Д о м а ш н е е з а д а н и е

1. Английский философ 17 в. Ф. Бэкон исследовал четыре типа заблуждений, или "идолов", мешающих человеку правильно познать мир":

1. "Идолы" рода (несовершенство органов чувств, физиологическая ограниченность ума);

2. "Идолы рынка (привычка некритически воспринимать чужое мнение, доверять словам);

3. "Идолы" пещеры (индивидуальные недостатки человека, обусловленные воспитанием);

4. "Идолы" театра (слепая вера в авторитеты).

Опишите конкретные примеры каждого вида заблуждений. Объясните, как можно бороться с этими "идолами".

Учебная литература

Гаранина О.Д. Философия. Теоретический курс: Тексты лекций. - М.: МГТУГА, 2009.

Философия. Учебное пособие. Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 2006. – Разд. 3, гл. V.

Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. 4-е изд. - М.:Проспект, 2090. - Разд. П, гл. VII, VIII, X.

Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

 

Фрагменты первоисточников и проблемные вопросы по теме «Познание»

 

      Вымысел, ложь, заблуждение – вечные спутники истины

      В. С. Соловьев – русский философ, публицист, поэт.

      <... > Мы знаем, что не есть истина, – именно вымысел, ложь и

 заблуждение; мы знаем, что это неистинное хотя и существует, но существует только в субъекте (в его мысли и слове), вне его не имеет никакого бытия. Таков существенный характер неистинного: мы именно потому и признаем вымысел или заблуждение таковыми, то есть неистинными, что они не существуют вне субъекта, лишены объективного бытия. Но если таков характеристический признак неистинного, то характеристический признак истины будет, очевидно, заключаться в противоположном, именно в бытии вне субъекта или в объективной реальности.

Таким образом, общее различие между истинным и ложным предполагает различие между тем, что существует только в субъекте (в субъективном сознании), и тем, что имеет бытие и вне субъекта и что мы называем реальным предметом или вещью.

 <... >

Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Владимир Соловьев. Философское начало цельного знания. – Минск, 1999. – С. 662–663.

      Вопросы и задания по фрагменту:

      1. Опираясь на данный фрагмент, попытайтесь определить

 принципиальные отличия истины от заблуждения, вымысла и лжи.

      2. Согласны ли вы с подзаголовком фрагмента? Действительно ли

 вечными спутниками истины являются вымысел, ложь, заблуждение? Аргументируйте свой ответ.

 

Человечество в поисках истины

      Л. Шестов – философ и литературовед.

      Знаменитое аристотелевское определение: «Говорить, что есть, о том,

 что есть, и говорить, что нет, о том, чего нет, – значит утверждать истину, говорить же, что есть, о том, чего нет, и нет о том, что есть, – значит утверждать ложь» – это определение жило в душах древних, как оно живо и в

 наших душах, несмотря на то что теории познания столько раз доказывали его несостоятельность. Но для нужд здравого смысла и для нужд научного исследования оно совершенно достаточно. Тела от теплоты расширяются, от холода сжимаются: и кузнец, которому нужно насадить шину на колесо, и ученый-физик, который развивает мудреную теорию теплоты, равно почитают истинным это утверждение, так как оно построено по правилу Аристотеля. Даже при самых сложных научных спорах – Коперника с Птолемеем, Эйнштейна с Ньютоном, Лобачевского с Эвклидом – оно сохраняет свою силу. Поэтому, о чем бы ученые ни спорили, им никогда и на ум не приходит поставить вопрос: что такое истина? Заранее уверены, что знают, что такое истина, и что все, Птолемей и Коперник, Эйнштейн и Ньютон, кузнец и плотник, когда ищут истину, ищут одного и того же, так что в этом отношении ученый и здравомыслящий обыватель ничем друг от друга не отличаются.

Шестов Л. Соч.: В 2 т. – М., 1993. – Т. 2. – С. 378–379.

      Вопросы и задания по фрагменту:

      1. Какой другой вариант заглавия вы могли бы предложить? Почему?

      2. Опираясь на знания об истине, объясните, почему ученые-теоретики

 неоднократно опровергали афоризм Аристотеля.

      3. В чем практическая значимость этого афоризма?

      4. Прокомментируйте мысль автора о том, что в поиске истины

 ученый-теоретик и здравомыслящий обыватель не отличаются друг от друга. Что их объединяет?

      5. Какова природа здравого смысла? Дайте свое толкование этого

 термина.

Презентация занятий по истории по теме «Революция и Гражданская война в России»

Презентация лекции по экономике по теме «Государственное регулирование национальной экономики».

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Вяземский Е.Е. Цели и задачи школьного исторического образования /Система школьного исторического образования в современном понимании // Настольная книга учителя истории. 5-11 классы /Авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо, 2006.

2. Гаранина О.Д. Философия. Теоретический курс: Тексты лекций. - М.: МГТУГА, 2009

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

4. Кравченко В.В. Тесты по философии. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

5. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. - М.: Прогресс, 1970.

6. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: задания и упражнения. – Минск: ТетраСистемс, 2000.

7. Матюшин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.

8. Никитин, А.Ф.Обществознание. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Никитин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

9. Об утверждении утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г.

10. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во "Просвещение" - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010.

11. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ю. Басик, Т.В. Коваль и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И.Матвеева; Рос. акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2010.

12. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; под общ. ред. Г.С. Ковалевой. - М.: Просвещение, 2010.

13. Обществознание: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / [Е.Л.

14. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.И.Аверьянов, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010.

 


[1] Платон. Собр.соч. В 4-х т. – М., 1990. Т. 1, с. 575-612



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: