Дифференциация детей в детском коллективе

 

На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7лет) повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснования выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личностных характеристик).

Стремительно увеличивается структурированность детского коллектива (одни дети становятся всё более предпочитаемыми большинством детей, другие находятся в положении отверженных).

К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2 – 3 ребёнка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами.  Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности.

Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к группе детского сада. Эта группа не имеет чётких целей и задач, у неё нет какой-либо определённой, общей объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой привлекательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе не популярные – их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полосами».

Положение ребёнка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. Например, каждого ребёнка спрашивают, кого бы он хотел пригласить на день рождения, или с кем бы хотел дружить, или жить в общем, красивом доме. Членов группы, получивших наибольшее число положительных выборов в данной группе, можно считать популярными. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребёнка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребёнка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие наоборот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребёнку завоевать расположение сверстников. Этот приём неоднократно использовался в психологических исследованиях.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависит от их способности придумать и организовать совместную игру.

В исследовании Т.А. Репиной позиция и положение ребёнка в группе исследовались в связи с успешностью ребёнка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребёнка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребёнка в общении и на положение ребёнка в группе сверстников.

Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько её объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребёнка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В.С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность в общении, непризнание, напротив, понижает её: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Всё это сказывается на положении ребёнка в группе. Феномен детской популярности связан не только с успехами ребёнка в деятельности, но и с потребностью детей в общении и главное – с их способностью удовлетворять потребности других. М.И. Лисина высказала предположение о том, что в основе формирования межличностных привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей партнёров. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности ребёнка, то расположение к партнёру ослабляется, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведёт к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

Данная гипотеза была подтверждена в нескольких работах (Р.А. Смирновой, Р.К. Терещук), результаты которых показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнёру. Описывая обобщённый портрет популярного ребёнка, авторы выделяют такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Исследование О.О. Папир показывает, что популярные дети сами имеют обострённую, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в её работе речь идёт не о популярности, а о лидерских качествах отдельных детей, которые она определяет через степень социальной воздейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнёра, общительностью.

Итак, анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут стоять разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и признании сверстников, признании взрослого, способность удовлетворить коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению. Очевидно, что столь широкий (хотя далеко не полный перечень) этих качеств не позволяет выделить главного условия детской популярности и понять её психологическую основу.

Для выяснения этого вопроса было предпринято специальное экспериментальное исследование (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина). В этом исследовании сравнивались различные психологические особенности популярных и непопулярных (отвергаемых) дошкольников: уровень их умственного развития, активность в общении, стремлении занять лидирующее место в игре, отношение к сверстникам, способность к сопереживанию и пр.

Полученные результаты показали, что далеко не все из этих качеств отличают популярных детей от непопулярных. Так, эти две группы детей практически не различались по уровню развития мышления. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные способности – такие, как уровень развития интеллекта и способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивает популярности ребёнка в группе сверстников. Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Однако, среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы – замкнутых и совершенно пассивных и чрезмерно общительных детей, стремящихся к руководству. Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребёнка отвергаемым. Стремление ребёнка к лидерству и руководству далеко не всегда обеспечивают признание и симпатии сверстников. Все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям. Однако на этом основании нельзя сделать вывод о том, что эти средние показатели (которые были зафиксированы у многих других детей в группах) сами по себе обеспечивают популярность ребёнка в группе сверстников.

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам.

Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.

Во-вторых, они сопереживали другим: успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив, радовали их. А промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно (радовались неудачам и обижались при похвале другого).

В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно помогали им. Непопулярные не делали этого никогда.

И, наконец, популярные дети, даже в позиции «обиженного», предпочитали разрешить конфликты мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежат не развитие интеллекта и даже не организаторские способности, а, прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим детям.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят с другими. Всё это, безусловно, присутствует в детской жизни. Однако у популярных детей, в отличие от непопулярных, утверждение и признание своего Я не закрывает сверстника и не является специальной и единственной жизненной задачей. Именно это, как ни странно, и обеспечивает признание других и утверждение ребёнка в группе сверстников.

Следует отметить, что структура детского коллектива, то есть количество предпочитаемых и отвергаемых детей и их личностные характеристики, во многом зависит от конкретной группы и от стратегии воспитателя. Бывают группы, в которых явно выделяются 2-3 предпочитаемых всеми ребёнка, и значительное число отвергаемых. В то же время в некоторых детских группах такая жёсткая дифференциация отсутствует: отвергаемых детей практически нет, а число предпочтений детей распределяется примерно поровну среди всех членов группы. По-видимому, такая атмосфера в детской группе, когда нет изолированных и отвергаемых и когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, более благоприятна для развития личности ребёнка.

 

Приложение 8

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей детей старшей группы № 3

  Ситуации, «Уроки вежливости» Игры-упражнения Труд взрослых Общение (беседы) Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры, занятия Чтение художественной литературы
сентябрь «За что я сегодня похвалил бы себя?» «Баюшки-баю»; «Что кому?»   «Нас лечит врач и медсестра»; «Повар варит нам обед» «Как бы ты поступил?»; «Как вести себя на улице» «Детский сад»; «Больница» «Распутай путаницу»; «Магазин овощей, фруктов»; «Ласковое имя»; «Опиши друга»   М. Пляцковский «Разноцветные зверята»   Г. Остер «Вредные советы»
октябрь «Будь всегда приветлив»; «Если ты находишься в транспорте» «Не забывай о друге»; «Доброе слово лечит, а худое калечит» «Стоматолог»; «Воспитатель» Наши хорошие поступки; «Мои товарищи» «Больница (стоматология) «День рождения»; «Телефон»; «Моё настроение»; «Волшебный стул»; «Давайте поздороваемся» А. Кондратьева «Перебивалка» (Азбука общения с.348) В. Осеева «Три товарища»
ноябрь «Как вести себя во время разговора»; «Нужно ли дружить» «Знакомство»; «Умей извиняться»; «Словарь вежливых слов» «Музыкальный руководитель»;   «Водитель» «Что такое дружба?»; (Азбука общения) «Дурные привычки» «Автобус» (Азбука общения) «Детский сад» «Опиши друга»; «Цвета эмоций»; «Клеевой дождик»; «Сороконожка»; «Найди пару» Н.Фомина «Подруги» (Азбука общения с.253) Л.Толстой «Два товарища» (Азбука общения с. 259)
декабрь «Приди на помощь»; «Плачет девочка, как её успокоить?» «Я хочу быть таким»; «Букет цветов для любимой мамы» («Учимся сочувствовать» с.11) «Продавец»; «Кондуктор» «С кем бы ты хотел дружить?» «Конфликт» (Азбука общения) «Магазин»; «Путешествие на юг» «Царевна Несмеяна»; «Тихий разговор»; «Пирамида любви»; «Вежливое слово»; «Интонации» В. Артюхова «Трудный вечер» (Азбука общения с.216); Л. Квитко «Два друга» (Азбука общения с. 259)
январь «Будь внимателен к другим, помоги, чем можешь»; «У Маши родился братик» «Догонялки»; «Мама устала» («Учимся сочувствовать»   с. 12) «Учитель»; «Воспитатель» «Что может случиться, если вдруг …»; «Мои мысли о себе» «Школа»; «Детский сад» «Иностранец»; «Гномики»; «Меняемся пуговицами»; «Клубочек»; «Дождь в лесу» Ф.Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад» (Азбука общения с. 259); В.Викторов «Дружат дети всей земли»
февраль «День рождения друга» с.38; «Оля девочка добрая, но стеснительная» «Пожелания другу» («Учимся сочувствовать» с. 38); «Подарки друг другу» «Парикмахерская»; «Почтальон» «Что я умею»; «Как нужно вести себя в гостях» «Салон красоты»; «Почта» «Волшебное перо»; «Печём пирог»; «Клубочек»; «Лабиринт»; «Передай улыбку другу»; «Подари движение другу» С.Михалков «Хорошие товарищи» («Учимся сочувствовать» с. 36); В. Сухомлинский «Как на свете жить?» («Учимся сочувствовать» с. 35)
март «Кристина потеряла на прогулке свою заколку» («Учимся сочувствовать» с. 26); «Женя увидела грустного мальчика на костылях» «Рисуем эмоции пальцами» («Учимся сочувствовать» с. 18); «Угадай настроение» («Учимся сочувствовать» с. 13) «Строительные профессии: маляр, штукатур» «Как нужно вести себя в транспорте» «Мы – строители» «Представься с помощью куклы»; «Передай улыбку по кругу»; «Капитан»; «Кто тебя позвал, узнай»; «Повтори за мной» Э. Шим «Брат и младшая сестра» («Учимся сочувствовать» с. 16); Т.И. Попова «Притча о дружбе» («Учимся сочувствовать» с. 18)
апрель «У Кати старенькая бабушка, она плохо видит» («Учимся сочувствовать» с. 22); «Лиза пролила за завтраком компот на платье» «Бабушка Маланья» («Учимся сочувствовать» с. 23); «Сотворение чуда» («Учимся сочувствовать» с. 34) «Космонавт»; «Лётчик» «Как нужно вести себя в детском саду» «Космонавт»; «Лётчик» «Лабиринт»; «Переходы»; «Волшебный стул»; «Катаем мяч»; «Шапка-невидимка»; «Море волнуется» С. Капутикян «Моя бабушка» («Учимся сочувствовать» с. 21); Л.Н. Толстой «Старый дед и камень» («Учимся сочувствовать» с. 18)
  «Если друг заболел» с. 28; «У Саши плохое настроение» «Пишу письмо другу» («Учимся сочувствовать» с. 29); «Волшебный стул» («Учимся сочувствовать» с. 30) «Артисты» «Модельер» «Как нужно вести себя на приёме у врача» «Театр» «Ателье» «Горячая картошка»; «Слушаем сердце»; «Гвалт»; «Ива на ветру»; «Да» и «Нет» не говори» Э.Успенский «Пишу тебе письмо» («Учимся сочувствовать» с. 29); А. Митт «Шар в окне» («Учимся сочувствовать»   с. 31)

 

Приложение 9

Социометрия

Цель. Выявление межличностных отношений в группе.

Вопросы. 1. С кем бы ты хотел играть?

2. Кого из группы ты бы пригласил к себе на день рождения?

3. С кем бы ты хотел пойти гулять?

4. С кем бы ты хотел сидеть на занятии за столом?

5. Кому бы ты доверил свою тайну?

6. Кто больше всех тебе нравиться в группе?

Методические указания. Детям предлагается назвать педагогу имена трёх детей из группы.

Количество выборов – 3.

Следует соблюдать последовательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: