Сформулировать проблему исходного текста можно

в виде вопроса

в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.

Например:

 

        (1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

        (5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

      (9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

(По А. Солженицыну)

 

В тексте исследуется проблема (чего?) ДОБРОВОЛЬНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО САМООГРАНИЧЕНИЯ Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?Над этой проблемой размышляет А. Солженицын или Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение?

 

       Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:

 

Публицистический стиль Художественный стиль
Проблема выражается ◊ тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста ◊ в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) Проблема Выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

 

Как прокомментировать основную проблему?

План 1

¤ К какой категории относится избранная автором проблема?

¤ Интересна ли она читателю и почему?

¤ Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)?

¤ Что делает её злободневной?

¤ Типична она или нет?

¤ Каково её место среди актуальных проблем времени?

¤ Традиционна эта проблема или нова?

¤ Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

¤ Если нова, то что стало причиной её появления?

¤ Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)?

¤ О чём заставляет задуматься эта проблема?

¤ К каким выводам приходит читатель?

 

План 2

Почему автор предпочёл именно эту проблему?

Актуальна ли она?

Можно ли говорить о типичности этой проблемы?

Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?

Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?

Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?

К каким выводам автор приходит?

 

Необходимо помнить!

Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, т. е. рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного! Надо опираться на текст. Высказал свою точку зрения – подтверди цитатой из текста (необъёмной)

 

 

Чтобы указать категорию проблемы можно использовать следующие определения:

 

Ä социальная

Ä философская

Ä общественно-политическая

Ä психологическая

Ä идеологическая

Ä нравственная

Ä морально-этическая

Ä международная

Ä межнациональная

Ä эстетическая

Ä культурная

Ä научная и др.

 

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

Ö общественно значимая

Ö злободневная

Ö животрепещущая

Ö актуальная

Ö жизненная

Ö насущная

Ö острая

Ö важная

Ö серьёзная

Ö спорная

Ö неотложная

Ö основная

Ö глубокая

Ö назревшая

Ö неразрешимая

Ö наболевшая

Ö мучительная

Ö жгучая

Ö тяжёлая

Ö первоочередная

Ö принципиальная

Ö главная

Ö сложная и т.д.

Как изложить комментарий проблемы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: