Работа маркетолога и дизайнера над созданием упаковки

    Сейчас российские бренд-дизайнеры и маркетологи все больше строят свое отношение к упаковке на основе принципов эмоционального воздействия на покупателя.

       Свойственная производителям влюбленность в собственный продукт заставляет их концентрироваться больше на технологическом совершенствовании. Но прежде, чем покупатель оценит свойства продукта, он должен заметить его и выбрать. В таблице 1 представлена схема разработки дизайна упаковки продукта.

Таблица 1

Схема разработки дизайна упаковки продукта

Этап 1 Создание основной идеи, образа упаковки.
Этап 2 Подготовка и выдача технического задания дизайнерам (большой раздел составляют технические и стоимостные ограничения).  
Этап 3 Рассмотрение вариантов, предложенных дизайнерами. Выбор оптимального варианта.      
Этап 4 Тестирование дизайна упаковки: выбор методов оценки, разработка сценария тестирования, обработка результатов исследования.
Этап 5 Внесение изменений в дизайн с учетом мнений потенциальных потребителей.    

 

    На стороне маркетолога – знания о поведении потребителей, психологических особенностях восприятия, дизайнеру доступен весь арсенал средств изобразительного искусства. [10, 66-72]Участие отдела маркетинга в разработке упаковки рассматривается в таблице 2 и основные стратегии при проектировании упаковки в таблице 3.

 

Таблица 2

Этапы работы маркетолога над упаковкой продукта

Этапы работы Цели Задачи Источники необходимой информации
    Нулевой этап     Определение концепции продукта § Формулирование гипотез о потреблении и целевых группах § Учёт сознательных и подсознательных желаний потребителей. § Изучение продукции конкурентов. § Результаты собственных исследований и исследований в отрасли Результаты собственных исследований и исследований в отрасли
  Первый этап   Создание образа продукта § Исследование эмоционального восприятия продукта потенциальными потребителями. § Анализ образа производителя в глазах потребителя. Результаты собственных исследований и гипотезы.
  Второй этап Определение приоритетов Выбор концепции дизайна (классика или авангард), учет традиций и связи с дизайном упаковок ранее выпущенных продуктов.                         
    Третий этап   Определение возможностей для визуализации § Подбор ассоциативного ряда § Подбор изобразительного материала для визуализации ожиданий, ассоциаций, желаний потребителя. Результаты исследований восприятия цветов, форм и объемов.
  Четвертый этап     Обработка и изучение собранного материала § Исследование цветов, тональностей, контрастов. § Выделение элементов, обеспечивающих передачу настроения, желаний, эмоций. § Изучение изобразительных средств, используемых в рекламной кампании. § Обобщение: какие из имеющихся средств мы хотим применить в дизайне упаковки.   Классическая теория цветов, контрастов и композиции
  Пятый этап   Формулировка технического задания. § Определение целей и приоритетов. § Формирование технических и эстетических ограничений. § Определение информации, содержащейся на упаковке. § Выдача задания и материалов дизайнеру.  
Шестой этап   Оценка макета упаковки и выбор оптимального варианта силами отдела маркетинга производителя                                       § Индивидуальная оценка упаковки. § Оценка дизайна упаковки в корпоративном блоке. § Оценка дизайна упаковки относительно продукции конкурентов.   Методы оценки в реальных условиях торгового зала: учет возможного освещения, особенностей расположения и выкладки.
    Седьмой этап   Оценка упаковки относительно конкурентов предполагаемыми потребителями и продавцами. Внесение изменений в макет упаковки.  

 

Таблица 3

Основные стратегии при проектировании упаковки

Стратегия Цели Задачи при проектировании упаковки
Прямой вызов Уверенно заявить о себе как о лучшей (или достойной) альтернативе лидерам. Прямой вызов конкурентам и их самым сильным маркам. Выявление сильных сторон дизайна лидирующих марок конкурентов и совершенствование собственного стиля. Возможно использование «марок-камикадзе».
Имитация Достижение максимальной схожести с лидером. Использование аналогичных конкурентам приемов дизайна, проверенных дизайнерских решений
Наступление Атака более слабых позиций конкурентов и вытеснение слабых противников. Выделение марок и корпоративного блока с помощью изобразительных средств.
Инфильтрация   Использование ошибок и упущений конкурентов. Выделение и демонстрация преимуществ упаковки собственного продукта на фоне неудачных дизайнерских решений конкурентов.Заполнение пустующих мест в продуктовой линии (размер, форма, характер использования упаковки).
Оборона Укрепление позиций Устранение ошибок, недоработок в дизайне, укрепление корпоративного блока.

 

    После того, как стратегия определена, остается уточнить, на чем сделать акцент: вкусе, полезности, цене, уникальности или типичности, новизне или традиционности, репутации производителя или популярности продукта, вызове обществу или конформизму, гармоничности или броскости. Обобщенная информация затем передается дизайнерам для создания макета упаковки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: