Выемка, обыск, задержание, осмотр

Выемка относится к неотложным следственным дей­ствиям и осуществляется таможенным органом, если воз­никает необходимость изъять определенные предметы и документы, имеющие значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Обыск производится в том случае, если имеются достаточ­ные основания полагать, что в помещении либо ином месте находятся предметы (товары, транспортные средства, иные предметы) или документы, могущие иметь значение для дела.

Обыск проводится по постановлению лица, проводя­щего дознание, и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произве­ден и без санкции, но с последующим сообщением об этом прокурору в течение 24 часов.

Личный досмотр является формой таможенного кон­троля. Проведение его имеет целью обнаружить предме­ты контрабанды либо предметы, запрещенные к транзиту.

Цель проведения личного обыска шире, чем при лич­ном досмотре. Помимо указанных выше предметов в ре­зультате обыска могут быть обнаружены и другие вещест­венные доказательства: документы, товарные чеки, кви­танции на отдельно следующий багаж, записные книжки, содержащие сведения, интересующие следствие. Поэтому проведение личного досмотра не исключает последующее проведение личного обыска.

Вопрос о задержании гражданина ставится перед на­чальником таможенного органа в одном из трех случаев:

— если лицо застигнуто при совершении преступле­ния или непосредственно после его совершения;                                                   13          

— если очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

— если на одежде подозреваемого, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления

По уголовным де­лам адвокат оказывает помощь лицам, привлеченным к ответственности, в качестве защитника.

Как правило, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу участие защитника возможно и до предъявле­ния обвинения — с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Поэтому лицо, задержанное по подозрению в совер­шении таможенного преступления, имеет право пригла­сить защитника.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия проводится до возбуждения дела.

Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводит­ся с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмот­ру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыс­ке и задержании лица. К проведению осмотра, когда не­обходимо установить качество предметов, фабричную мар­кировку и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста.

 

 

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.

 

В федеральном законе характер и содержание оперативно-розыскной деятельнос­ти определены как вид госу­дарственной деятельности, которая осуществляется глас­но и негласно соответствующими подразделениями госу­дарственных органов посредством проведения оператив­но-розыскных

14

мероприятий в целях защиты собственнос­ти, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Специфика оперативно-розыскной деятельности тамо­женных органов состоит в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросам международных таможенных организаций, та­моженных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.

Самостоятельным направлением оперативно-розыскной деятельности таможенных органов является обеспечение их собственной безопасности.

Им предоставляется право: применять опрос граждан; наво­дить справки; сбирать образцы для сравнительного ис­следования; исследовать предметы и документы; прово­дить наблюдения; производить отождествление личнос­ти; обследовать помещения, сооружения, участки мест­ности и транспортные средства; контролировать постав­ки. Кроме того, им предоставлено право контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, а также прослушивать телефонные переговоры.

Организация и тактика проведения оперативно-розыск­ных мероприятий составляют государственную тайну.

Оперативно-розыскные меро­приятия применяются не только после возбужде­ния уголовного дела, но и при получении сведений о под­готавливаемом преступлении. Сведения могут быть полу­чены, например, по результатам таможенного контроля. Располагая ими, таможенные органы могут проводить оперативную проверку.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются также поручение следователя, ука­зание прокурора, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов ино­странных государств в соответствии с договорами о пра­вовой помощи.                                                                                                   15

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ

 ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Каким образом заводятся дела о нарушении таможенных правил.

Таможенное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил. Он предполагает две стадии:

а) производство по делу;

б) рассмотрение дела по существу.

Производство по делу заключается в сборе доказа­тельств, проведении конкретных процессуальных дейст­вий. На второй стадии (рассмотрения дела) на основании собранного материала и оценки доказательств решается вопрос о наложении взыскания.

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил является видом административного расследование которое, как известно, заключается в выявлении факта и обстоятельств правонарушения, данных о виновных оканчивается составлением протокола.

Но таможенное законодательств не дублирует административное расследование и не только его регламентирует, расширяет круг лиц участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, предусматривает проведение таких действий, которые характерны для совершенно иной отрасли права — уголовного процесса (осмотр, предъявление для опознания). Устанав­ливается новый вид процессуальных действий — прове­дение таможенного обследования. 

Поводы для этого могут быть разные, все они опреде­лены законом. Прежде всего, признаки нарушения тамо­женных правил могут быть обнаружены должностными лицами таможни. По каждому такому факту немедленно составляется протокол.

Кроме того, поводом для заведения дела могут послу­жить сообщения и заявления российских и иностранных граждан, а также сообщения в

16

средствах массовой инфор­мации. В таможенные органы могут быть направлены материалы из других правоохранительных, контролирую­щих и иных государственных органов, что тоже может служить поводом для заведения дела.

Помимо поводов, существуют основания для заведения дела. Такими основаниями являются достаточные данные, которые указывают на признаки нарушения таможенных правил. 

Заведению дела предшествует проверка фактов, изло­женных в поступившем сообщении. Проверяется также личность правонарушителя. Возможно, что при проведе­нии проверки будут выявлены обстоятельства, исключаю­щие производство по делу. Проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном на­рушении таможенных правил должна быть закончена в срок не более трех суток, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.

Если нарушение таможенных правил обнаруживается непосредственно должностным лицом таможенного орга­на, проверка не проводится. Протокол о нарушении офор­мляется немедленно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: