Особенности урока русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

В дидактической системе Л.В. Занкова урок также является основной организационной формой обучения. Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, меньшая ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации.

Цели урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке ЗУН, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои пусть ещё не совсем зрелые мысли. Учитель становится как бы дирижёром, организующим подлинно творческую поисковую деятельность.

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями.

1. Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза – либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания.

2. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, “ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. Активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала.

 Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Примеры индивидуальных домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их:

- Какое отношение имеет повелительное наклонение глагола к слову “пожалуйста”?

- Как образовалось это слово?

- Узнать, какие знаки препинания когда появились?

- Одинаково ли количество падежей в разных языках?

Эти задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы Л.В. Занкова, как многогранность и вариантность.

Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Например, при разграничении омонимов и сходных с ними языковых явлений предлагается следующая групповая работа:

Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения и написания, принадлежности к части речи. Свои наблюдения оформите в виде модели, обозначив в ней: произношение – П, написание – Н, часть речи – ЧР, значение –З.

1 группа. Простой трактора произошел по простой причине. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно.

2 группа. Соревнование переносится на другой день. – У боксера была перебита переносица. Замечательный плот соорудили ребята. – Плод тыквы был огромных размеров.

3 группа. В этот замок можно было попасть после того, как открыли тяжелый замок. Маленькие гвоздики были рассыпаны по полу. – Мы подарили маме красивые гвоздики.

4 группа. Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдал товарищу. В линейку запрягали двух вороных коней.

В результате данной групповой работы появляется запись в тетрадях детей.

 

Омонимы Омофоны Омографы

Омоформы

Многозначные слова

П=П Н=Н ЧР=ЧР З№З П=П Н№Н ЧР= или~ЧР З№З П№ П Н=Н ЧР=ЧР З№ З П=П Н=Н ЧР= или ~ЧР З№З В одной или несколь- ких формах слов П=П Н=Н ЧР=ЧР З№З   Значения не одинаковы, а смысловая связь существует
             

 

Данная таблица – опорный материал для выполнения дальнейших упражнений по этой теме, например, детям предлагается определить, чем являются слова:

везти – вести, орёл – Орёл, костный – косный, старожил – сторожил, плач – плачь, много белок – белок яйца, атлас – атлас, лист клена – лист тетради, держать под большим секретом – замок с секретом, стакан из стекла – вода стекла, мазать стены краской – мазать из ружья.

Широко практикуются различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд и др.

Учителю не стоит торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия. Надо стремиться к тому, чтобы ученики не только усвоили новый материал, но и овладели способом его применения, сделали самостоятельные выводы. Открытый самими учениками способ действия запоминается им надолго

Практическая часть

Цели и задачи исследования

Целью проводимого эксперимента является выявление зависимости результатов познавательной деятельности школьников от выбора формы работы на уроке, положительных и отрицательных сторон групповой формы организации обучения и её специфики

Задачи исследования:

1. доказать необходимость использования сочетания разнообразных форм организации учебной деятельности школьников;

2. выявить положительные и отрицательные стороны групповой формы организации учебной деятельности, её специфику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: