◊ в виде вопроса
◊ в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.
Например:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.
|
|
(По А. Солженицыну)
В тексте исследуется проблема (чего?) ДОБРОВОЛЬНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО САМООГРАНИЧЕНИЯ | Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?Над этой проблемой размышляет А. Солженицын или Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение? |
Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Проблема выражается ◊ тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста ◊ в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) | Проблема Выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д. |
Как прокомментировать основную проблему?
План 1
¤ К какой категории относится избранная автором проблема?
¤ Интересна ли она читателю и почему?
¤ Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)?
|
|
¤ Что делает её злободневной?
¤ Типична она или нет?
¤ Каково её место среди актуальных проблем времени?
¤ Традиционна эта проблема или нова?
¤ Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
¤ Если нова, то что стало причиной её появления?
¤ Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)?
¤ О чём заставляет задуматься эта проблема?
¤ К каким выводам приходит читатель?
План 2
Почему автор предпочёл именно эту проблему?
Актуальна ли она?
Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?
Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?
К каким выводам автор приходит?
Необходимо помнить!
Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, т. е. рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного! Надо опираться на текст. Высказал свою точку зрения – подтверди цитатой из текста (необъёмной)
Чтобы указать категорию проблемы можно использовать следующие определения:
Ä социальная
Ä философская
Ä общественно-политическая
Ä психологическая
Ä идеологическая
Ä нравственная
Ä морально-этическая
Ä международная
Ä межнациональная
Ä эстетическая
Ä культурная
Ä научная и др.
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
Ö общественно значимая
Ö злободневная
Ö животрепещущая
Ö актуальная
Ö жизненная
Ö насущная
Ö острая
Ö важная
Ö серьёзная
Ö спорная
Ö неотложная
Ö основная
Ö глубокая
Ö назревшая
Ö неразрешимая
Ö наболевшая
Ö мучительная
Ö жгучая
Ö тяжёлая
Ö первоочередная
Ö принципиальная
Ö главная
Ö сложная и т.д.
Как изложить комментарий проблемы?