Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции

Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Профессиональная компетентность и разделение функций.

Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

Дифференцированный подход.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса, а поэтому носит общий педагогический характер. В зависимости от возраста ребенка, можно выделить 4 группы методов профилактики:

А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

- познавательные игры;

- создание ситуаций эмоционального переживания;

- создание ситуаций занимательности;

- создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

- создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Б. Организация жизни к деятельности детского воспитательного коллектива:

- создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

- коллективные игры;

- выработка коллективно-единых требований;

- коллективное соревнование;

- коллективное самообслуживание.

В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

- уважение;

- педагогическая требовательность;

- убеждение;

- осуждение;

- понимание;

- доверие;

- побуждение;

- сочувствие;

- педагогическое предостережение;

- анализ поступка;

- решение конфликтной ситуации.

Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

- пример, разъяснение;

- ожидание радости;

- снятие напряжения;

- обращение к самолюбию, самоуважение;

- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

- требование;

- внушение.

 

Заключение                                                                                                     

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения. Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание предстает как невыполнение требований учебного процесса. Требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими состав содержания общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости. Нами выявлены элементы неуспеваемости для одной группы учебных предметов. При условии выделения их для других групп учебных предметов появится возможность дать более обобщённое дидактическое определение не успеваемости в современной школе. В наше время огромное количество специалистов: педагогов и психологов уделяет особое внимание данной проблеме. Разрабатываются специальные программы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

 

                              Библиография

 

1. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.

Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. 2. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972

3. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 54.

4. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.

5. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996

7. В.С. Цетлин, Неуспеваемость школьников и ее предупреждение., М., «Педагогика», 1977.

8. А.И. Липкина Самооценка Школьника. М., «Знание», 1976.

9. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.

10. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, №1.

11. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – «Известия АПН РСФСР», 1951, №36.

12. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. М., 1965

13. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, Издательство

Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
14. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», М.: «Детская Литература»,1983.
15. Бардин К.В. «Чтобы ребенок успешно учился» (точных данных об издательстве нет).

 

Приложения

Терминологический словарь



Анализ сложного процесса саморегуляции поведения – одна из важнейших задач всех наук о ребенке.

Воспитание- это целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности.

ЗАТРУДНЕНИЯ - перерыв в деятельности, наступающий в связи с к.-л. психол. преградой или помехой. Могут возникать как по объективным причинам (напр., педагог в силу недостаточной профессиональной компетентности не знает, как работать с неуспевающими, как найти подход к трудному ученику), так и по субъективным (из-за стресса, усталости учитель может оказаться не способным учесть состояние учеников, хотя в принципе это делать умеет).  

Интеллектуальную пассивность - как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Личность –человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: