Антиинфляционная политика в Польше

 

В 1980-е годы перед социалистической Польшей встала задача реформирования экономики. В 1989 году правительство, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией.

Был опубликован меморандум с программой экономических реформ, который в основном был адресован МВФ. Программа была названа по имени Л. Бальцеровича, польского экономиста и политика, представителя монетаризма. Его план представлял собой радикальный подход к преобразованию плановой экономики в рыночную. Фактически он представлял собой стабилизационную программу, в которой основной упор делался на жесткую фискальную политику. Ее ключевыми элементами являлись фиксированный обменный курс и прогрессивное налогообложение доходов, необходимое для сдерживания роста заработной платы. Фиксация курса злотого по отношению к доллару наряду с ограничением роста номинальной заработной платы смягчали инфляционные ожидания и рассматривались в качестве двух ключевых пунктов программы.

Программа включала в себя три элемента. Все цели следовало достигнуть одновременно и быстро.

     1. Денежная и ценовая стабилизация

     Меры, направленные на достижение денежной и ценовой стабилизации, включали в себя:

     - значительное сокращение существующих источников роста денежного предложения, включая сокращение бюджетного дефицита, «дорогие кредиты» Центрального банка, изменение формул индексации и усиление контроля над заработной платой;

     - унификацию обменного курса и конвертируемость валюты;

     - ликвидацию субсидирования;

     - ликвидацию и/или ослабление ценового контроля.

     Меры правительства, в 1989 г. перед началом реализации стабилизационной программы включали сокращение субсидий угледобывающим предприятиям, ряда продовольственных субсидий и инвестиции в сельскохозяйственное производство.

     Минимальные гарантированные цены, которые выплачивались государственными снабженческими организациями производителям сельскохозяйственной продукции, были отменены.

     Либерализация также охватывала и экономическую деятельность. Новый закон «О предпринимательской деятельности» предполагал недискриминационное развитие государственного и частного секторов, устранял барьеры для частных предприятий и разрешал частную предпринимательскую деятельность во всех сферах экономики страны. В банковской системе также происходили изменения. Одной из первых мер стало превращение государственных банков в коммерческие, что было необходимо с точки зрения предоставления им права вести собственную независимую политику и возможности готовиться к приватизации.

     Либерализация коснулась также отношений реального сектора с бюджетом. С одной стороны, большая часть субсидий государственным предприятиям была отменена, с другой - предприятия подверглись более жесткому налогообложению. Однако большие государственные предприятия по-прежнему имели возможность использовать преференции со стороны государства, в частности, прощение части налогов.

     Процесс либерализации не обошел стороной и сферу экспорта. В 1994 г. правительство начало рассматривать меры по его расширению. Они включали в себя налоговые льготы, преференциальные кредиты, преференциальные инвестиционные скидки, привлекательные кредиты рефинансирования институтам, которые финансируют экспорт.

 

 

     2. Структурная перестройка

Структурная перестройка должна была поддержать развитие частных компаний, приватизацию значительной части государственных предприятий (на тот момент государственные предприятия составляли 90 % общего числа несельскохозяйственных предприятий) и способствовать ликвидации неэффективного производства. Эти цели были достигнуты путем проведения следующих мероприятий:

- упрощения системы налогообложения и снижения предельных ставок налогообложения;

- унификации обменного курса и свободной конвертируемости;

- ликвидации импортного и экспортного лицензирования;

- создания фондовых бирж;

- быстрого прохождения законов, касающихся приватизации, которые позволяли осуществлять продажу активов в различной форме.

Польская программа приватизации базировалась на концепции индивидуальных продаж предприятий. Преимущества такого подхода выражались в транспарентности структуры собственности, поскольку только отраслевые инвесторы имели желание инвестировать в приватизируемые предприятия; получении бюджетом значительных финансовых ресурсов в результате проведенных тендеров; сокращении прямых и косвенных субсидий приватизированным предприятиям. В числе недостатков следует отметить достаточно продолжительную процедуру приватизации, которая длилась, как минимум, девять месяцев, и издержки ее проведения. Кроме того, продажа государственных активов за наличные предполагала, что сначала будут приватизированы наиболее перспективные предприятия. Несмотря на это, приватизация продолжалась и далее, хотя масштабы ее уже были незначительны.

 

 

3. Уменьшение внешнего долга и расчет на экономическую помощь из-за рубежа

Техническая и финансовая помощь требовалась для проведения реформ и ослабления долговой нагрузки в течение следующего года, а также для общего снижения будущих долговых обязательств. Финансовая и техническая помощь были оговорены в соглашении о резервировании с МВФ. Помощь также включала в себя стабилизационный заем от стран «большой семерки» и поддержку международных резервов Польши.

Польша получила два займа от Европейского банка реконструкции и развития в размере 360 млн. долл. Всемирный банк в начале 1990 г. предоставил Польше два кредита на сумму 260 млн. долл., которые должны были быть инвестированы в развитие промышленного и агропромышленного комплексов. Международная финансовая корпорация (IFC) также выделила из своих средств более 60 млн. долл.

     Ниже представлены итоги проведения реформ, основные макроэкономические показатели сведены в Таблицу 1.

 

Таблица 1- Основные макроэкономические показатели [15]

 

Показатели 1989 1990 1991 1993 1995 1997 2000
Инфляция, % 244,5 555,4 76,7 36,8 28 15,08 10
ВВП на душу населения - 100 92 97 108 122 144

     Польша переживала период высокой инфляции в 1989 и 1990 годах 555,4 %. Основным источником инфляции было кредитование госбанком дефицита бюджета. Мерой, которая помогла ликвидировать этот источник, было то, что в 1990 г. сеймом было принято решение о прекращении автоматического кредитования бюджета. Раньше делать это должен был Народный банк Польши, поскольку он и правительство подчинялись одному и тому же руководству. Теперь Народный банк Польши становился самостоятельным институтом. Государство должно было само искать источники финансирования дефицита госбюджета вплоть до распродажи имущества государственных предприятий и своих долей в приватизированных предприятиях частным лицам и фирмам. С 1989 г. практически была прекращена выдача льготных кредитов. По итогам 1-го квартала 1990 г. на заседании правительства отмечалось, что основные цели были достигнуты. Если в январе 1990 г. инфляция составляла 79 %, то в феврале — 24 %, марте — 6 % и апреле — 4 %.

     Ещё одной мерой ликвидации дефицита бюджета было сокращение средств на оборону, здравоохранение и образование. Доля субсидии в государственных расходах уменьшилась с 42 % в 1988 до 5,6 % в 1995 г.

     Таким образом, после проведения реформ в течение месяца удалось ликвидировать гиперинфляцию и в последующие два месяца выйти на показатель роста цен менее 10 %.  

     Именно такая быстрота достижения результатов и создала благоприятные предпосылки для дальнейшего проведения реформ.             Совокупный бюджетный дефицит был снижен на 30 %, что соотносилась с величиной, предусмотренной в плане. Зарубежная помощь в форме продуктов питания также помогла ликвидировать дефицит, возникший вследствие падения производства. С 1992 года наблюдается ежегодный рост ВВП. Рост заработной платы был существенно ограничен. В реальном выражении она выросла на 10 %. Процентные ставки по кредитам с 1 января 1990 года в период реформ в Польше были положительными, т. е. превышали уровень инфляции. Несомненно, ценовой шок одномоментно (конец 1989—начало 1990 года) сблизил народнохозяйственный спрос и объем предложения.

     В социалистической Польше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1 миллиона человек или 6,3 % экономически активного населения страны.

     К 1993 году безработица составляла уже 18 %, затем она начала снижаться, и к 1997 году достигла 12 %.

     Факторы обеспечившие стабилизацию экономического положения и роста:

     1. Капиталовложения. Уже в 1993 году наметился определенный прогресс в сфере капиталовложений: затраты на закупки машин и оборудования возросли примерно на 10 % при одновременном сокращении затрат на строительно-монтажные работы. Свыше 60 % всех капиталовложений частного сектора пришлось на промышленность. В целом за годы реформы доля капиталовложений колебалась вокруг 21 % ВНП.

     2. Экспорт. Вторым фактором экономического роста в 1994 году стали внешнеэкономические связи, точнее, возросший внешний спрос на польскую продукцию, обусловленный оживлением в мировой экономике, что через рост экспорта (120,5 %) стимулировало рост производства и инвестиций, причем в первую очередь в государственном секторе.

     3. Наличие политической воли к осуществлению глубоких социально-экономических реформ, проявляющейся в первую очередь в преемственности экономической политики практически ежегодно сменяющихся кабинетов министров.

      В итоге можно сказать, что антиинфляционная политика Польши проводилась грамотно, после проведения реформ удалось в течение месяца ликвидировать гиперинфляцию, наблюдается ежегодный экономический рост, которому способствовали такие факторы как капиталовложения и экспорт.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: