Принципы построения налоговой системы

Построить налоговую систему – значит обосновать ее принципиальную конструкцию (состав налоговых обязательств, условия их выполнения и алгоритмы исчисления), устано­вить комплекс экономических предпочтений, а также полноту права и ответственности уча­стников налоговых действий. Такая концепции служит законодательной инициативой при проведении очередных фрагментарных или кардинальных преобразований основ и принци­пов действующей налоговой системы [15, C.126].

Для выработки эффективной налоговой политики необходимо сформулировать ее принципы как основные, исходные положения, которыми необходимо руководствоваться субъектам данной политики.

Превращение налогов в главный источник государственных доходов поставило задачу исследования принципов обложения еще несколько веков назад. Ученые многих стран вне­сли вклад в выработку данных принципов, но особенно следует выделить А. Смита и А. Ваг­нера. Принципы налогообложения, выработанные ими, положены в основу и современной налоговой системы.

Рассмотрим принципы налогообложения в порядке их эволюции вплоть до ХХ в.

1. Равномерность и справедливость в распределении налогов. Этот принцип сформулирован в 17 веке английским философом и экономистом Т. Гоббсом (1642 г.), а затем в 18 веке под­держан французскими учеными школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо), ста­вившими проблему о справедливости обложения, о размерах участия каждого в расходах го­сударства. Физиократы протестовали против произвольности налогов, их многочисленности, тормозящей экономическое развитие.

На необходимость равномерности, а, следовательно, справедливости, по отношению к налогоплательщикам указывал А. Смит. Его первый и главный принцип гласил, что поддан­ные всякого государства должны участвовать в поддержке государства соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства.

Профессор Берлинского университета А.Вагнер (конец XIX – начало ХХ в.) выделил принципы справедливости, всеобщности обложения и равномерности в отдельную группу этических принципов.

2. Достаточность и эластичность (подвижность) обложения. А. Вагнер поставил принципы подвижности (эластичности) и достаточности обложения на первое место, объединив их в группу финансовых. Налогообложение должно адаптироваться к государственным нуждам, кроме неэластичных налогов необходимо использовать такие налоги, которые при увеличе­нии государственных потребностей можно увеличить.

3. Надлежавший выбор источников обложения. Между учеными-экономистами на протяже­нии столетий шла дискуссия по данному вопросу. Если А. Смит считал, что объектом обло­жения должен быть только доход, то А. Вагнер относил к источникам обложения и капитал, в частности полученный по наследству.

Отметим, что к началу ХХ в. налоги на капитал (собственность) заняли лидирующее место в доходах бюджетов ведущих стран, и только во второй половине ХХ в. акцент сме­стился в сторону подоходного налога.

4. Правильная комбинация различных налогов в систему. Данный принцип тесно связан с классификацией налогов, различными их видами и формами. Например, принцип дифферен­циации государственных и местных налогов впервые сформулирован А. Смитом в «Исследо­вании о природе и причинах богатства народов» (1776г.), который полагал, что местные рас­ходы, например, содержание городской и сельской полиции, должны оплачиваться мест­ными доходами.

5. Ясность обложения. Иначе данный принцип можно обозначить как эффективную технику взимания или организации обложения. А. Смит отнес в эту группу три из четырех сформу­лированных им принципов:

1) Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произво­лен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

2) Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для пла­тельщика;

3) Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения воз­можно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Коротко идеи А. Смита можно сформулировать как определенность, удобство платежа, дешевизну налогового администрирования.

А. Вагнер также выделил отдельную группу административно-технических правил, в которую включил следующие принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек взимания [6, C.69].

Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана госу­дарственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения [4, C.27].

В нашей стране принципы налогообложения сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (первой части) [7, C.212].

Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «об основах налоговой системы в РФ» от 27 де­кабря 1991 г. №2118-1, устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей [13, C.103].

Основные начала законодательства о налогах и сборах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодатель­ство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложе­ния. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых национальных, религиозных и иных подобных критериев (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произволь­ными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих кон­ституционных прав;

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое про­странство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие сво­бодное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещен­ной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (в ред. Федераль­ного закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками на­логов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином по­рядке, чем это определено настоящим Кодексом;

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о нало­гах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) [1, C.25].

 Из Конституции РФ вытекает более сложная и многофункциональная структура прин­ципиальных основ налогообложения и сборов в РФ, которая выстраивается в следующем по­рядке:

1) Принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении об­щих принципов налогообложения и сборов в РФ (п. «и» ст.72 Конституции РФ);

2) Принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей террито­рии РФ (ст. 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п. «н.» ст.72 к совместному ве­дению Федерации и ее субъектов Конституция России относится установление общих прин­ципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потреб­ностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущест­венных норма между государством и налогоплательщиками вытекает из смысла ст. 75 Кон­ституции, согласно которой должны быть установлены федеральным законом правовые ос­новы об общих принципах налогообложения и сборов в РФ и кодифицированы нормы, регу­лирующие возникновение и функционирование системы налогов РФ и налоговых отношений в целом;

3) Принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодатель­ства (ч. 1,2,4 ст.5 Конституции утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);

4) Принцип конституционности актов налогового законодательства (ст.4 и 125 Конституции регламентируют, что акты (в том числе и налоговые) или их отдельные положения, признан­ные неконституционными, утрачивают силу);

5) Принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента внешнеторго­вой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции подтверждает действие на территории России общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирова­ния торгового оборота и движения капитала);

6) Принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (ст.114 Конститу­ции возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее субъектов в интересах, как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов);

7) Принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоря­жении своими бюджетными средствами (ст. 132 Конституции устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственно­стью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные на­логи и сборы, решать иные вопросы);

8) Принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст. 19 Конституции);

9) Принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков (ст. 57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неот­вратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;

10)  Принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных дейст­вий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную, государст­венную, муниципальную и иные формы собственности);

11)  Принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бре­мени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ, но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» закрепляет однократность на­логообложения);

12)  Принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст.29 Конститу­ции гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

13)  Принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7 Конституции провоз­глашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

14)  Принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интере­сов участников налоговых отношений в суде (ст.123 Конституции подчеркивает глас­ность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сто­рон) [2].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: