Одна из значимых задач подготовки студентов воспитание навыков самостоятельной работы. Это один из главных резервов повышения качества подготовки специалистов. Система самостоятельной работы студентов - это:
а) текущая работа над материалом учебной дисциплины (конспектирование лекций, работа с учебником, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, контрольным работам и семинарам);
б) Выполнение семестровых домашних заданий (написание рефератов самостоятельное изучение по учебнику разделов, входящих в программу, но не излагающихся лекционно);
в) Выполнение курсовых работ. Первый вид деятельности призван обеспечить постоянную подготовку к аудиторным занятиям, второй - сосредоточить внимание на наиболее трудных разделах, дать студенту возможность глубоко осмыслить полученные знания, третий - развить способности их трансформировать и комплексно использовать на практике.
Методике самостоятельной работы необходимо учиться в ходе бесед, консультаций преподавателей по ведению лекций, конспектированию, работе с учебником.
Большое внимание уделяется отбору материала для самостоятельной работы. Для самостоятельного изучения предлагаются вопросы либо информационного характера, либо проблемного для последующего обсуждения на семинарских занятиях.
Эффективность самостоятельной работы зависит от характера заданий. Большой эффект достигается в том случае, когда студенту интересно выполнять задание. Студент заинтересованно выполняет самостоятельную работу, когда чувствует ее практическую ценность.
Самостоятельная работа это один из наиболее существенных факторов формирования творческой личности, целеустремленной и настойчивой в достижении вершин педагогического мастерства
г) практические упражнения
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях тренировочные упражнения.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими
Д) Домашняя работа по подготовке к техническому изложению
Предлагается составить план, по которому будет легче производить изложение. Например, для технического изложения предложена тема: «Назначение и общее устройство выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО-3000.» План может выглядеть следующим образом:
1. Виды работ, при которых применяется машина ВПО-3000.
2. Назначение машины.
3. Общее устройство.
4. Перечислить рабочие органы машины и их назначение.
5. Указать наличие силовой установки и способность машины самоходом передвигаться к месту работы.
6. Указать основные технические характеристики машины.
По подобному плану легко работать и есть возможность не упустить ключевые моменты. План может выглядеть по другому- более краткий или, наоборот, детальный с подпунктами- это зависит от уровня подготовленности студента, возможности воспринимать и анализировать информацию, аналитически мыслить.
Время на проведения технического изложения дается от 10 до 20 минут, в зависимости от степени сложности материала.
Для написания материала я советую студентам в спокойной домашней обстановке провести пробное изложение. Сначала можно взять уже знакомый текст, прочитать его ещё раз, составить план, по которому можно приступать к работе. После окончания проверить свой текст и текст по используемой литературе.
Студенту необходимо дать себе объективную оценку:
1) убедитесь в правильности тех или иных технических слов и терминов;
2) проверьте правильность составления плана;
3) уясните, удалось ли Вам передать суть материала в изложении;
4) укажите, что особенно в Вашем изложении удалось, а что вызывает огорчение.
5) можно обсудить Вашу работу с коллегами, прислушаться к их мнению.
После проведения подобного анализа студент решает, какие недочеты нужно устранить при следующем изложении, можно ли приступать к незнакомому тексту. В выборе сложности текста следует полагаться на самосознание и уровень своего интеллекта.
Рекомендуется проведение в домашних условиях работы над ошибками, в ходе которой, студент ещё раз подвергает свою работу самоанализу.
Итак, в итоге, что нам дает техническое изложение:
- тренировка слуховой и зрительной памяти;
- умение выделять главное и составлять план рассказа;
- умение грамотно и последовательно изучать материал;
- умение подвергать свою работу самоанализу;
-постоянный тренинг в использовании технических определений и терминов, расширение словарного запаса, снижение страха выглядеть нелепо при их использовании;
- самоорганизация и повышение требовательности к себе.