Организационные формы и структуры управления

Организация – строение, устройство ч-либо; сов-сть людей, групп, объедин для достиж к-либо цели с использ принципа разделения труда, раздел обяз и на основе определ структуры. Структура – форма упоряд элементов системы, сов-сть взаимосвяз звеньев, образ систему. Орг структура – отражает уровень соц-эк развития субъекта управл, степень технико-технолог зрелости, формы организации произ-ва и др объективные признаки развития объекта и субъекта управл, его философию и стратегию. Типы орг структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный).орг структуры различаются формализацией, сложностью, соотношением централизации и децентрализации. Принцип построения: принцип выделенной компетенции; наделение кажд субъекта точно очерченными ф-ями, кот закрепляются за ним в соотв с положением о нем. Линейная структура – взаимноподчин органы в виде иерархической лестницы. Пирамидальная – линейная с расширением числа звеньев «снизу вверх». Дивизиональная – из относит самостоят частей – дивизионов. Штабная – спецподразделения при линейных рук-лях. Матричная – привлеч спец-ов из различных служб организации для работы над проектом. Принципы построения: баланс отв-сти и прав; единство, четкость постановки, доступность и понятность целей; простота структуры; эфф-ная система связей; координация отв-сти на высшем уровне; гибкость и приспособляемость структуры. Орг формы управления предприятиями: завод – первичная форма кооперации работников; комбинат – объедин предприятий; трест – жесткая форма управл объедин предприятиями; концерн – кооперация предприятий, общие фин связи и интересы; консорциум – временный союз хоз независимых фирм; синдикат – объединение однородных пром предприятий; холдинг – корпорация или компания, кот контролирует одну или несколько компаний с пом акций, кот она владеет. Орг формы террит управл: ассоциация – добровольное объедин юр и физ лиц; свободные эк и др зоны – широко открытые для движ тов и капиталов террит анклавы, в кот создаются привлекат налоговые, фин, прав и др условия; террит-производственный комплекс – сочетание размещение различных предпр и расселений на общей террит, кот может дать большую экономию средств в масштабе всего нар хоз-ва. Современные тенденции: депортаментализация – выделение департаментов; оптимизация сложности орг структуры; созд сетевых организационных структур.

 

Общенаучные методы теории управления

Методология – это логическая схема упр деят, предполаг взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Подход – наиб принципиальный компонент методологии, определ выбор и использ остальных ее компонентов. Парадигма – исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действит, модель постановки проблем и их решения, выбора соотв методов, господствующая в научном сообщ в течение определ историч периода и знаменующая собой опред этап в развитии теории. Проблема – противоречие цели и ситуации. Приоритет – акциент на те или иные сферы, с кот м б соотнесены рез-ты управляемой деятельности – сферы эк и соц жизни. Ориентир – хорошо воспринимаемые объекты, позвол определиться относительно цели деят. Критерий – мерило оценки, наиб существенные комплексные пок-ли, позвол определить, класс-ть, оценить те или иные аспекты управл деят. Альтернатива – возможные варианты будущих ситуаций, роли, целей и действий организации, мех-мов и процедур управл. Процедура выбора – методики и технологии оценки альтернатив. Средства управления – инструменты, рычаги или иначе оформленные аспекты, компоненты ф-ий управл, предполаг использ конкретных методов управления. Механизм управл – сов-сть средств и методов, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы.

Класс-ия методов: по масштабам применения; по отраслям и сферам применения; по роли на разл этапах жизнедеят организации; по степени опосредованности воздействия; по уровню обощения упр знаний; по упр ф-ям; по объектам. Админ методы – прямое возд рук-лей на подчин. Экон методы – возд на эк интересы работников и участников. Соц-псих методы – возд на неэк интересы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: