Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.
Ими необходимо достичь следующих целей:
- Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
- Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
- Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
Все три цели тесно связаны между собой. Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
- Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
- Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
- Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
|
|
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
- ввести понятие и определение франчайзинга;
- сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
- определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
- ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:
- основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
- понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
- отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
- порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
- приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.
|
|
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.
В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.
Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.
Это обусловлено тремя причинами:
- практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
- увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
- обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).
Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.