Основные изменения правового положения государственных (муниципальных) учреждений

Основные изменения в статусе бюджетных учреждений:

- расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений:

- изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию.

- полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей ради которых учреждение создано.

- расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета.

- отмена субсидиарной ответственности государственности государства по обязательствам бюджетного учреждения.

- расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества).

- заключение гражданско – правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСЗАДАНИЙ.

«Тема» госзаданий разрабатывалась для федеральных автономных учреждений, для которых имеется обширная нормативная база. В частности Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008г.№182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания».

Законодательная основа применения госзаданий, в соответствии с внесенными изменениями в законы и Бюджетный кодекс:

· Бюджетный кодекс РФ (ст.6, ст.69.2, 78.1);

· Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ст.9.2, ст.32);

· Федеральный закон №83-ФЗ (ст.33).

Полномочия по регулированию порядка формирования и финансового обеспечения госзадания (на федеральном уровне) установлены (или разрабатываются) в следующих документах правительством, Минфином и МЭР РФ:

· определение порядка формирования и финансового обеспечения (общие требования) – Постановления Правительства № 1065 от 29.12.2008 (новая редакция) и № 182 от 18.03.2008;

·  Минфин и Минэкономразвития – Методрекомендации по расчету нормативных затрат (приказы 105н от 22.10.2009 и 134 от 17.04.2009 (с учетом поправок));

· Минфин и Минэкономразвития – Методрекомендации по формированию и финансовому обеспечению госзаданий (совместный приказ, разрабатывается);

При формировании заданий условия по качеству состоят из требований к:

· процессу (технологии) оказания услуги;

· условиям ее оказания;

· оценки результатов оказания.

Требования к ПРОЦЕССУ (технологии) оказания госуслуги – это образовательные стандарты/программы, административные регламенты и т.д.

Требования к УСЛОВИЯМ оказания услуги – помещениям, оборудованию и т.д.

В данном случае, органам управления регионов и муниципалитетов придется ждать, пока такие требования будут разработаны на федеральном уровне, а затем разработать свои требования, которые должны будут быть «не ниже» федеральных.

Проблема практической реализации возникнет в связи с тем, что разработанные и утвержденные требования не будут финансово обеспечены. То есть установление натуральных норм и требований на федеральном уровне приведет к росту расходных обязательств уровней субъекта и муниципалитетов.

Регламентирование процесса и условий оказания услуг, их стандартизация неизбежно потребует выделения дополнительных средств для учреждений, предоставление услуг в которых не соответствуют требованиям. Причем объем средств может быть значительный. Очевидно, что эти дополнительные средства должны выделяться учреждению не в рамках госзадания, а поступать как средства инвестиционные.

Например, отсутствие финансово-экономического обоснования введения новых стандартов начального образования, создает иллюзию простоты реализации. В тоже время, введение стандарта в «пилотном» режиме по некоторым регионам свидетельствует, что потребность в дополнительных средствах варьируется от 30 до 50%.

Есть опасность того, что из-за нерешенности вопросов источников дополнительного финансирования «условий и процесса» реализации услуги новые механизмы могут не заработать в полную силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: