Бенчмаркинг как метод управления качеством продукции

Управление качеством продукции предполагает установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня ее качества. Под качеством товара следует понимать степень удовлетворения потребностей потребителей в процессе его использования. Следовательно, бенчмаркинг как метод управления качеством продукции должен быть направлен на обеспечение необходимого уровня качества продукции, который удовлетворял бы потребности.

Бенчмаркинг — продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции, впервые появившихся в Японии. Японцы научились идеально копировать чужие достижения. Они тщательно исследовали европейские и американские товары и услуги, что бы выявить их сильные и слабые стороны, а затем выпускали нечто подобное по меньшей цене.

На западе бенчмаркинг как метод управления качеством продукции впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 году в целях преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофически быстро уменьшающейся долей рынка корпорации. У корпорации не было выбора. Конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение проблемы было найдено немедленно: для определения причин создавшейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов и выявили следующее:

· ее производственные затраты на единицу продукции эквивалентны цене продаж японцев в США;

· коэффициент отказа ее продукции, сходящей со сборочной линии, в 10 раз выше, чем у лучших компаний;

· общее время производства - в 2 раза больше, чем у лидеров;

· число брака на 100 единиц оборудования в 7 раз выше, чем у лучших компаний.

 Эти результаты помогли Xerox понять объем преобразований, которые ей потребуется осуществить с целью повышения качества своей продукции. На этой основе корпорация разработала уникальное рыночное предложение.

Бенчмаркинг способствует более полному удовлетворению потребительских требований[37]. Потребитель всегда желает получить самые лучшие товары по самым низким ценам. Это требование выступает в качестве ориентиров для бенчмаркинга эффективности работы предприятия и цен на продукцию.

В основе бенчмаркинга как метода управления качеством продукции лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, по сопоставимым параметрам с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения качества и конкурентоспособности последнего.

Например, сравнивая два телефонных аппарата, можно выделить следующие типовые параметры: кнопочный против дискового набора; автоматический дозвон; память телефонных номеров; проводной против беспроводного телефона; стиль; цвет; цена. Компании могут выделять наборы параметров по продуктам, предлагаемым конкурентами и определять свои преимущества или недостатки в вопросе обеспечения соответствующего потребностям качества продукции.

Однако сравнение параметров не так просто. Во-первых, многие технологически сложные продукты обладают сотнями несравнимых между собой параметров. Во-вторых, бывает не ясно, действительно ли исключительная черта продукции трансформируется в конкурентное преимущество.

Бенчмаркинг как метод управления качеством продукции реализуется в 3 этапа:

· определение наиболее важных параметров продуктов для потребителя. В некоторых случая то, что важно для одной группы клиентов, безразлично для других. В этих случаях необходимо определить параметры продуктов для каждого сегмента клиентов;

· провести сравнение соответствующих параметров продуктов конкурентов;

· определить основные сильные и слабые стороны продукта, учитывая приоритеты и предпочтения клиентов.

При бенчмаркинге как методе управления качеством продукции основным является понимание не только того, каких уровней качества необходимо достигнуть, но и то, с помощью каких методов достигается необходимое качество продукции. Ниже приведены несколько точек сравнения, используемых при бенчмаркинге качества:

· производственная убыль (процент изделий, признанных негодными или ниже стандартов после изготовления);

· уровни переделки (процент изделий, переделанных после их производства);

· расходы на гарантию (затраты на ремонт по гарантии);

· среднее время до отказа продукта (надежность);

· среднее время ремонта;

· методы управления качеством (участие рабочих, система контроля и инновационные производственные процессы).

Судя по тому, что бенчмаркинг в области управления качеством в настоящее время применяется достаточно активно, можно сказать, что как метод управления качеством продукции бенчмаркинг реализовал себя и получил признание.

Например, Hewlett-Packard с помощью бенчмаркинга стремилась определить направление своих дальнейших усилий в области повышения качества продукции на ближайшие 25 лет. Применяя бенчмаркинг как метод управления качеством продукции, корпорация Hewlett-Packard пришла к двум очень важным выводам.

1. Качество изделий должно отслеживаться уже на стадии проектирования.

2. Необходимо создать производственные процессы, которые в условиях массового производства обеспечивают качество продукции, нацеленное на удовлетворение потребностей постоянно расширяющегося рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: