По району плавания
2.1. Неограниченного (океаны и открытые моря);
2.2. I - ограниченного района плавания;
2.3. II - ограниченного района плавания;
2.4. II СП (река – море);
2.5. III СП (река – море);
2.6. Портовое, районное и прибрежное плавание с указанием удаленности от порта-убежища;
2.7. Речные суда.
3. По наличию двигателя:
3.1. Самоходные;
3.2. Несамоходные.
4. По типу энергетической установки:
4.1. Малооборотные дизельные судовые установки;
4.2. Среднеоборотные дизели – теплоходы;
4.3. Паротурбоходы – паровые турбины;
4.4. Газотурбоходы – газовые турбины;
4.5. Атомоходы;
4.6. Дизель- электроход.
5. По типу движителя:
5.1. С гребными винтами;
5.2. С крыльчатыми движителями;
5.3. С воздушным винтом;
5.4. С водометным движителем;
5.5. С колесным движителем;
5.6. Парусные;
5.7. Гребные.
6. По характеру движения:
6.1. Водоизмещающие;
6.2. Глиссирующие;
6.3. На подводных крыльях;
6.4. На воздушной подушке;
6.5. Экранопланы.
7. По материалу корпуса:
7.1. Стальные;
7.2. Из легких сплавов;
7.3. Железобетонные;
7.4. Композитные;
|
|
7.5. Пластмассовые;
7.6. Деревянные.
8. По архитектурно-конструктивному типу:
8.1. Гладкопалубные;
8.2. Трехостовные – тримараны;
8.3. Двухосровные – катамараны;
8.4. Одноостовные;
8.5. С удлиненным баком;
8.6. Одно-, двух-…. десяти-палубные;
8.7. По расположению МО;
8.8. Открытого типа;
8.9. Закрытого типа.
8.10. По форме носа
8.11. По форме кормы
8.12. Величина надводного борта
Одним из основных признаков классификации является назначение судна.
1. Транспортные суда предназначены для транспортировки грузов и пассажиров.
1.1.1.1. Универсальные суда — отличительная особенность — наличие как минимум двух палуб, необходимых для того, чтобы размещать генеральные грузы, включая контейнеры.
1.1.1.1.1. твиндечные – при наличии образованных второй палубой грузовых помещений, которые называются твиндеками (twindeck).
1.1.1.1.2. шелтердечные - если вторая палуба, шелтердечная, располагается выше главной, то грузовые помещения выше главной палубы называются шелтердеками (shelterdeck).
1.1.1.2. Балкеры – большегрузные суда для перевозки навалочных, насыпных грузов крупными партиями.
Балкеры — относительно однотипные по конструкции однопалубные суда с большим люковым раскрытием. Имеют наибольшее распространение среди транспортных судов Их основные грузы — это уголь, зерно, удобрения, металлолом, бокситы, сахар навалом и т.п.
Как и танкеры и по тем же причинам, балкеры делятся на несколько групп:
Размерные группы
Общеупотребительное название: | Дедвейт, т |
Capesize Panamax Handymax Handysize | 80000-150000 50000-80000 35000-50000 10000-35000 |
Балкеры типа «Панамакс» относятся к числу наиболее популярных. Эти большегрузные суда осуществляют подавляющую часть морских перевозок массовых сухих грузов.
|
|
Габариты балкеров типа «Кейпсайз» не позволяют им проходить Панамским каналом при перевозках зерна и угля из США в тихоокеанский регион, они огибают Южную Америку, проходя мыс Горн (Cape Horn), откуда и получили свое название.
Балкеры так называемого ходового размера (Handysize, Handymax) не являются самыми популярными. Их названия имеют исторические корни: они были популярны, когда еще не было «Панамаксов».
1.1.1.3. Рефрижераторы (reefer) – плавучие многопалубные холодильники, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов. Грузовые помещения рефрижераторов имеют необходимую теплоизоляцию, приспособлены для перевозки пищевых продуктов — вплоть до отделки лаком рыбинсов, прокладок, решеток. Судно имеет холодильную установку, способную поддерживать необходимый температурный режим при перевозке. Температурный режим зависит от рода груза — от глубокой заморозки при перевозке мяса и птицы, до плюсовых температур разного уровня при перевозке бананов и других фруктов. Поэтому среди рефрижераторов существует определенная специализация.
В первую очередь выделяются так называемые:
1.1.1.3.1. банановозы для транспорта бананов и других тропических фруктов
1.1.1.3.2. суда-морозильники для перевозок продуктов в состоянии глубокой заморозки до -25° С.
Характерная черта рефрижераторов — высокая скорость хода: порядка 20 узлов. Скоропортящиеся грузы имеют большую укладочную кубатуру. Поэтому основная грузовая характеристика рефрижератора — не дедвейт, а грузовместимость — кубатура грузовых помещений.
Рефрижераторные грузы по современной технологии обычно перевозятся на специальных грузовых площадках — палетах. Поэтому обычное требование к современному рефрижератору - приспособленность к перевозке пакетированного груза на паллетах (pallet-friendly).
Контейнеровозы
В связи с бурной контейнеризацией морских перевозок получил развитие и относительно новый тип судна — контейнеровоз. Грузовая характеристика контейнеровозов определяется не его дедвейтом, а максимальным количеством принимаемых на борт контейнеров. Контейнеровозы—суда различного тоннажа, но в последнее время все большую популярность приобретают крупные суда на 2000-3000 тонн стандартных двадцатифутовых контейнеров и более.
Основной тип контейнеровоза имеет ячеистое устройство грузовых помещений, помещение полностью разделено на ячейки одинакового размера, в которых размещаются стандартные контейнеры. Кроме ячеистых контейнеровозов, имеются контейнеровозы полуячеистого типа, где часть грузовых помещений не занята ячеями и предназначена для свободной загрузки.
Развитие перевозок унифицированных грузов вызвало к жизни и другие виды судов контейнеровозного типа
1.1.1.5. ролкеры – грузовые суда с горизонтальным методом грузовых операций - перевозящие седельные тягачи с прицепами-контейнерами, способные заезжать непосредственно в трюм с причала по откидывающейся аппарели.
При горизонтальной погрузке на специализированные суда колесной техники своим ходом и методом буксировки тягачами, с помощью погрузчиков одновременно может работать большое количество единиц маломощной техники. Это позволяет создать непрерывный поток грузов на судно или с судна, что обеспечивает высокие темпы грузовых работ и значительное сокращение стоянки под грузовыми операциями. В настоящее время широко используются погрузчики длязагрузки контейнерами 20' и 40', а также другими штучными грузами. В ряде случаев грузы доставляются грузовым автотранспортом и выгружаются на месте погрузчиками.
Учитывая высокие темпы грузовых работ, становится целесообразным увеличение скорости судов до 18-25 узлов. Все это позволяет увеличить скорость доставки грузов и увеличить оборачиваемость судов. Такие суда не требуют причалов, оборудованных дорогой перегрузочной техникой (краны, перегрузочные мосты и терминалы). Кроме того, грузовые операции могут выполняться при постановке кормой, что резко уменьшает необходимую длину причала. Ролкеры, суда с избыточным надводным бортом, имеют от 2 до 5 палуб (автомобилевозы - до 14). Для свободного перемещения техники вдоль палубы ролкеры обычно не имеют поперечных переборок выше нижней палубы, а для повышения безопасности некоторые суда имеют второй борт. Для погрузки накатом служат аппарели (кормовая, бортовая и редко-носовая - рис.2.15), пандусы (наклонные участки палуб для переезда между палубами), лифты и подъемники. Для лучшего использования кубатуры грузовых помещений при перевозке автомашин часто устанавливаются подъемные платформы (кардеки). Машинное отделение обычно находится в корме. Для уменьшения объема машинного отделения используются среднеоборотные дизели, газовые турбины. Так как на ролкерах перевозятся грузы с высоким удельным погрузочным объемом, то эти суда характеризуются кубатурой грузовых помещений.
|
|
1.1.1.7. лихтеровозы, перевозящие лихтеры-контейнеры, относятся к судам для перевозки унифицированных грузов