
Литература
Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: Проспект, 2007. - Разд. П, гл. VII, VIII, X.
Гаранина О.Д. Философия. Теоретический курс: Тексты лекций. - М.: МГТУГА, 2009.
Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М.: РОССПЭН, 2007.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008.
Вопросы для самопроверки
1. Какую деятельность человека можно назвать познавательной?
|
|
2. Какие могут быть виды познавательной деятельности?
3. Какова структура познавательной деятельности?
4. Какую роль в познании играет субъект?
5. Что такое чувственное познание и в каких формах оно осуществляется?
6. Что такое рациональное познание и в каких формах оно осуществляется?
7. В чем различие между чувственным и рациональным познанием?
8. Что такое сенсуализм и рационализм?
9. Какие концепции истины известны в философии?
10. Как связаны абсолютная и относительная истины?
11. Что такое догматизм и релятивизм?
12. Что является критерием истины?