КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА
Учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии имени В.З. Хоружей»
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор | |
_________________ Р.И. Дробыш | |
«_____»__________________ 2010 г. | |
ОБЩЕЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
Задания для практических, контрольных, курсовых работ
И рекомендации по их выполнению, вопросы к экзамену
Для учащихся заочной формы получения образования
Специальность 2-25 01 10 Коммерческая деятельность (по направлениям)
Направление специальности 2-25 01 10-02 Коммерческая деятельность (товароведение)
Специализация 2-25 01 10-02 34 Товароведение книги
Минск 2011
Автор: Асташонок М. Л., преподаватель УО «Минский государственный ПТК полиграфии»
Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Общее товароведение», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 14. 08. 2009 г.
|
|
Рассмотрено на заседании МК уровня ССО
Председатель Троцюк Л. М.
Протокол № _______от «_____» ______________________2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины общепрофессионального цикла «Общее товароведение» предназначена для подготовки учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования по направлению специальности 2-25 01 10-02 «Коммерческая деятельность (товароведение)».
Дисциплина «Общее товароведение» является одной из основных дисциплин специального цикла, формирующих профессиональные знания и умения специалиста.
Целью изучения дисциплины является формирование у учащихся теоретических знаний, умений и навыков по вопросам классификации ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров, по характеристике потребительских свойств и ассортимента товаров, качества, производства, правил маркировки, оптимальных условий, способов и режимов хранения, продажей качественных, конкурентоспособных товаров. В результате изучения дисциплины «Общее товароведение» учащийся должен:
знать:
на уровне представления:
· роль и значимость непродовольственных и продовольственных товаров на рынке Республики Беларусь;
· группы непродовольственных и продовольственных товаров;
· потребительскую стоимость, влияние групп товаров на конъюнктуру рынка.
на уровне понимания:
· классификацию ассортимента групп продовольственных и непродовольственных товаров, ассортимент и свойства товаров, признаки доброкачественности продовольственных товаров, правила маркировки, упаковки и хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
|
|
уметь:
· составлять товароведную характеристику продовольственных и непродовольственных товаров, определять признаки доброкачественности продовольственных товаров;
· определять виды материалов, используемых в производстве товаров, способы их изготовления, приемы отделки и обработки, размерные показатели и отличительные признаки конструктивных элементов;
· характеризовать ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров, составлять торговую характеристику изделий по признакам классификации;
· применять правовую и нормативную документацию.
Изучение дисциплины должно способствовать развитию творческого мышления учащихся, их интереса к познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой. Для закрепления теоретических знаний, формирования и отработки необходимых умений программой предусмотрено проведение практических работ. Для контроля уровня знаний учащихся предусмотрено проведение ДКР, и по завершению курса – экзамен. Дисциплина «Общее товароведение»» имеет межпредметные связи с другими дисциплинами, такими как: «Организация и технология торговли», «Коммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет», «Основы экономики», «Основы маркетинга».
Программа определяет структуру и содержание дисциплины, рассчитана на 38 часов, из которых 12 обзорных часов, 6 часов предусмотрено на практические работы, запланировано написание ДКР, 20 часов на курсовые работы и проведение экзамена по окончанию курса.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Грибанова, И. В. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие / И. В. Грибанова. – Минск: Выш. шк., 2007.
2. Гурская, С. П. Правила торговли и защита прав потребителей: учебное пособие / С. П. Гурская. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2007. – 190 с.
3. Микулович, Л. С. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Л. С. Микулович. – 4-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2010. – 416 с.
4. Товароведение непродовольственных товаров: учебник / В. Е. Сыцко [и др.]; под общ.ред. В. Е. Сыцко. – Минск: Выш. шк., 2005. – 669 с.
Дополнительная
5. Айлова, Г. Н. Товароведение и экспертиза металлохозяйственных и ювелирных товаров / Г. Н. Айлова, М. П. Васильева, И. А. Петренко, Г. Н. Рыженко. – СПб.: Питер, 2005.
6. Коник, Н. В. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие / Н. В. Коник. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с.
7. Криштафович, В. И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы: учебное пособие / В. И. Криштафович, И. А. Жебелева, В. И. Заикина, О. В. Памбухчиянц; под ред. проф. В. И. Криштафович. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 184 с.
8. Кутняхова, Л. В. Органолептическая оценка качества продовольственных товаров: пособие / Л. В. Кутняхова. – Минск: Выш. шк., 2007. – 141 с.
9. Мершкова, В. И. Товароведение продовольственных товаров: практикум / В. И. Мершкова, Н. М. Сочнева. – Минск: Беларусь, 2005. – 70 с.
10. Николаева, М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 1997.
11. Тимофеева, В. А. Товароведение продовольственных товаров: учебник / В. А. Тимофеева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 475 с.
12. Товароведение одежно-обувных товаров. Общий курс: учебное пособие / В. В. Садовский [и др.]; под общ. ред. В. В. Садовского, Н. М.Несмелова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 427 с.
13. Товароведение хозяйственных товаров. Общий курс: учебное пособие / Н. М. Ильин [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2004. – 401 с.
14. Шепелев, А. Ф. Товароведение и экспертиза текстильных и швейно-трикотажных товаров / А.Ф. Шепелев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 480 с. – (Учебники и учебные пособия).
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «ОБЩЕЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»
Тема | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу учащихся (часов) | ||||
всего | в том числе | |||||
для дневной формы | для заочной формы | |||||
на обзорные занятия | на лабораторные, практические занятия | |||||
Товароведение непродовольственных товаров | ||||||
1. Текстильные товары, одежда, обувь | 22 | 3 | 2 | 1 | 19 | |
2. Хозяйственные товары | 16 | 3 | 2 | 1 | 13 | |
3. Галантерейные, ювелирные и парфюмерно-косметические товары | 3 | 1 | 1 | 2 | ||
4. Товары культурно-бытового назначения | 7 | 2 | 2 | 5 | ||
Товароведение продовольственных товаров | ||||||
5. Свежие и переработанные овощи, плоды, грибы | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 | |
6. Зерно и зернопродукты | 3 | 1 | 1 | 2 | ||
7. Сахар, мед, крахмал, кондитерские изделия | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
8. Вкусовые товары | 4 | 4 | ||||
9. Молоко, молочные продукты. Пищевые жиры. Яйца и яйцепродукты | 4 | 1 | 1 | 3 | ||
10. Мясо и мясные товары | 5 | 2 | 1 | 1 | 3 | |
11. Рыба и рыбные товары | 4 | 1 | 1 | 3 | ||
Обязательная контрольная работа | 1 | 1 | ||||
Курсовое проектирование | 20 | 20 | ||||
ИТОГО | 96 | 38 | 12 | 6 | 58 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ