Методические рекомендации
по выполнению задания:
Учебно-методическое пособие
М.: изд-во «Экзамен», 2008.
Серия «ЕГЭ. 100 баллов»
(стр. 38)
Формулировка и комментарий основной
Проблемы текста
Любой анализ текста, после его внимательного прочтения, следует начинать с определения темы и проблемы, их чёткой и лаконичной формулировки.
Чаще всего учащиеся путают понятия «тема» и «проблема», заменяя формулировку проблемы формулировкой темы, либо вообще просто пересказывают текст. Очевидно, что причина появления таких ошибок кроется в непонимании ими того, что такое проблема текста. Необходимо сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т.к. неверно сформулированная проблема (следовательно, потерянные баллы по критерию 1) приведёт к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).
Опыт прошедших экзаменов показывает, что очень часто комментарий заменяется пересказом фрагментов текста либо пространным цитированием, а иногда он вообще отсутствует.
Примерный схематический вариант
анализа исходного текста
|
|
|
Ниже перечислены некоторые проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам на ЕГЭ по русскому языку
Проблемы семьи:
· проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
· проблема роли детства в жизни человека (Почему детство- важнейший этап жизни человека?);
· проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью, свою Родину?);
· проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);
· проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
· проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.
Проблемы экологии:
· проблема сохранения и развития русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
· проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);
· проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); и др.
Человек и общество:
· проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);
· проблема отчуждённости мира богатых и сильных от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
· проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);
· проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);
· проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
· ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей. (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);
· проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?);
· проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);
· проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?);