Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляция оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую инфляцию, пусть даже они приниматься по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, содержащие искаженную инфляцию, усугубляют диспропорцию в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Как образно выразился Ф. Хайек: «Высокая инфляция и в особенности сильно варьирующая инфляция приводит к тому, что помехи полностью «забивают» полезный сигнал и важная информация превращается в бессмысленный шум»[2].
Рассмотрим подробности социально-экономические последствия инфляции:
a) Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке. В том числе инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата и тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Таким образом, при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.
|
|
Чтобы в этом убедиться представим динамику доли труда Q как разность между темпом прироста реальной заработной платы W/P и темпом прироста производительности труда q. Тогда при неизменности производительности труда прирост его доли в национальном доходе равен приросту реальной заработной платы W/P. Темп прироста реальной заработной платы равен темпу прироста номинальной зарплаты за вычетом темпа инфляции T, т.е. a=W/P=W-T.
b) Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами, при неравномерном росте цен невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.
c) Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между
частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога – инфляционным налогом (JT), ставка которого равна темпам инфляции П. Инфляционный налог – это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы M/P, либо денежная база (C+R). Рассчитать инфляционный налог, взимаемый с населения, можно по формуле JT=п(M/P), или JT=ПC+(п-i)*Д, где JT- инфляционный налог, M/P- реальные денежные запасы, С- объем наличности, Д- объем депозитов, i- номинальная ставка процента.
|
|
Доход государства от создающей инфляцию эмиссии (сеньораж) и доход от инфляционного налога JT (в виде дополнительного приобретения государством товаров и услуг на сумму эмиссии) совпадают при умеренных темпах инфляции, когда объем желаемых денежных запасов, остается неизменным: M/P=const. Существует лаг между начислением и уплатой налога. При высокой инфляции бюджетные поступления государства обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи-Оливеры, который наблюдался в 1970-е годы во время гиперинфляции в Латинской Америке, а также в России, когда темпы инфляции достигали в 1992 и 1993гг. 1353% и 915% соответственно.
d) Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции может остаться неизменным.
Рассмотренные перераспределительные эффекты, создаваемые инфляцией, воздействуют и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.
Глава 2. Особенности развития инфляции в российской экономике
Инфляция за 2003-2006 год в России
первом квартале 2007 года инфляция составила 3,4%. В этом году правительство планирует инфляцию в пределах 7,5-8%, в 2008 году - 4-5,5%.
Текущий уровень инфляции в России в 2007 году: 3,4%
· январь - 1,7%
· февраль - 1,1%
· март - 0,6%
Уровень инфляции в России в 2006 году: 9,0%
· январь - 2,4%
· февраль - 1,7%
· март - 0,8%
· апрель - 0,4%
· май - 0,5%
· июнь - 0,3%
· июль - 0,7%
· август - 0,2%
· сентябрь - 0,1%
· октябрь - 0,3%
· ноябрь - 0,6%
· декабрь - 0,8%
Уровень инфляции в России в 2005 году: 10,9%
· январь - 2,6%
· февраль - 1,2%
· март - 1,3%
· апрель - 1,1%
· май - 0,8%
· июнь - 0,6%
· июль - 0,5%
· август - минус 0,1% (дефляция)
· сентябрь - 0,3%
· октябрь - 0,6%
· ноябрь - 0,7%
· декабрь - 0,8%
Уровень инфляции в России в 2004 году: 11,7%
· январь - 1,8%
· февраль - 1%
· март - 0,8%
· апрель - 1%
· май - 0,7%
· июнь - 0,8%
· июль - 0,9%
· август - 0,4%
· сентябрь - 0,4%
· октябрь - 1,1%
· ноябрь - 1,1%
· декабрь - 1,1%
Уровень инфляции в России в 2003 году: 12%
· январь - 2,4%
· февраль - 1,6%
· март - 1,1%
· апрель - 1%
· май - 0,8%
· июнь - 0,8%
· июль - 0,7%
· август - минус 0,4%(дефляция)
· сентябрь - 0,3%
· октябрь - 1%
· ноябрь - 1%
· декабрь - 1,1%