Соблюдение прав лиц с ограниченными возможностями

В июне 2009 года Российской Федерацией была ратифицирована Европейская социальная Хартия. Тем самым Россия взяла на себя обязательства предпринять реальные шаги, направленные на защиту прав инвалидов, обеспечивая им нормальные условия жизни и интеграции в обществе.

Вместе с тем, обеспечение реализации основных социальных прав граждан, имеющих ограниченные возможности физического и психического здоровья, проходит очень непросто. Большинство инвалидов оказываются вычеркнутыми из трудовой и социальной жизни. 

Нередко проблемы соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями возникают ещё на стадии установления инвалидности.

Так, к уполномоченному обратилась гражданка Ю. из п.Верхнезейск по вопросу установления инвалидности её сыну. В частности, она просила оказать помощь в его повторном обследовании.

Согласно представленной выписке из медицинской карты, её сын действительно нуждался в обследовании у врачей-специалистов. В Зейской ЦРБ обследование и лечение не представлялось возможным, так как в больнице нет необходимого оборудования. Отдельно в выписке указано, что для установления инвалидности сыну Ю. необходимо повторное обследование в больнице, находящейся в другом районе области.

Особое внимание уполномоченного Ю. обратила на тот факт, что ранее она уже обращалась в отдел здравоохранения Зейского района, но получила ответ о необходимости доставки сына в другой район самостоятельно. Однако средств на поездку у заявителя нет, так как она проживает с сыном на одну её пенсию.

Для разрешения сложившейся ситуации уполномоченный направил обращения в адрес главы Зейского района, главы п.Верхнезейск, в управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району, министру здравоохранения Амурской области.

Общими силами проблема Ю. была разрешена. Глава п.Верхнезейск оказал помощь по выезду сына гр.Ю. до г.Зея для госпитализации в отделение Зейской ЦРБ. Управление социальной защиты населения г.Зея, где семья состоит на учёте как малоимущая, оказала семье гр.Ю. материальную помощь. Министр здравоохранения области своим сообщением подтвердил, что сын гражданки Ю. госпитализирован в больницу, где получает необходимое обследование и лечение с целью дальнейшего направления на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности фонда).

По вопросу назначения и выплаты ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к уполномоченному обратилась 75-летняя гражданка К. из Свободненского района, инвалид второй группы. По её мнению, соответствующими службами ей было неправомерно отказано в льготе за техобслуживание и вывоз мусора, а начисленная ей субсидия меньше, чем полагается по закону.

По вопросу предоставления мер социальной поддержки заявителю было разъяснено следующее: поскольку жилое помещение принадлежит К. на праве личной собственности, управление не имеет правового основания на предоставление мер социальной поддержки на содержание жилья и вывоз твердых бытовых отходов.

По вопросу начисления ежемесячных социальных выплат уполномоченным было направлено обращение в адрес руководителя управления социальной защиты населения по г.Свободному и Свободненскому району. В управлении оперативно прореагировали на запрос уполномоченного и сообщили, что норматив потребления горячего и холодного водоснабжения утверждён постановлением главы администрации г.Свободного от 28.11.2007 г. № 2051, в котором указана норма потребления на одного человека в месяц 7,63 куб. метра, в том числе 3,57 куб. метра – норма расхода горячей воды.

При установке нормативной базы произошёл сбой в расчёте норматива потребления холодной воды в квартирах, где установлены приборы учёта воды, как и произошло в случае с гр. К. При установлении данного факта управлением социальной защиты населения сделан перерасчёт в соответствии с п. 16 «Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 06.11.2009 г. № 503 А.

Вместе с тем, К. было разъяснено, что в соответствии с п. 13 указанного Порядка, в случае, если фактические расходы на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг выше, чем сумма назначенной ежемесячной социальной выплаты, то она имеет право на перерасчёт ежемесячных социальных выплат на оплату коммунальных услуг. Перерасчёт размера ЕСВ производится по заявлению гражданина при предъявлении документов, подтверждающих фактически понесённые расходы на оплату коммунальных услуг.

В связи с повышением с 01.01.2011 г. размеров тарифов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг с 24.01.2011 г. гр. К. произведён перерасчёт размера ЕСВ с учётом новых тарифов.

В своём обращении к уполномоченному жительница Райчихинска П. указала, что является инвалидом 2-й группы, дочь ‑ инвалидом 1-й группы, они проживают по договору социального найма в квартире, являющейся муниципальной собственностью. Осенью, в связи с протечкой радиаторов, П. обращалась в управляющую компанию с просьбой демонтировать радиаторы центрального отопления. Слесари демонтировали старый радиатор и предложили самостоятельно приобрести новый для его установки. Приобретать новый радиатор заявительница не согласилась, так как её устраивал прежний чугунный радиатор, поэтому она обратилась в администрацию города, откуда получила ответ с пояснением о том, что работы по полной замене существующих систем центрального отопления с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика и металлопластика относятся к капитальному ремонту жилого фонда. В связи с тем, что в данный момент в продаже имеются только алюминиевые радиаторы (т.е. модернизированные), которые соединяются только с использованием металлопластиковых труб, данный ремонт относится к капитальному, а средств на капитальный ремонт в бюджете города не предусмотрено. Также ей пояснили, что смена отдельных участков отопительных приборов (т.е. замена отдельных секций радиатора) относится к текущему ремонту, и направили заявительницу опять в управляющую компанию, хотя в это время уже начался отопительный сезон.

Перечнем работ, относящихся к текущему ремонту, утверждённым Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные, относится к текущему ремонту.

Согласно ст.14, ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ«О теплоснабжении» организация в границах поселения теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения. К полномочиям органов местного самоуправления отнесена также организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании изложенного уполномоченным было направлено обращение главе города Райчихинска с просьбой, разрешить возникшую проблему. Работы по установке чугунного радиатора в квартире П. были выполнены.

Приведённые примеры указывают на действия организаций и должностных лиц, повлекшие нарушения прав инвалидов в сфере социального обслуживания, жилищного права, права на медицинское обслуживание, которые, в соответствии с федеральным законодательством, могут быть обжалованы в суд. Но необходимо понимать, что лучший способ разрешения конфликтов – недопущение нарушения прав достаточно уязвимой и социально незащищенной категории населения области.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: