Анализ собираемости косвенных налогов в Республике Мордовия

По данным УФНС по РМ, поступления администрируемых доходов в федеральный бюджет в 2004 г. составили 2579, 023 млн. рублей. На 1 января 2004 года поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуг), реализуемые на территории Российской Федерации, составили 1676, 37 млн. рублей (113% к уровню 2003 г.). Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило 34,3 млн. рублей. В 2005 году в федеральный бюджет поступило 4596, 348 млн. руб., что на 2017,83 млн. рублей больше, чем в 2004 г. Из них, поступления налога на добавленную стоимость – 2263,408 млн. рублей. Всего в 2006 году в федеральный бюджет поступило 6136,8 млн. рублей администрируемых доходов, что на 33,5 % больше, чем в 2005 году. Управление ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что на 1 января 2006 года поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуг), реализуемые на территории Российской Федерации, составили 4195,117 млн. рублей и по сравнению с 2005 годом увеличились на 18 %. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило 77,6 млн. рублей, что на 41,8 млн. рублей, или на 117 % больше, чем в 2005 году. Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию вфедеральный бюджет Российской Федерации в 2006 году составили 139,7 млн. рублей, что на 1 % больше, чем в 2005 году. Всего в 2007 году в федеральный бюджет поступило 7363,3 млн. рублей администрируемых доходов, что на 20 % больше, чем в 2006 году. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 5331,794 млн. рублей и по сравнению с 2006 годом увеличились на 27 %. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 153,9 млн. рублей, что на 76,2 млн. рублей, или в 2 раза больше, чем в 2006 году. Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 года составили 183,86 млн. рублей. Управление ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что на 1 января 2008 года в федеральный бюджет поступило 8455,37 млн. рублей администрируемых доходов (включая ЕСН), что на 37 % больше, чем на 1 января 2007 года. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 1 января 2008 года составили 6157,43 млн. рублей. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 215,2 млн. рублей, что на 61,37 млн. больше, чем в 2007 году. Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации на 1 января 2008 года составили 210,65 млн. рублей, что на 11 % больше, чем поступления на 1 января 2007 года. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (86,3 %) и налога на прибыль (8,2 %). На рисунке 1 представлена структура поступлений администрируемых УФНС по РМ доходов в бюджет РФ.

Рисунок 3 – Структура поступлений, администрируемых УФНС по РМ доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2006 - 2008 гг.                    Из структуры видно, что удельный вес НДС имеет положительную динамику, увеличиваясь с каждым годом (на 34%,28%, 5% и 7,1% в 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. соответственно). Однако, столь высокий рост налоговых выплат по НДС говорит о высоких темпах инфляции, а не о реальном увеличении объемов производимой продукции, и массы добавленной стоимости соответственно. Что касается акцизов, здесь наблюдаются различные тенденции. Если в 2004 – 2006 гг. – значительный рост (на 3,31 млн. руб. и 2,6% в 2005 г., и на 15,3% в 2006г.) Объем акцизов в 2007 году уменьшился незначительно (на 0,2%), а в 2008 году наблюдалась тенденция к увеличению – на 0,8%.

Увеличение выплат НДС происходит, главным образом, за счет увеличения количества налогоплательщиков. По данным Отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по Республике Мордовия, на 01.01.2005 г. было зарегистрировано 64 120 налогоплательщиков, в то время, как по состоянию на 01.01.2009 г., количество юридических лиц – плательщиков НДС увеличилось на 83,46% и составило 117 645 организаций. Кроме того, за анализируемый период прекратили свою деятельность и были реорганизованы 6 935 плательщиков НДС (в их числе ЗАО "Мобильные газовые системы", Акционерное общество открытого типа "Торбеевское ремонтно-техническое предприятие", Государственная специализированная передвижная механизированная колонна "Саранскагроспецмонтаж", Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "МАГЕЛЛАН", Сельскохозяйственный производственный кооператив "Атяшевский", и др.).

В то же время, на территории Республики Мордовия зарегистрировано 11 юридических лиц, являющихся налогоплательщиками акцизов (из них 2 - по пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно; 9 – по спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции). За анализируемый нами период 2004 – 2008 гг., не наблюдается увеличение численности налогоплательщиков акцизов.

 Рассмотрим структуру начисленных УФНС по РМ сумм по НДС за 2006 - 2008 гг., которая представлена в таблице 4.

Таблица 2 - Начисление налога на добавленную стоимость УФНС по РМ за 2006 - 2008 гг.

 

 

 

 

 

Показатели

Код строки

Начислено – всего, руб.

2006 год 2007 год

2008 год

1 2 3 4 5
Налогооблагаемые обороты: Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, - всего (100=110+120+130) 100 25 053 940 32 434 164 31 207 715
сумма исчисленного налога, отраженная в разделе 2.1 Декларации по НДС 110 24 998 897 32 380 660 31 178 294
сумма налога, исчисленная по операциям, по которым применение налоговой ставки 0 процентов не подтверждено 120 21 164 53 325 22 965
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом, всего 130 33 879 179 6 456
 Налоговые вычеты: Сумма налоговых вычетов, всего 200 22 216 758 28 085 741 27 920 123
общая сумма НДС, подлежащая вычету и отраженная в Декларации по НДС 210 22 207 059 27 867 123 27 680 305
в том числе: сумма налога, предъявленная подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства 221 250 641 389 943 626 608
сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории 241 278 677 558 485 282 749
сумма налога, уплаченная налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь 242 30 481 545 590 741 448
сумма налоговых вычетов по операциям, по которым применение налоговой ставки 0 процентов не подтверждено 270 9 699 161 455 579 373
Общая сумма налога, исчисленная по декларациям - итого (300=100-200; 300=310+320) 300 2 837 182 -1 188 8 564
в том числе: к уплате в бюджет 310 4 665 338 219 806 231 254
к уменьшению (со знаком минус) 320 -1 828 156 4 348 423 5 618 134
 Сумма налога, доначисленная (уменьшенная) по результатам контрольной работы 400 466 766 6 442 847 -2 331 502
в том числе: по ранее принятым решениям налогового органа о возмещении НДС по налоговой ставке 0 процентов 410 0 -2 094 424 193 510
 Сумма начисленных налоговых санкций и пеней - всего 500 398 870 174 899  
в том числе: сумма начисленных налоговых санкций и пеней по результатам контрольной работы 510 191 839 70 359 32 069
 Сумма отсроченной (рассроченной) задолженности, срок уплаты которой приходится на отчетный период (включая проценты за пользование бюджетными средствами) 600 40 525 104 540 161 441
Сумма реструктурированой задолженности, подлежащая погашению в сответствии с утвержденными графиками уплаты в отчетном периоде (включая проценты за пользование бюджетными средствами) 700 3 743 343 0 29 086
З. Сумма начисления - итого (800=300+400+500+600+700; 800=810+820) 800 5 515 031 88 354 -41 412
в том числе: к уплате в бюджет 810 -1 771 688 0 0
к уменьшению (со знаком минус) 820 348 292 33 274 20 184
 Уменьшено начислений на сумму налога по налоговой ставке 0 процентов, признанную к возмещению, всего (900=910+920) 900 344 647 4 644 950 2 534 948
арбитражными судами 910 3 645 91 805  
 Сумма начисления - всего (1000=800-900; 1000=1010+1020) 920 3 395 051 86 403 1 613 294
в том числе: к уплате в бюджет 1000 5 053 079 5 402  
к уменьшению (со знаком минус) 1010 -1 658 028 4 553 145 2
Контрольная сумма, млн. руб. 1500 4195,117  5331,794 6157,43

По данным ФНС РФ, в 2008 году в бюджетную систему Российской Федерации поступило более 2 трлн. руб., что на 25% больше, чем за 2007 год. Исключение составил НДС (дело в том, что из-за перехода на поквартальную уплату поступления данного налога снизились). Однако, в Республике Мордовия наблюдается обратная ситуация. На прирост поступлений, главным образом, повлияли экономический рост, инфляция и улучшение налогового администрирования.

В течение 2004-2008 г.г. наблюдается динамика опережающего темпа роста возмещаемых на расчетные счета налогоплательщиков сумм НДС над темпом роста поступлений налога, что свидетельствует о продолжающемся росте налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. И тому есть объективные причины. Во-первых, это благоприятная инвестиционная политика в нашем регионе, обусловленная реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и областных целевых программ по развитию свиноводства, птицеводства, молочного животноводства. Во-вторых, увеличивается количество плательщиков НДС. Одни переходят со специальных режимов налогообложения на общий, другие переходят к нам из других регионов. Все это способствует увеличению не только объемов производства и реализации продукции, но и закупок товарно-материальных ценностей. Как следствие, растет объем налоговых вычетов по приобретенным товарам, работам и услугам. Новые подходы к проведению организации контроля позволили налоговым органам значительно повысить эффективность проверок. В отношении проверок организации эффективность возросла в 1,5 раза в 2008 году. Количество выездных проверок снизилось на 16,7%. (рисунок 2).

Рисунок 2– Количество проведенных камеральных проверок налоговыми органами РМ за 2004 - 2008 гг.

Анализ финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, соотнесение данных с критериями риска, информация из различных баз данных ФНС позволяют с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных проверок. Такой подход позволяет повысить качество проверок.

Итоги рассматриваемого периода свидетельствуют о росте эффективности проверок (таблица 3):

Таблица 3 – Проверки налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в 2004 – 2008 гг.

 

НДС и акцизы по подакцизным товарам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь

Год

2004

2005

2006 2007 2008
Количество проведенных выездных проверок - всего 1698 2077

2012

1428

836

из них, выявивших нарушения

1109

1363

1318

1116

604

Количество проведенных камеральных проверок - всего

64967

78013

75913

63851

53384

из них, выявивших нарушения

5714

5903

6716

8164

4934

Дополнительно начислено платежей по результатам проверок - всего 639987 1248838 1684199 1373670 791943
из гр.5 по выездным налоговым проверкам 274641 535920

722748

903276

550560

налоги

166834

325552

439043

705714

439047

пени

44714

87252

117669

100776

59934

штрафные санкции

63093

123116

166036

96786

51579

из гр.5 по камеральным налоговым проверкам 442492 497182 710260

139960

90621

налоги

429483

482565

689379

94653

66314

пени

974

1094

1563

3619

1956

штрафные санкции

12035

13523

19318

41688

22351

Из гр.5 дополнительно начислено по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату НДС и акцизов

38643

96608

161014

331413

301098

 

Рассмотрим структуру камеральных проверок, где увеличился удельный вес проверок, по которым выявлены нарушения - если в 2006 г. он составлял 65%, то в 2008 – уже 78%. При этом, в 2004 – 2005 гг. данный показатель составлял 59% и 61% соответственно. Полученная динамика не случайна, так как она была заложена при определении направлений налоговой политики Российской Федерации еще в 2005 г. По словам заместителя руководителя  ФНС России Шевцовой Т.В., камеральная проверка рассматривается как основная, приоритетная форма налогового контроля: «Во-первых, она позволяет охватить контролем 100% налогоплательщиков. Во-вторых, трудозатраты на ее проведение намного ниже по сравнению с выездными проверками. Кроме того, в сфере проведения камерального контроля заложена и эффективность контроля выездного, поскольку именно по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщика для проведения выездных проверок, результаты камерального анализа лежат в основе предпроверочного анализа в рамках подготовки к выездной налоговой проверке».

Что касается выездных проверок, то здесь наблюдается несколько иная ситуация – если в 2004 г. удельный вес – 8,8%, в 2005 – сократился на 1,3% и составил 7,5%; в 2006 г. – увеличение на 1,35%; в 2007 г. удельный вес увеличился на 3,85% (с 8,85 до 12,7%), то в 2008 – снизился на 3,46% (до 9,24%).

Данные таблицы свидетельствуют о результативности выездных проверок, за анализируемый нами период 2004 – 2008 гг. она увеличилась с 75 до 97%. Эффективность проводимых налоговых проверок организаций по уплате НДС и акцизов определяется с помощью расчета такого показателя, как доначисления на 1 проверку. Динамика роста данного показателя УФНС по РМ за 2001 – 2008 гг. представлена на рисунке 3.

Рисунок 4 – Эффективность проверок УФНС по РМ организаций – налогоплательщиков НДС

Произошло это благодаря тому, что в утвержденном в 2003 году документе, регламентирующем процедуру отбора налогоплательщиков для выездных проверок, не было предусмотрено прежнее требования об обязательности охвата налогоплательщиков выездными проверками не реже одного раза в два года. Подобное требование осталось только в отношении проверок крупнейших и основных налогоплательщиков. Кроме того, с 2005 года УФНС России по РМ отошло от практики централизованного планирования основных направлений контрольной работы. Этот план не учитывал конкретных особенностей соответствующих регионов. Зачастую он не давал возможности налоговым органам отбирать для выездной проверки тех налогоплательщиков, у которых судя по имевшимся данным была высока вероятность выявить налоговые нарушения.

В настоящее время налогоплательщиков для выездных проверок отбирают на основе утвержденных критериев отбора с использованием упомянутых программно-информационных комплексов, которые позволяют по результатам камеральных проверок формировать списки налогоплательщиков, рекомендуемых для включения в планы выездных проверок. Единственной категорией налогоплательщиков, подлежащих обязательной выездной проверке, независимо от результатов камерального анализа всей имеющейся о них информации, остаются ликвидируемые организации.

Тем не менее, по-прежнему остается множество проблем с налоговым администрированием. Причина тому – несоблюдение законодательства о налоговом администрировании, множество претензий в отношении приостановления операций по счетам налогоплательщиков и соблюдения сроков, в течение которых проводятся те или иные процессуальные действия. Полнота поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней напрямую зависит от правильного использования сведений о налогоплательщиках, постоянного осуществления с ними методологической работы по разъяснению норм налогового законодательства, а также умения проанализировать причины недопоступлений этих налогов и найти пути погашения имеющейся недоимки.

Проанализируем структуру задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2004 – 2008 гг. наибольший удельный вес занимает НДС – 51,07% в 2006 г., 50,8% - в 2007г. и 50,4% - в 2008г. Доля акцизов за анализируемый период увеличилась на 9,19% (с 6,3% до 15,49%).

Однако, не стоит забывать о том, что начисления по НДС составляют 86,2% от общих поступлений, администрируемых УФНС по РМ доходов в федеральный бюджет в 2008 г. (79,2% и 74% соответственно в 2007 и 2006 гг.). Кроме того, задолженность по НДС – 3,61% от общих поступлений налога в 2006 г, и 2,63% в 2007г, 2,4% в 2008 г. Аналогичный показатель по акцизам: 6-7% за анализируемый период, по единому социальному налогу - 18,6%, 20,11% и 17,3% в 2006, 2007, 2008 гг. соответственно.   

В то время, как задолженность по выплатам ЕСН сократилась на 4,39% (19,89% - в 2006 г., 17,41% - в 2007г., и 15, 55% - в 2008 г.). Кроме того, по данным УФНС России по РМ снизились задолженности по выплатам в Пенсионный Фонд РФ (рисунок 5):

Рисунок 5 – Структура задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации

 

На основании проведенного выше анализа можно сделать вывод о том, что налог на добавленную стоимость и акцизы играют важнейшую роль в формировании федерального бюджета. Поэтому им уделяется особое внимание со стороны налоговых органов. Именно у акцизов и НДС – самые высокие показатели собираемости, именно по этим видам налогов проводится наибольшее количество выездных проверок. Наблюдается положительная динамика снижения задолженности по НДС и акцизам, значительно повысились качество и эффективность работы налоговых агентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: