Динамика платности образования в государственных вузах РФ

Показатель

Год

1996 1997 1998 1999 2000 2001

1. Численность студентов в государственных вузах (тыс. чел.)

Всего 2802,4 3046,5 3347,2 3728,1 4270,8 4797,4

1.1. За счет средств бюджетов

Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет 2680,5 91,1   13,0 2910,4 105,6   8,6 2580,9 24,3   13,3 2662,8 37,8   6,2 2754,6 36,8   10,6 2783,0 49,9   9,9

1.2. С полным возмещением затрат

Всего (% к общей численности) 326,1 11,6 474,4 15,6 728,7 21,8 1021,3 27,4 1468,8 34,4 1954,6 40,7

2. Прием студентов в государственные вузы (тыс. чел.)

Всего 674,3 748,3 831,8 946,4 1140,3 1263,4

2.1. За счет средств бюджета

Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет 642,9 21,3   3,7 711,8 26,7   2,3 533,7 63,5   4,2 554,3 8,1   1,9 572,2 11,5   3,1 569,5 15,8   2,5

2.2 С полным возмещением затрат

Всего (% к общей численности) 123,8 18,4 183,0 24,5 287,5 34,6 382,1 40,4 553,5 48,5 675,6 53,5

3. Выпуск специалистов, обучавшихся в государственных вузах (тыс. чел.)

Всего 415,1 436,2 470,6 514,6 578,9 647,8

3.1. За счет средств бюджетов

Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет 396,5 14,5   2,1 416,7 15,7   1,5 403,2 4,1   1,3 420,9 4,2 1,0   445,1 5,3   1,4 465,4 7,0   1,4

3.2. С полным возмещением затрат

Всего (% к общей численности) 32,6 7,9 36,9 8,5 61,9 13,2 88,5 17,2 127,1 22,0 174,0 26,9

 

Таким образом, система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.

Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.

Во-вторых, контрольные цифры приема студентов на первый курс государственных вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов.

В-третьих, дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200) [5]. Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации

В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.

В пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.

В-шестых, реформирование внутренней структуры вузов характеризуется:

- появлением новых дипломов (по различным квалификациям);

- преподаванием новых дисциплин и создание новых факультетов;

- информатизацией, все более и более используемой для дистанционного обучения через Интернет;

- международным сотрудничеством.

- учреждения высшего образования получили широкие возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг;

- сложилась общественно-государственная система разработки и оценки содержания образовательных программ и учебной литературы.

 

Общая характеристика перспектив системы образования России.

 

Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

«Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века» [6].

Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: