Педагогическое новаторство Л.Н.Толстого

 

Л.Н.Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Единственным критерием педагогики он объявлял свободу, единственным методом – опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему.

В своей работе «Воспитание и образование» он пишет: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим». Он резко противопоставлял воспитание образованию: “...Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретенное им”. «Критериум свободы» выражал в педагогике Л.Н.Толстого новый тип общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, второй – чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Толстого, прежде всего, интересует личность человека, его нравственный облик и место на Земле, «в человечестве и вселенной», формирование всей личности ребенка, а не отдельных черт его ума и характера.

Важным Л.Н.Толстой считал развивать творчество детей (творческую активность), усваивать знания сознательно, использовать принцип наглядности. Основные принципы его педагогической концепции:

- учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов;

- в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться;

- дело учителя – следовать и развивать природу ребёнка.

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности – такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

 

Глава 2

Л.Н.Толстой в блогах

В этой части работы мы изучим информацию, которую можем найти в блогах с пометкой «Лев Николаевич Толстой», и комментарии к данным блогам. Это поможет нам выяснить, каким сегодня предстаёт великий русский писатель и мыслитель в Интернет-блогах.

Личность Толстого и его взгляд на основные человеческие вопросы многим современникам представляются неким нравственным эталоном, к которому они стремятся. Современные жизненные ситуации люди как будто «меряют меркой» Толстого, пытаются предугадать, как бы он оценил их.

 

Признанный мастер

 

  Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» занимает 1-ое место в списке из 100 лучших всех времен журнала Newsweek. Мы находим это в следующем блоге.

7. Сто лучших книг всех времен и народов

NEWSWEEK'S TOP 100 BOOKS: THE META-LIST
Список из 100 лучших книг всех времен журнала Newsweek.

Журнал называет свой рейтинг книг "списком списков", поскольку он составлен из 10 подобных же перечней лучших книг.
Эти перечни были отобраны таким образом, чтобы в них наиболее широко отражались вкусы разных читателей.

Newsweek использовал следующие списки:

Список «книг века» Нью-Йорксской публичной библиотеки

Список 100 лучших книг издательства Modern Library .
Список 110 лучших книг по версии издания «The Telegraph»
Список книг для чтения Колледжа Св. Иоанна .
Список 100 лучших англоязычных книг с 1923 года до наших времен по версии издания The Times .
Список бестселлеров всех времен англоязычной «Википедии»

 

А что вы читали из этого списка?

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ АВТОР КНИГА ГОД ИЗДАНИЯ
1 Лев Толстой Война и мир 1869
2 Джордж Оруэлл 1984 1949
3 Джейм Джойс Улисс 1922
4 Владимир Набоков Лолита 1955
5 Уильям Фолкнер Шум и ярость 1929
6 Ральф Эллисон Невидимка 1952
7 Вирджиния Вульф К маяку 1927
8 Гомер Иллиада и Одиссея VIII век до н.э.
9 Джейн Остин Гордость и предубеждение 1813
10 Данте Алигьери Божественная комедия 1321

 

И так далее.

 

 Интересен пример, когда современный автор, критикуемый за частые «повторы» в своем произведении, приводит аргументом в свою защиту творчество Л.Н.Толстого.

 

8.   Университет Анатолия Юркина
Анатолий Юркин (16-10-2009 12:29)

9.








Уверен, что при троекратных размещениях имени заглавного героя в одном предложении литературный гений Толстого «не пройдет правку» (конец цитаты, здесь я сохранил написание сего рецензента) у строгих фанатов Стругацких. В особую вину мне поставлено то, что я в своем романе использовал слово «суждено», которого Толстой не чурался задолго до рождения Стругацких.

 

Трижды у Толстого описывается чем-то «возбуждаемый» персонаж. Словом, мне как романисту в вину поставлено то, что было в одном из лучших текстов Льва Толстого едва ли не доминантой. Так что у каждого появился выбор. С кем быть? С классиками русской литературы, со Львом Толстым, с Шамилем Алиевым или с бескомпромиссным сетевым троллем с ресурса «фэнтази-миры».

 

То, что ставится в вину обиженному писателю, у Толстого – неотъемлемая часть произведений, которые признаны шедеврами.

 

Вклад в педагогику

Педагогическое новаторство Толстого по достоинству оценивают многочисленные сообщества, посвящённые образованию. Множество молодых учителей сегодня проникаются педагогическими принципами Толстого и пытаются их применять. На рассказ молодой учительницы о том, как ученики, прогулявшись с ней по лесу, узнали больше, чем на уроке, – следующие комментарии.

 

ПЕДСОВЕТ.ORG

Живое пространство образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: