В условиях рыночной экономики налоги служат одним из главных инструментов проведения в жизнь социально-экономической политики государства, важным связующим звеном между ним и населением. Именно поэтому характер налоговых отношений, распределение налогового бремени, его тяжесть, раздел источников налоговых поступлений между центром и регионами, уровень налоговой дисциплины, мера коррумпированности налоговых органов во многом являются отражением нравственного состояния общества, тех ценностных приоритетов, которыми государство руководствуется в своей деятельности. Современное нравственно здоровое общество заинтересовано в повышении благосостояния своих членов на основе возможно более полной реализации их созидательного потенциала; в достижении общественного согласия, важнейшим условием которого служит соблюдение принципов социальной справедливости; в обеспечении безопасности от внутренних и внешних угроз. Необходимой предпосылкой успешного решения всех этих задач является эффективно функционирующая налоговая система. Говоря иначе, налоговая нагрузка не должна быть слишком обременительной, а налоговые поступления в бюджет достаточны для выполнения государством его социальных функций, поддержания общественного порядка и обороноспособности страны, стимулирования развития приоритетных отраслей и производств.
|
|
За последние годы в налоговое законодательство неоднократно вносились изменения. Несомненным результатом этих усилий стал рост налоговых сборов. Однако и сегодня налоговая система России остается объектом критики со стороны различных общественных групп и научной общественности. Такая критика представляется обоснованной по нескольким позициям. Во-первых, действующая налоговая система в недостаточной мере выполняет стимулирующую функцию. Аргументами в пользу такого утверждения можно считать недостаточные масштабы инвестиционной активности, сохраняющийся значительный отток капитала за рубеж, высокий удельный вес прибыли, направляемой на непроизводственное потребление, высокую долю теневой экономики. Во-вторых, неудовлетворительно реализуется перераспределительная функция налогов. Даже по официальным данным, дифференциация в уровне доходов остается чрезмерной. На этом фоне сохранение единой ставки налога на доходы физических лиц вызывает недоумение. В-третьих, пока далеко не в полной мере используются все возможные источники налоговых поступлений в бюджет государства, в особенности это касается природной ренты. В-четвертых, налоговое бремя очень неравномерно распределено по факторам производства. Подавляющая доля налоговой нагрузки ложится на труд.
|
|
Таким образом, можно утверждать, что основные функции налоговой системы (фискальная, стимулирующая, перераспределительная) реализуются сегодня далеко не оптимальным образом [3, C.61].
Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссии и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения [14, С.14].
В этих условиях в качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики можно назвать следующие:
· Адекватная развитию рыночной экономики система налогов, их виды, соотношение прямых и косвенных налогов, позволяющих учитывать доходы юридических и физических лиц, а также их имущественное положение;
· Универсализация методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие как от форм собственности, так и от организационно- правовых форм собственности;
· Одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;
· Обеспечение принципа однократности обложения и недопустимости (избегания) двойного налогообложения;
· Научное обоснование доли изъятия и определения ставки налога, которое бы создавало плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и организаций, воспроизводство рабочей силы;
· Дифференциация ставки налога в зависимости от уровня дохода или стоимости имущества, которая в то же время обеспечивала бы нормальное развитие основ рыночного хозяйствования;
· Стабильность ставок налога на длительный период времени, простота их исчисления;
· Установление системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно обеспечивающих принципы социальной справедливости, гарантирование гражданам прожиточного минимума; единство налоговых льгот для всей категорий налогоплательщиков;
· Создание мощной, четко действующей, технически оснащенной налоговой службы;
· Четкое распределение налогов по уровням государственного управления.
Однако действующая в РФ налоговая система еще не отвечает всем перечисленным выше принципам. Главная причина этого – отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики, отсутствие государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, а также налоговые льготы. Действующая налоговая система не отвечает в полной мере ни интересам налогоплательщика (чрезмерная величина налогового бремени, ограниченность прав предпринимателей, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов, неимоверная частота внесения изменений в законы), ни налоговой службы (многочисленные возможности ухода от уплаты налогов, разнообразные льготы приводят к неравенству налогоплательщиков и наносят колоссальный ущерб экономике, рынок заполнили оффшорные предприятия и фирмы-однодневки, права налоговой службы чрезвычайно ограничены, работа налогового инспектора опасна, тяжела и малооплачиваема). Очевидно, что система устарела и нуждается в замене [14. C,15].
|
|
В связи с тем, что все суммы начисленных налогов «произрастают» от налогооблагаемой базы, проблема ее выбора и оценки является исходной в оценке всех нюансов налогового производства. Измерение экономических условий осуществляется посредством показателей статистической и бухгалтерской отчетности. Следовательно, важнейшим объектом налогового контроля являются экономические показатели того информационного среза, который предоставляет первичный бухгалтерский учет. Все проблемы бухгалтерского учета немедленно отражаются на налогообложении и наоборот [15.C.195].
Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского.
Наряду со всем этим спектром проблем в настоящее время российская налоговая система характеризуется также нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования. Это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создаёт серьёзные препятствия в работе отечественных производителей. Следует отметить также и крайне суровую систему финансовых санкций, не делающих различий между налоговыми нарушениями различного характера. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.
|
|
Налоговая система России построена на базе стоимостных показателей. Такая ориентация налогообложения крайне негативно оценивается специалистами, ибо она не позволяет получить устойчивую и реальную налогооблагаемую базу. Подвижность стоимостных показателей, их зависимость от специфики учёта, а также от инфляционных факторов делают налогообложение крайне зависимым от конъюнктуры не только финансовой, но и политической.
В проекте Налогового кодекса практически неизменной остается экономическая платформа, на которой будет основываться налоговое производство. Это те же стоимостные показатели: прибыль и доход. Следовательно, налоговый регламент в отношении прибыли, исчисляемой для целей налогообложения, сохранится, несмотря на то, что понятие «себестоимость продукции» в проекте не упоминается. Сохраняется и проблема информационного обеспечения налоговой практики, её давление на систему первичного бухгалтерского учёта.
Среди наиболее острых вопросов отражения в учёте информации, необходимой для исчисления налогов, можно выделить следующие:
• регламент отнесения затрат на издержки производства и реализации продукции для целей налогообложения;
• отраслевые особенности учетной политики;
• оценка и порядок списания затрат (применяемые методы);
• ведение раздельного учета налогооблагаемых и не облагаемых налогом операций;
• методики ускоренной амортизации и разрешительная политика налоговых администраций;
• формирование показателей «доходы» и «расходы» от внереализационных операций;
• корректировка балансовой прибыли на сумму невостребованных резервов, перерасходованных лимитов по рекламе, командировочных и других нормируемых затрат предприятия;
• нестыковки показателей деятельности финансового рынка и требований, предъявляемых к ним со стороны налогового законодательства;
• корректировки фактической суммы налога на прибыль при ее сравнении с суммой уплаченного авансового платежа на процент банковского кредита;
• переоценка основных средств, нематериальных активов, валюты и других ценностей;
• налоговый регламент, предъявляемый в отношении цены реализации (ниже или выше уровня фактических издержек производства);
• формирование рыночной цены, ее уровень в оценке налоговых администраций;
• расчет прибыли от реализации основных фондов (корректировка их первоначальной стоимости на индекс инфляции) [15, С.197].
Проблемы, перечисленные выше, - лишь основные из числа тех, с которыми постоянно сталкиваются налогоплательщики, обращаясь в своей работе к налоговому законодательству. Вместе с тем именно их решение позволяет судить о налогообложении как о системе, адекватной экономическому базису (показателям финансово-хозяйственного развития страны, её регионов и отдельных собственников). Следует учитывать, что уход от налогов – явление всемирное и эта практика тем шире, чем фискальнее налоговая система [15, C.198].