Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, домашней работы

Одна из значимых задач подготовки студентов воспита­ние навыков самостоятельной работы. Это один из главных резервов повышения качества подготовки специалистов. Система самостоятель­ной работы студентов - это:

а) текущая работа над материалом учебной дисциплины (кон­спектирование лекций, работа с учебником, подготовка к практиче­ским и лабораторным занятиям, контрольным работам и семинарам);

б) Выполнение семестровых домашних заданий (написание рефе­ратов самостоятельное изучение по учебнику разделов, входящих в программу, но не излагающихся лекционно);

в) Выполнение курсовых работ. Первый вид деятельности призван обеспечить постоянную подготовку к аудиторным занятиям, второй - сосредоточить внима­ние на наиболее трудных разделах, дать студенту возможность глубо­ко осмыслить полученные знания, третий - развить способности их трансформировать и комплексно использовать на практике.

Методике самостоятельной работы необходимо учиться в ходе бесед, консультаций преподавателей по ведению лекций, кон­спектированию, работе с учебником.

Большое внимание уделяется отбору материала для самостоя­тельной работы. Для самостоятельного изучения предлагаются вопро­сы либо информационного характера, либо проблемного для последую­щего обсуждения на семинарских занятиях.

Эффективность самостоятельной работы зависит от характера заданий. Большой эффект достигается в том случае, когда студенту интересно выполнять задание. Студент заинтересованно выполняет самостоятельную работу, когда чувствует ее практическую ценность.

Самостоятельная работа это один из наиболее существен­ных факторов формирования творческой личности, целеустремленной и настойчивой в достижении вершин педагогического мастерства

 

 

     г) практические упражнения

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполне­ние умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упраж­нений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепле­ния воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях трениро­вочные упражнения.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графи­ческими

Д) Домашняя работа по подготовке к техническому изложению

Предлагается составить план, по которому будет легче производить изложение. Например, для технического изложения предложена тема: «Назначение и общее устройство выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО-3000.» План может выглядеть следующим образом:

1. Виды работ, при которых применяется машина ВПО-3000.

2. Назначение машины.

3. Общее устройство.

4. Перечислить рабочие органы машины и их назначение.

5. Указать наличие силовой установки и способность машины самоходом передвигаться к месту работы.

6. Указать основные технические характеристики машины.

По подобному плану легко работать и есть возможность не упустить ключевые моменты. План может выглядеть по другому- более краткий или, наоборот, детальный с подпунктами- это зависит от уровня подготовленности студента, возможности воспринимать и анализировать информацию, аналитически мыслить.

Время на проведения технического изложения дается от 10 до 20 минут, в зависимости от степени сложности материала.

Для написания материала я советую студентам в спокойной домашней обстановке провести пробное изложение. Сначала можно взять уже знакомый текст, прочитать его ещё раз, составить план, по которому можно приступать к работе. После окончания проверить свой текст и текст по используемой литературе.

Студенту необходимо дать себе объективную оценку:

 1) убедитесь в правильности тех или иных технических слов и терминов;  

 2) проверьте правильность составления плана;

 3) уясните, удалось ли Вам передать суть материала в изложении;

 4) укажите, что особенно в Вашем изложении удалось, а что вызывает огорчение.

5) можно обсудить Вашу работу с коллегами, прислушаться к их мнению.

После проведения подобного анализа студент решает, какие недочеты нужно устранить при следующем изложении, можно ли приступать к незнакомому тексту. В выборе сложности текста следует полагаться на самосознание и уровень своего интеллекта.

Рекомендуется проведение в домашних условиях работы над ошибками, в ходе которой, студент ещё раз подвергает свою работу самоанализу.

Итак, в итоге, что нам дает техническое изложение:

- тренировка слуховой и зрительной памяти;

- умение выделять главное и составлять план рассказа;

- умение грамотно и последовательно изучать материал;

- умение подвергать свою работу самоанализу;

-постоянный тренинг в использовании технических определений и терминов, расширение словарного запаса, снижение страха выглядеть нелепо при их использовании;

- самоорганизация и повышение требовательности к себе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: