Государственное предпринимательство как особая форма экономической активности

В научной экономической литературе пока еще не создана общепринятая теория предпринимательства, включая государственное предпринимательство. Поэтому в экономической литературе встречаются различные определения государственного предпринимательства. В качестве примера можно привести определения государственного предпринимательства, имеющиеся в российских источниках:1

А.В.Бусыгин показывает, что государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в
соответствии  с  действующим  законодательством)  управлять
государственным имуществом (государственным предприятием);

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие)2.
М.В.Климова определяет государственное предпринимательство как

один из трех видов вмешательства государства в производство. Государственная монополия коммерческого характера служит в основном фискальным целям и устанавливается на продажу таких видов продукции как взрывчатые вещества, спички, соль, спирт и т.д.

Прямые государственные субсидии и займы частному сектору, как и государственное предпринимательство, применяются в тех случаях, когда рьшочные силы сами не в состоянии обеспечить достижение целей развития

1 И.В. Дойников. Государственное предпринимательство. - М., 2000 г. - с. 14.

2 А.В.Бусыгин. Предпринимательство. - М., 1997 г. - с.52-53.

10

отдельным предприятием, отраслью, районом или народным хозяйством в целом.3 В этой связи важна направленность государственного вмешательства на решение насущных социально-экономических проблем общества.

Американский ученый, профессор Р.Хизрич, определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

Другой автор, А.В.Пикулькин обращает внимание в определении государственной предпринимательской деятельности на то, что это инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли. Данная деятельность осуществляется непосредственно собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта)4.

Однако есть основное отличие государственного предпринимательства от частного, на которое указывает ряд авторов5. Оно состоит в том, что первое не направлено исключительно на получение прибыли, что государство ставит перед своими предприятиями помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели (как уже отмечалось). Эту двойственность подчеркивают многие зарубежные исследователи, отмечая, что предприятия должны, во-первых, получать прибыль, а во-вторых, служить инструментом правительства для осуществления национальной политики.

3 М.В.Климова. Реферат книги А.Бишзе «Государственный сектор и приватизация». - М., 1989 г.

4 А.В.Пикулькин. Система государственного управления. - М., 1997 г. - с.342.

5 В.Савченко, А.Шулус. Феномен государственного предпринимательства // Российский экономический
журнал, 1997 г., №1. - с.67.

11





Исходя из этого, наблюдается, что в своем большинстве государственное предпринимательство вообще сосредоточено там, где производственная деятельность является малорентабельной, либо совсем нерентабельной. Это объясняется тем, что без этого невозможно гарантированное удовлетворение ряда общественных потребностей. Государственный сектор по определению призван заместить частный капитал в сфере низкой рентабельности или убыточности с момента своего образования.

В экономике промышленно развитых стран, производство общественных услуг, как правило, не может быть конкурентоспособным с точки зрения межотраслевой конкуренции по рентабельности капитала, так как многие общественные блага нужны обществу не потому, что они дешевы, а потому что просто необходимы для существования, какая бы ни была их стоимость.

Вместе с тем, автор считает необходимым подчеркнуть, что во многих случаях в развивающихся странах, в которых промышленность развита слабо, рентабельность предприятий государственного сектора может быть выше, чем ^целого ряда предприятий частного сектора экономики. Это объясняется тем, что государственные предприятия являются крупным современным производством, в отличие от мелкого производства, часто имеющего вообще кустарный характер.

Следует отметить, что часто государственное предпринимательство ведет к созданию условий для повышения рентабельности частного сектора через снабжение энергией, ирригацию, дорожное строительство и т.д. Поэтому существуют специфические критерии определения макроэкономической, народнохозяйственной эффективности госсектора, такие как:

обеспеченность общественными благами национальных потребностей;

12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: